Компанейский, Николай Иванович

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Николай Иванович Компанейский
Основная информация
Дата рождения 11 июля 1848(1848-07-11)
Место рождения Приютино близ Таганрога, Область Войска Донского
Дата смерти 17 марта 1910(1910-03-17) (61 год)
Место смерти Санкт-Петербург
Страна  Российская империя
Профессии композитор, музыкальный критик

Николай Иванович Компанейский (1848 — 17 [30] марта 1910) — русский духовный композитор, писатель по истории музыки и музыкальный критик.

Биография

Родился 11 июля 1848 года в Приютине, близ Таганрога[1].

Учился в Воронежском кадетском корпусе, Николаевским кавалерийском училище, был вольнослушателем в Санкт-Петербургском университете по физико-математическому факультету[2]. Не смотря на занятия музыкой до конца жизни не оставлял службы в кодификационном отделе при Военном Совете. Музыке обучался на частных уроках, например, пению у оперного баса О. А. Петрова, а теории музыки у И. К. Гунке[1].

Писать музыку начал ещё в кадетском корпусе, где руководил студенческим хором. В Николаевском училище сблизился с авторами «Могучей кучки»[1]. Знакомство с А. Н. Серовым, М. П. Мусоргским, А. С. Даргомыжским и О. А. Петровым оказало влияние на национальный характер его опер «Тарас Бульба» и «Майская ночь», которые он впоследствии сжёг[2]. Кроме того под влиянием стиля Мусоргского написал несколько вокальных «музыкальных картинок», которые были изданы лишь со смертью композитора[1].

С началом развития Нового направления в духовной музыке в 1890-х годах начал писать обработки церковных распевов. Вместе с Панченко, Лисицыным и Черепниным составлял петербургскую ветвь Нового направления[2].

Параллельно с этим выступал в роли музыкального критика и публициста. Публиковался «Русской Музыкальной Газете», где имел специальный отдел, «Музыке и пении» и других журналах на темы, связанные с церковным пением. В период с 1894 по 1905 год написал десятки статей и рецензий на темы духовной музыки и хорового дела[1][2]. Получил популярность у читателей практически сразу после того, как занялся музыкальной критикой[3].

После 1905 года Компанейский сочинял меньше музыки и занялся общественной деятельностью. Пытался основать Общество писателей о музыке, входил в Комитет по сооружению в Петербурге памятников Д. С. Бортнянскому, протоиерею Петру Турчанинову и А. Ф. Львову[1]. Был одним из учредителей открытой в 1908 году Народной консерватории в Петербурге[4].

Его статьи этого времени всё чаще затрагивали общественные вопросы, хотя и связанные связанные с церковным пением: положение певчих, формы преподавания, цензура[1]. Выступал против того, чтобы на клиросе пели мальчики, считая это проявлением детского труда, предлагал «заменить профессиональную работу детей-мальчиков музыкально-образованными девицами». Кроме того, выступал за создание профсоюза певцов[3]. Компанейский успешно отстаивал бесцензурный выпуск в свет духовных композиций против притязаний наблюдательного совета при московском Синодальном хоре[2].

Из написанных им 41-го духовно-музыкального сочинения самые крупные: «Литургия» болгарского распева (1907) и «Догматики богородичны» знаменного распева.

Умер 17 марта 1910 года в Петербурге[1]. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры[5].

Особенности стиля

Брал темы для духовной музыки из народных песен, вдохновляясь народной подголосочной полифонией[2]. Поддержал идею графа Надина-Уварова об использовании музыкальных инструментов в православном богослужении, и даже сам предлагал включать в богослужение симфоническую музыку. Одна из его композиций была исполнена публично в сопровождении арфы. Музыкальные сочинения были запрещены к печати духовной цензурой (были изданы лишь четыре «Херувимские» и некоторые другие произведения)[6].

Компанейский — поборник выдержанного древнерусского церковного стиля. Исходным началом фактуры его песнопений была не столько гармонизация церковных напевов, при которой голосовые партии, кроме главной, обыкновенно малохарактерны, сколько контрапунктическое комбинирование характерных мелодических элементов — «попевок», входящих в состав того или другого церковного напева. Среди особенностей его произведений — церковность, выразительность, соответствие музыки и текста. При этом, как признавал сам композитор, ему порой недоставало технической законченности[2].

Важнейшие работы

  • «О стиле церковных песнопений» (1901);
  • «О связи русского церковного песнопения с византийским» (1903);
  • «Современное демество» (цикл статей), «Упражнения для усовершенствования голоса» (1903)[7];
  • Биография О. Петрова (1903);
  • «Влияние сочинений Глинки на церковную музыку» (1904);
  • «Значение Н. А. Римского-Корсакова в русской церковной музыке» (1908);
  • «Характерные черты русских песен церковных и мирских» (1909).

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 М. П. Рахманова. Компанейский // Православная энциклопедия.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 Компанейский, Николай // Научная библиотека православной музыки.
  3. 3,0 3,1 Артёмова Е. Г. Николай Компанейский — критик духовной музыки // Вестник Костромского государственного университета. — 2014. — № 3. — С. 248—251.
  4. И. М. Ямпольский. Компанейский Н. И. // Музыкальная энциклопедия. — 1974. — Т. 2.
  5. Александро-Невская Лавра . Монастырские кладбища. Дата обращения: 2 апреля 2012. Архивировано 5 марта 2016 года.
  6. Компанейский // Православная богословская энциклопедия / под ред. проф. А. П. Лопухина. — Петроград: Т-во А. П. Лопухина. — Т. 12, стб. 647—648.
  7. Описание метода Глинки: опубликовано в № 47 за 1903 год «Русской Музыкальной Газеты».

Литература

Ссылки