Коса Двух Пилотов

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Коса Двух Пилотов
чук. Тэнкергын пильгын
Координаты 68°28′21″ с. ш. 178°04′59″ з. д.HGЯO
Расположение
Омывающие акватории Чукотское море
Страны  Россия
Регион Чукотский автономный округ
Район Иультинский район
Характеристики
Наивысшая точка 11 м
Коса Двух Пилотов (Россия)
Точка
Коса Двух Пилотов
Коса Двух Пилотов, Россия
Коса Двух Пилотов (Чукотский автономный округ)
Коса Двух Пилотов (Чукотский автономный округ)
Точка
Коса Двух Пилотов
Коса Двух Пилотов, Чукотский автономный округ

Коса́ Двух Пило́тов — длинная узкая песчаная коса, целиком окружённая водами Чукотского моря (фактически остров), вытянутая вдоль побережья Чукотского полуострова.

Относится к территории Иультинского района Чукотского автономного округа.

Коса достигает 52,5 км в длину и 1 км в ширину (в самом широком месте). Состоит из песка и гальки. Высота до 11 м[1]. Расположена между Чукотским морем и лагунами Тынкургин-Пильхин[2][3] (Тэнкэргыкынмангкы[1][4]) и Амгуэма[2], прибрежными озёрами, которые покрыты льдом бо́льшую часть года. В северо-западной части отделена узким проливом Пильхин (Пильгын) от своего геологического продолжения — пересыпи, простирающейся до мыса Шмидта[2]. Средняя величина прилива на берегу косы — 2 м[4].

В юго-восточной части острова был расположен посёлок Дальстроя[2]. В центральной части косы находится землянка Поварова[3], в северо-западной части — заимка Пипика и световой знак Тэнкэргын-Пильгын[1].

Исторические сведения

Чукотское название — Тэнкергынпильгын («горловина Танкергина»), по имени чукчи, жившего когда-то в зтих местах[5].

Современное название острова появилось в 1933 году в честь двух американских полярных лётчиков, погибших немного восточнее косы на самолёте «Гамильтон», летевшем с Аляски на спасение затёртой во льдах шхуны «Нанук» Олафа Свенсона осенью 1929 года. Этими пилотами были известный полярный лётчик Карл Эйельсон и бортмеханик Борланд Эрл[6]. Место крушения самолёта с воздуха обнаружил М. Т. Слепнёв, тела погибших лётчиков были найдены в феврале 1930 года командой парохода «Ставрополь»[7].

По распоряжению Певекского районного радиометеорологического центра в 1957 году в устье реки Амгуэмы была организована выносная гидрометеорологическая станция «Коса Двух Пилотов». Наблюдения на станции, функционировавшей только в период навигации, осуществлялись радистом и гидрометеорологом Шмидтовского радиометцентра. Эта станция была активной до 1970-х.

В 1983 году близ косы Двух Пилотов затонул теплоход «Нина Сагайдак»[8][9].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Лист карты R-1-XXXI,XXXII. Масштаб: 1 : 200 000. Состояние местности на 1967 год. Издание 1987 г.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Лист карты R-1-В,Г. Масштаб: 1 : 500 000.
  3. 3,0 3,1 Лист карты R-1,2. Масштаб: 1 : 1 000 000. Издание 1956 г.
  4. 4,0 4,1 Лист карты R-1-XXXIII,XXXIV устье р. Амгуэма. Масштаб: 1 : 200 000. Состояние местности на 1967 год. Издание 1987 г.
  5. Леонтьев В. В., Новикова К. А. Тэнкергынпильгын // Топонимический словарь Северо-Востока СССР / науч. ред. Г. А. Меновщиков; ДВО АН СССР. Сев.-Вост. комплекс. НИИ. Лаб. археологии, истории и этнографии. — Магадан: Магаданское книжное издательство, 1989. — С. 375. — 15 000 экз. — ISBN 5-7581-0044-7.
  6. В. Опарин. Штурвал Бена Эйельсона // Вокруг света : журнал. — 1977. — № 1. — С. 24-29; № 2. — С. 38-42.
  7. Леонтьев В. В., Новикова К. А. Коса Двух Пилотов // Топонимический словарь Северо-Востока СССР / науч. ред. Г. А. Меновщиков; ДВО АН СССР. Сев.-Вост. комплекс. НИИ. Лаб. археологии, истории и этнографии. — Магадан: Магаданское книжное издательство, 1989. — С. 129. — 15 000 экз. — ISBN 5-7581-0044-7.
  8. Гибель «Нины Сагайдак». Дата обращения: 7 сентября 2011. Архивировано 4 марта 2016 года.
  9. The shipping crisis in the Soviet eastern Arctic at the close of the 1983 navigation season / Barr, W. Wilson, E.A. Arctic, v. 38, no. 1, Mar. 1985, p. 1-17, ill. ASTIS record 16730. Дата обращения: 7 сентября 2011. Архивировано 18 марта 2012 года.

Ссылки