Контракт рисовальщика

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Контракт рисовальщика
The Draughtsman’s Contract
Постер фильма
Жанр драма, комедия
Режиссёр Питер Гринуэй
Продюсер Дэвид Пейн
Питер Сейнсбери
Автор
сценария
Питер Гринуэй
В главных
ролях
Энтони Хиггинс
Джанет Сазман
Энн-Луиз Ламберт
Оператор Кёртис Кларк
Композитор Майкл Найман
Кинокомпания British Film Institute
Длительность 118 мин.
Страна  Великобритания
Год 1982
Ссылки
IMDb ID 0083851

«Контракт рисовальщика» (англ. The Draughtsman’s Contract) — кинофильм режиссёра Питера Гринуэя.

Сюжет

Действие происходит в августе 1694 года в Англии. Молодой и модный художник Нэвилл заключает контракт с миссис Херберт. Он должен сделать за 12 дней 12 рисунков недвижимости, принадлежащей хозяйке: её дома и окрестностей. Закончить работу необходимо до прибытия мужа миссис Херберт. Контракт включает также отдельные пункты, согласно которым миссис Херберт должна предоставлять художнику услуги интимного характера. Нэвилл соглашается, но в ответ требует, чтобы непосредственно во время рисования его никто и ничего не отвлекало.

На серии рисунков, выполненных с фотографической точностью, возникают странные детали. Они указывают на то, что в саду, окружающем дом, произошло убийство, а мистер Херберт уже никогда не вернётся. Дочь миссис Херберт указывает на них ничего не подозревающему художнику и намекает на обвинение его в убийстве. Нэвилл соглашается подписать другой контракт, согласно которому уже он должен ублажать бездетную замужнюю дочь миссис Херберт. Это приводит к её беременности, что вполне отвечает интересам семьи, так как в противном случае поместье наследовал бы племянник погибшего мистера Херберта.

Проживающий в доме бывший жених миссис Херберт, Томас, выступавший в роли нотариуса при заключении контракта с Нэвиллом, шантажирует её, в итоге предлагая обменять хранящийся у него контракт на 12 законченных рисунков. Сам он объясняет своё поведение тем, что обвинят в убийстве его и он будет защищаться этим контрактом, перекладывая на миссис Херберт ответственность. Объяснить всем исчезновение у неё рисунков решено их продажей. Томас устраивает дело так, что рисунки очень дорого выкупил зять миссис Херберт немец Луи Тальманн (якобы у неё самой), чтобы будущий ребёнок не догадался о своём происхождении: импотента Луи убедили, что в рисунках содержатся чёткие намёки на измену его жены с Нэвиллом. (В этом убеждено и общество, символически изображённое двумя мимами и готовое платить большие деньги за рисунки). В куртуазной перебранке жена сообщает Луи, что, напротив, рисунки намекают на его соучастие в убийстве, в котором Луи заинтересован. Рисунки, таким образом, оказываются очень многозначны.

Тем временем Нэвилл возвращается в поместье овдовевшей миссис Херберт: он приносит ей подарок от своего нового заказчика — три граната. Он в заблуждении по-прежнему считает себя выигравшим, а её проигравшей. Но он заинтересован ею; он просит разрешить ему сделать 13-й рисунок, предусмотренный контрактом для отбраковки, указывая на совпадение: тело мистера Херберта нашли именно в месте, которое миссис Херберт забраковала. Она соглашается, и предлагает продолжить их связь, на этот раз к обоюдному удовольствию. В выигрыше остаётся миссис Херберт. Во время любовного свидания она раскрывает ему символическое значение подарка, принесённого Нэвиллом. Неожиданно в комнату к ним входит дочь миссис Херберт и сообщает, что использовала Нэвилла, чтобы забеременеть.

Выясняется, что Луи Тальманн и его приближённые не в отъезде, хотя все считали иначе. Нэвилл в темноте делает 13-й рисунок. К нему подходит с самого начала ненавидевший его Луи со спутниками в масках и обвиняет его среди прочего в том, что Нэвилл прибыл вторично в поместье в надежде заключить новый выгодный контракт с миссис Херберт уже на постоянной основе (вероятно, женитьба и собственность в обмен на взаимное удовольствие), и намекает, что убийство задумано Нэвиллом (Луи давно мечтает его открыто обвинить). Нэвилл оправдывается и выдвигает встречные обвинения в убийстве Тальманну и спутникам, но ему нечего возразить, когда речь заходит о его последнем свидании с миссис Херберт. Ему остаётся только признать свой проигрыш из-за интриги, которую он не раскусил. Нэвиллу издевательски сообщают, что сейчас будет заключён новый контракт. О его мрачном содержании и финале фильма, объяснимом ненавистью Тальманна, зрителю предлагается узнать самостоятельно.

На протяжении фильма неоднократно появляется загримированный под статую обнажённый и до предела приближенный к природе человек, который противопоставлен уродливой вычурности всех персонажей фильма и совершенной правильности парка, где разворачивается действие.

В ролях

Рисунки мистера Невилла

  1. Восточная сторона дома, средний план: содержит лестницу, приставленную к дому.
  2. Обелиски регулярного парка
  3. Сохнущее бельё
  4. Фасад дома с северо-запада
  5. Мистер Тэлманн на фоне Комптон-Энсти
  6. Статуя Гермеса в парке
  1. Лошадь перед фасадом дома
  2. Купальня
  3. Тисовая аллея
  4. Восточная сторона дома, общий план
  5. Перед входом в парк
  6. Восточная сторона дома, крупный план
  1. Конная статуя

Ссылки