Коонен, Алиса Георгиевна

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Коонен, Алиса»)
Алиса Коонен
Алиса КооненАлиса Коонен
Имя при рождении Алиса Георгиевна Коонен
Профессия актриса
Годы активности 1906—1949
Театр Камерный театр
Награды
Орден Трудового Красного Знамени — 1954
Народный артист РСФСР— 1935

Али́са Гео́ргиевна Коонен (5 (17) октября 1889 — 20 августа 1974) — русская и советская актриса, Народная артистка РСФСР (1935), жена А. Я. Таирова[1].

Биография

Алиса Георгиевна Коонен родилась 17 октября 1889 года в небогатой семье. Её отец, сын бельгийца и польки Георгий Коонен, был судебным поверенным, но клиентов имел лишь из числа соседей по дому. Мать, Алиса Львовна, из состоятельной польской семьи, хороший музыкант, но слабое здоровье и большая семья лишили её возможности давать уроки. После замужества родственники матери разорвали с ней отношения, сочтя её брак позором для семьи[2][3].

Алиса с детства мечтала стать актрисой. В 16 лет она поступила в МХТ, училась у Станиславского. Ей покровительствовал меценат Николай Тарасов. Впервые вышла на сцену МХТ в роли Гостьи в «Горе от ума» (1906). В 19 лет сыграла свою первую большую роль — Митиль в спектакле «Синяя птица» по Метерлинку (1908).

В 1913 году Алиса Коонен перешла работать в Свободный театр К. А. Марджанова, который просуществовал лишь один сезон. Там она встретила своего будущего мужа — Александра Таирова.

В 1914 году, когда он организовал Камерный театр, она перешла туда работать и вскоре стала ведущей актрисой[4]. Обладала широким творческим диапазоном: от трагической Федры до Жирофле-Жирофля в одноимённой оперетте Ш. Лекока, но особенно большую известность она получила исполнением ролей трагического плана. В Камерном театре актриса проработала до 1949 года, когда театр был расформирован и Таиров был изгнан из театра и переведён на должность режиссёра Театра им. Е. Б. Вахтангова. Алиса Коонен последовала за ним, но к работе в театре они не приступили. В январе 1950 года Коонен и Таирову были установлены персональные пенсии союзного значения[5].

В августе 1950 года в результате реорганизации Камерный театр был переименован в Московский драматический театр имени А. С. Пушкина. Таиров скончался в сентябре того же года.

Коонен выступала с чтецкими программами, написала воспоминания. Скончалась в Москве. Похоронена на Новодевичьем кладбище.

Творчество

Роли в театре

МХТ

Камерный театр

А. Коонен в роли Адриенны («Адриенна Лекуврер» Скриба и Легуве, 1919)
А. Коонен в роли Комиссара («Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского, 1933)

Фильмография

  1. 1909Ванька-ключник (Русская быль XVII столетия)
  2. 1914Девушка из подвала
  3. 1915Дикарка
  4. 1917 — В угоду Молоху любви
  5. 1917 — Чёрная шаль
  6. 1917Шестая заповедьНина Славянова

Награды

Воспоминания, дневники, переписка

Г. Якулов. Портрет А. Коонен (1920). Частное собрание
  • Коонен А. Г. Страницы жизни / Ред., послесл. Ю. С. Рыбакова. — 2-е изд.. — М.: Искусство, 1985. — 446 с.
  • Коонен А. Г. Моя первая героиня // Театр. — 1960. — № 11. — С. 82.
  • Коонен А. Г. Из воспоминаний о Таирове // Театральная жизнь. 1961. № 11—13.
  • Коонен А. Г. Мысли о воспитании актёра // Театр. 1955. № 4.
  • «Я — не Ермолова, не Рашель. Я, пожалуй, — современная Адриенна Лекуврёр». Дневники А. Г. Коонен 1914—1925 гг. / Публ., вступ. статья и коммент. М. В. Хализевой // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.: Индрик, 2014. Вып. 5. С. 9-175. ISBN 978-5-91674-321-0
  • «…Письма ползут, разминаются в пути, пропадают…» Переписка А. Г. Коонен и А. Я. Таирова. / Публ., вступ. статья и коммент. М. В. Хализевой // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.: Индрик, 2014. Вып. 5. С. 272—330. ISBN 978-5-91674-321-0
  • Алиса Коонен: «Моя стихия — большие внутренние волненья». Дневники. 1904–1950 / Публ., вступ. статья и коммент. М. В. Хализевой. — М.: Новое литературное обозрение, 2021. — 768 с.: ил. ISBN 978-54448-1278-5[6]

Примечания

  1. Театральная энциклопедия. Гл. ред. П. А. Марков. Т. 3 — М.: Советская энциклопедия, Кетчер — Нежданова, 1964
  2. Коонен, 1985.
  3. Ольга Конодюк Почему был уничтожен Камерный театр? Любовь и трагедия А. Коонен и А. Таирова
  4. История русского советского драматического театра. — М.: «Просвещение», 1984. — Т. 1. — С. 35 - 41. — 335 с.
  5. Приказ № 90 от 28 января 1950 года Комитета по делам искусств при СМ СССР
  6. Алексей Мокроусов. "Или вся жизнь разобьется, или я буду великой" // Московский книжный журнал morebook.ru. Дата обращения: 9 февраля 2021. Архивировано 12 февраля 2021 года.

Литература

  • Геронский Г. И. Алиса Коонен. — М.-Л.: Кинопечать, 1927.
  • Гроссман Л. Алиса Коонен. M.—Л., 1930.
  • Мокульский С. Алиса Коонен // Театр и драматургия. 1935. № 1. С. 22—29.
  • Марков П. Алиса Коонен // Марков П. А. О театре: В 4 т. М.: Искусство, 1974. Т. 2. Театральные портреты. C. 285—297.

Ссылки