Корнелиус, Петер Йозеф фон

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Петер Йозеф фон Корнелиус
нем. Peter Joseph von Cornelius
Петер Йозеф фон Корнелиус, около 1850 г.Петер Йозеф фон Корнелиус, около 1850 г.
Имя при рождении Peter Joseph von Cornelius
Дата рождения 23 сентября 1783(1783-09-23)
Место рождения Дюссельдорф
Дата смерти 6 марта 1867(1867-03-06) (83 года)
Место смерти Берлин
Жанр
Стиль романтизм
Награды Орден «Pour le Mérite»
Автограф

Петер Йозеф фон Корнелиус (нем. Peter Joseph von Cornelius; 23 сентября 1783, Дюссельдорф — 6 марта 1867, Берлин) — немецкий живописец, рисовальщик и педагог, представитель романтизма. Дядя композитора Петера Корнелиуса.

Биография

Сын хранителя дюссельдорфской картинной галереи, Корнелиус остался сиротой в 15 лет и находился в очень стеснённых обстоятельствах. Сумев преодолеть их, он начал работать над росписями местных церквей (особенный интерес представляет роспись церкви святого Квирина в Нойсе).

Этапной стала для Корнелиуса поездка в Рим в 1811 году. Здесь он присоединился к товариществу немецких художников, в которое входили Овербек, Пфорр, и другие. Это сообщество взяло себе название «Союз Святого Луки», а в историю немецкой живописи вошло под наименованием «назарейцы». В свой римский период Корнелиус вместе с другими назарейцами принял участие в росписи дома прусского консула в Риме Бартольди (18161819), а также (совместно с Амслером) работал над иллюстрациями к «Песни о Нибелунгах».

В 1820-е годы Корнелиус живёт преимущественно в Мюнхене, по приглашению Людвига Баварского пишет придворные портреты, с 1819 по 1824 год становится первым директором Дюссельдорфской академии художеств. Он расписывает несколько мюнхенских церквей, а также здания Глиптотеки (фрески утрачены во Вторую мировую войну) и Пинакотеки.

В 1840 году Корнелиус переезжает в Берлин. К 1840 году относится его последняя работа — впечатляющие размахом и экспрессией эскизы к расписной королевской усыпальницы по мотивам Дюрера. Написанные им в Мюнхене фрески на античные сюжеты в Глиптотеке (1820—1830) и «Страшный суд» в церкви Св. Людвига (1836—1840) явились наиболее характерными произведениями немецкого академического искусства этого периода и длительно служили образцами, на которых воспитывалась художественная молодежь Германии.

Среди его учеников были живописцы Генрих Георг Брандес, Якоб Гётценбергер и Готлиб Гассен.

Примечания

Литература

  • Корнелиус Петер фон // Конда — Кун. — М. : Советская энциклопедия, 1973. — С. 188. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 13).
  • Власов В. Г. Корнелиус Петер фон // Стили в искусстве : Архитектура, графика. Декоративно-прикладное искусство. Живопись, скульптура : словарь : в 3 т. / В. Г. Власов. — СПб. : Кольна, 1996. — Т. 2 : Словарь имён : А—Л. — С. 438. — 543 с., [8] л. ил. — ISBN 5-88737-005-X. — OCLC 605179863.
  • Камчатова А. В., Котломанов А. О., Кроллау Н. Е. Германия. Англия. XV–XIX века : биографический словарь / А. В. Камчатова, А. О. Котломанов, Н. Е. Кроллау. — СПб. : Азбука-Классика, 2008. — С. 30, 96, 111–113, 201, 203, 204. — 480 с. : ил., цв. ил. — (Художники Западной Европы). — ISBN 978-5-91181-907-1.

Ссылки