Перейти к содержанию

Конго (линейный крейсер)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
«Конго»
金剛型戦艦
Линейный крейсер «Конго». 1925 г.Линейный крейсер «Конго». 1925 г.
Служба
 Япония
Класс и тип судна Линейный крейсер типа «Конго»
Изготовитель верфи Виккерса
Строительство начато 17 января 1911 года
Спущен на воду 18 мая 1912 года
Введён в эксплуатацию август 1913 года
Выведен из состава флота 1944
Статус потоплен
Основные характеристики
Водоизмещение 31 720 т (стандартное),
38 200…38 900 т. (полное)
Длина 219,5/222,1 м
Ширина 29,3 м
Осадка 9,7 м
Бронирование Пояс — 203…76 мм;
траверсы до 203 мм;
палуба — 80…152;
башни — до 229 мм;
барбеты — 229 мм;
казематы — 152 мм
Двигатели 4 ТЗА Kampon
Мощность 136 000 л. с. (100 МВт)
Скорость хода 30 узлов (55,56 км/ч)
Дальность плавания 10 000 морских миль на скорости 18 узлов
Экипаж 1437 человек
Вооружение
Артиллерия 4 × 2 — 356-мм/45,
14 × 1 — 152-мм/50
Зенитная артиллерия 4 × 2 — 127-мм/40,
10 × 2 — 25-мм/60
Авиационная группа 1 катапульта,
3 гидросамолёта[1]

«Конго» (金剛, японский эквивалент слову Ваджра в Санскрите, можно перевести как "Копье Индры", "Небесная Молния" или "Нерушимый Алмаз", назван в честь одноименной горы) — линейный крейсер японского императорского флота, головной в серии из четырёх кораблей (Всего построено 4 корабля: «Конго» (金剛), «Хиэй» (比叡), «Кирисима» (霧島), «Харуна» (榛名)[2]).

Назван в честь горы в центральной части о. Хонсю[3].

История создания

Заложен 17 января 1911 года, спущен 18 мая 1912 года, вошёл в строй в августе 1913 года.

Первый корабль серии «Конго» строился на верфях британской фирмы «Виккерс». Впервые в мире на борту дредноута установили 14-дюймовые пушки, дальность стрельбы которых ограничивалась лишь видимостью горизонта.

История службы

«Конго» схема, 1944 год.

После вступления в строй входил в состав Второго Императорского флота Японии. В 1929—1931 годах прошёл первую модернизацию в ходе которой было усилено горизонтальное бронирование, улучшено вооружение и установлены новые котлы. Корабль стал официально именоваться линкором. В 1936—1937 годах прошёл вторую модернизацию, включавшую замену силовой установки и оснащение 127-мм зенитными орудиями. В 1939—1940 годах принимал участие в войне с Китаем.

В начале Второй мировой войны осуществлял прикрытие японских десантных сил в Южно-Китайском море. С февраля 1942 года входил в состав Ударного авианосного соединения вице-адмирала Нагумо. 1 марта 1942 года совместно с тяжёлым крейсером «Тикума» потопил американский эсминец «Эдселл» (Edsall)[4].

21 ноября 1944 года «Конго» торпедирован американской подводной лодкой «Sealion». В корабль попали две торпеды. Поскольку экипажу не удалось справиться с поступающей водой, через несколько часов был отдан приказ покинуть корабль. Но эвакуировать экипаж на корабли сопровождения не успели поскольку «Конго» начал стремительно крениться на борт и уходить под воду. Затем произошел взрыв погребов боезапаса главного калибра. С кораблей сопровождения увидели огромный огненный шар, и линейный крейсер исчез с поверхности моря. Погибло 1200 человек экипажа, в том числе командир 3-й дивизии линкоров и командир корабля. Эсминцы подобрали в штормовом море 237 человек и доставили их в Куре.

Примечания

  1. Все данные приводятся на декабрь 1941 год.
  2. Транскрипция японских названий даётся по справочнику Апалькова Ю. В.
  3. См.: Апальков Ю. В. С. 92.
  4. По данным Апалькова ю,В. С. 93. Другие источники приписывают этот успех линейным крейсерам «Хиэй» и «Кирисима». См.: Балакин С. А., Дашьян А. В. и др. Линкоры Второй мировой. Ударная сила флота. — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2006. — С. 211. — 256 c.: ил. — (Арсенал Коллекция). — 3000 экз. — ISBN 5-699-18891-6, ББК 68.54 Л59.

Ссылки