Коллишоу, Мэт

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Мэт Коллишоу
Дата рождения 1966(1966)
Место рождения Ноттингем, Великобритания
Жанр фотография, скульптура, видео

Мэт Коллишоу (Mat Collishaw, 1966, Ноттингем, Великобритания) — современный британский художник, фотограф, скульптор и режиссёр.

Образование

Творчество

Mat Collishaw 'Albion', 2017
Mat Collishaw 'All Things Fall', 2014-2017
Mat Collishaw 'All Things Fall' (detail), 2014-2017
Mat Collishaw. Black Mirror, Leo Minor, 2014

В 1988 году на выставке Freeze[en] в Лондоне, организованной другом и сокурсником Мэта Коллишоу, Дэмиеном Херстом, художник представил работу Bullet Hole[en]сибахром на пятнадцати световых коробах (2 x 3 м) – изображавшую крупным планом отверстие от выстрела в голову. Эта работа стала визитной карточкой Коллишоу. На лондонской выставке студенты Голдсмитc-колледжа задали новый вектор развития западноевропейского искусства, подводя итог «возрождения живописи 80-х» и обращаясь с интересом к повседневным вопросам социума и суровым реалиям жизни. Возникло новое поколение художников – Young British Artists. Центральное место в творчестве Мэта Коллишоу занимают темы иллюзии и желания, которыми он оперирует, разрушая и подвергая сомнению повседневное восприятие привычных образов. Так художник анализирует влияние скрытых механизмов и визуальных приемов на человеческий разум и подсознание. Работы притягивают внимание зрителя свообразным балансом между соблазнительным и отталкивающим, знакомым и шокирующим, поэтическим романтизмом и мрачной иллюзорностью. В центре внимания Коллишоу – сюжеты запретных историй: «Мое вдохновение подпитывают события из прошлого, подавлявшиеся или удерживавшиеся на расстоянии, это рождает жажду к созданию новых работ»[1]. Художник часто обращается к творчеству старых мастеров. Большинство работ Коллишоу содержат как отсылки к историческим сюжетам, так и классические приемы изображения натуры и природы, свойственные культуре той эпохи. Заимствованные образы подвергаются цифровой обработке и предстают перед зрителем в новой интерпретации, раскрывая тем самым тему взаимоотношений репрезентации и реальности.

Интерес художника к викторианской эпохе не случаен: в XIX веке Великобритания позиционировала себя лидером в свете научного прогресса и эмпирической трезвости. Ссылаясь на викторианский период в своих работах, Коллишоу подражет его орнаментальному, романтическому стилю, и в то же время косвенно воссоздает в воображении темную сторону общества, актуальную и для современности. Он выводит на свет темные побуждения человека, показывая, что общество так и не преодолело низменные инстинкты, вне зависимости от времени, эстетических и научных достижений.

Интерес к этому периоду также связан с изучением ранней викторианской техники, используемой для достижения оптических иллюзий. Благодаря спектральным проекциям, новаторским способам фотографии и зоотропам, изобретенным в начале викторианской эпохи как форма докинематографической анимации, Коллишоу воссоздает эффекты, вызывавшие благоговейный трепет зрителя еще несколько веков назад. В 2010 году Музей Виктории и Альберта инсталлировал крупнейший на сегодняшний день зоотроп Коллишоу – монументальный проект «Волшебный фонарь» («Magic Lantern»)[2] был установлен в куполе над входом и преобразил саму архитектуру музея, воссоздав «свет в окне», окруженный роем мотыльков. Проект был виден из любой точки Лондона на протяжении нескольких месяцев.

В 2015 году в Новой галерее искусств в Уолсолле состоялась масштабная ретроспектива работ, созданных в середине творческой карьеры художника[3]. Экспозиция расположилась на двух этажах и включала крупные объекты, в том числе инсталляцию «Избиение младенцев» (All Things Fall, 2014 г.) по сюжетам Нового Завета, первоначально созданную для его персональной выставки в Галерее Боргезе в Риме в 2014 г. Работа представляет собой зоотроп из более 300 отдельных фигур, оживлявших библейский эпизод об истреблении младенцев в Вифлееме. Именно эта работа была описана критиком Вальдемаром Янушчаком как «не что иное, как современный шедевр», поскольку оптическая иллюзия привлекает зрителя и возвращает к вопросам о древнейших социальных конфликтах[4].

В 2016 году для проекта Британского Национального фонда Коллишоу создал две работы, вписав их в интерьеры декоративных павильонов Фаунтинского аббатства и Королевского водного сада Стадли – объектов всемирного наследия Национального фонда в Йоркшире[5]. Первая работа «Серия Людо» (Seria Ludo) – представлет собой сияющую люминесцентную люстру, покрытую 186 фигурами. По мере вращения инсталляции изображение оживает, воскрешая сцены шумной вакханалии, во время которой персонажи едят, пьют, дерутся и танцуют. Напротив, Храм Благочестия и безмятежные Лунные пруды на краю водного сада были украшены более спокойной работой – «Третий глаз» (The Pineal Eye), представлявшей собой два параболических зеркала, обращенных друг к другу. Оптический эффект создавал эфемерный мираж римской картины благочестия: греческую девушку, кормящую грудью заключенного в оковы отца – сюжет, изображенный на дальней стене Храма.

В 2017 в галерее Blain|Southern была представлена работа «Альбион» (The Albion) – проекция знаменитого дуба в Шервудском лесу Ноттингема, по преданию служившего укрытием Робину Гуду. После естественной смерти легендарного дуба местные власти установили сложные стальные конструкции, поддерживающие его прежний вид. Созданная путем лазерного сканирования и воспроизведения с помощью техники «Призрак Пеппера» (Pepper’s Ghost) проекция дуба – редкая возможность увидеть тысячелетнее дерево и исчезающий памятник старины.

В феврале 2018 года Галерея представила выставку британского художника Мэта Коллишоу, одного из лидеров и основателей движения Young British Artist’s. На первом масштабном проекте художника в Москве были представлены оптические иллюзии, световые проекции и гиперреалистичная живопись[6]. Знаковыми работы экспозиции стали: зоотроп All Things Fall (2014-17), созданный для экспозиции в Галерее Боргезе в Риме, являющийся отсылкой к картине «Избиение младенцев» Ипполито Скарселлы. Зоотроп, состоящий из 300 отдельных фигур, запрограммирован вращаться со скоростью 60 оборотов в минуту, а синхронизированные светодиодные лампы мигают 18 раз в секунду, создавая иллюзию движения - эффект "движущихся картинок"[7]. Интерактивные объекты серии Black Mirrors: St.Sebastian, Andromeda (2017) – полотна Николо Реньери и Влахо Буковаца, возникающие в зеркалах, обрамленных черным муранским стеклом.

Работы Коллишоу были представлены в таких музеях и публичных коллекциях, как: Галерея Тейт (Лондон), Сомерсет-хаус (Лондон), Музей и Художественная Галерея Бирмингема (Бирменгем, Великобритания), Галерея Боргезе (Рим), Музей Фрейда (Лондон), Национальная галерея современного искусства в Болонье (Италия), Музей современного искусства в Париже, Бруклинский музей (Нью-Йорк), Музей Рима (Италия), Национальный музей искусства Каталонии (Барселона, Испания), Фонд Arter (Стамбул), Коллекция Британского совета (Лондон), Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду (Париж), Галерея современного искусства Civica (Турин, Италия), Музей современного искусства в Сан-Диего, Mузей старого и нового искусства – MONA (Австралия), Коллекция Ольбрихта (Берлин).

Награды и достижения

Персональные выставки

  • 2018 Albion, Галерея Гари Татинцяна, Москва
  • 2017 Thresholds, Somerset House, London; Birmingham Museum and Art Gallery, Birmingham; Lacock Abbey, Wiltshire, UK
  • 2017 The Centrifugal Soul, Blain|Southern London, UK
  • 2016 Folly ! Fountains Relief, Fountains Abbey & Studley Royal, North Yorkshire, UK
  • 2015 In Camera, Library of Birmingham, Birmingham, UK
  • 2015 Mat Collishaw, New Art Gallery Walsall, UK
  • 2014 Black Mirror, Galleria Borghese, Rome, IT
  • 2014 Mat Collishaw, Unosunove, Rome, IT
  • 2014 Mat Collishaw, Patricia Low Contemporary, Gstaad, CH
  • 2014 Mat Collishaw: The Yielding Glass, An Gailearaí, Ghaoth Dobhair, Londonderry, UK
  • 2013 Mat Collishaw, Bass Museum of Art, Florida, US
  • 2013 Mat Collishaw, Pino Pascali Museum Foundation, Bari, IT
  • 2013 Mat Collishaw: Preternatural, FaMa Gallery, Verona, IT
  • 2013 Mat Collishaw: Afterimage, Arter, Istanbul, TR
  • 2013 La vie de château, Les Châteaux de la Drôme, Grignan, FR
  • 2013 THIS IS NOT AN EXIT, Blain|Southern London, UK
  • 2012 Crystal Gaze, Galleria Raucci/Santamaria, Naples, IT
  • 2012 The End of Innocence, Dilston Grove, CGP London Gallery, London, UK
  • 2012 Sordid Earth, Greenaway Art Gallery, Kent Town, AU
  • 2012 Vitacide, Tanya Bonakdar Gallery, New York, US
  • 2011 Pearls of the Abyss, Analix Forever, Geneva, CH
  • 2010 Last Meal on Death Row, Analix Forever, Geneva, CH
  • 2010 Magic Lantern, Victoria & Albert Museum (V&A), London, UK
  • 2010 Shooting Stars & The Garden of Unearthly Delights, Void Gallery, Derry, IE
  • 2010 Creation Condemned, Blain|Southern, London UK
  • 2010 Modern Pastimes (curated by Danilo Eccher), FaMa Gallery, Verona, IT
  • 2010 Superveillance, Galleria Raucci/Santamaria, Naples, IT
  • 2010 Outcasts, Palazzo del Commendatore, Borgo Santo Spirito, Rome, IT
  • 2010 Retrospectre, British Film Institute, London, UK
  • 2009 Submission, Haunch of Venison, Berlin, DE
  • 2009 Hysteria (curated by James Putnam), Freud Museum, London, UK
  • 2009 Nebulaphobia, Unosunove, Рим
  • 2008 Mat Collishaw, Galerie Analix, Женева
  • 2008 Deliverance, Tanya Bonakdar Gallery, Нью-Йорк
  • 2008 Deliverance, Spring Projects Gallery, Лондон
  • 2007 Haunch of Venison, Цюрих
  • 2006 Galleria Raucci-Santamaria, Неаполь
  • 2006 Buenas Noches, Mat Collishaw, Analix Forever, Женева
  • 2005 Capillary Action: Selected Works 1994-2004, Anne Faggionato, Лондон
  • 2005 Inverleith House, Royal Botanic Garden, Эдинбург
  • 2004 Analix Forever, Женева
  • 2002 Cosmic Galerie, Париж
  • 2001 New Works, Modern Art, Лондон
  • 2001 Ultra Violet Baby, 4 day film screening, Shoreditch Town Hall, Лондон
  • 2001 Pandeaemonium, The Lux Gallery
  • 2001 Bonakdar Jancou Gallery, Нью-Йорк
  • 2001 Lux Gallery, Лондон, часть кинофестиваля Pandemonium
  • 2001 Galerie Raucci/Santamaria, Неаполь
  • 2000 Museum of Contemporary Art, Варшава
  • 1999 Galeria d’art Moderna di Bologna, Италия
  • 1999 Analix Forever, Женева
  • 1999 Tate Gallery Christmas Tree Commission
  • 1998 Bonakdar Jancou Gallery, Нью-Йорк
  • 1998 Bloom Gallery, Амстердам
  • 1997 Duty Free Spirits, Lisson Gallery, Лондон
  • 1997 Galerie Analix - B & L Polla, Женева
  • 1997 Gallerie Raucci/Santamaria, Неаполь
  • 1997 Ideal Boys, Riding House Editions, Лондон
  • 1997 Ideal Boys, Gallerie Raucci/Santamaria, Неаполь
  • 1997 Tanya Bonakdar Gallery, Нью-Йорк
  • 1997 Camden Arts Centre, Лондон
  • 1996 Control Freaks, Tanya Bonakdar Gallery, Нью-Йорк
  • 1996 Galerie Analix - B & L Polla, Женева
  • 1995 Karsten Schubert Ltd., Лондон
  • 1995 Camden Arts Centre, Лондон
  • 1994 The Eclipse of Venus, a one day installation, No. 20 Glasshouse Street, Лондон
  • 1994 Idol Hours, 4-дневная инсталляция, Gramercy International Contemporary Art Exhibition, Нью-Йорк
  • 1994 Contemporay Art Exhibition, Tanya Bonakdar Gallery, Нью-Йорк
  • 1993 Centre d'art contemporain, Martigny
  • 1993 Galerie Analix, Женева
  • 1993 Gallerie Raucci/Santamari, Неаполь
  • 1992 Cohen Gallery, Нью-Йорк
  • 1990 Riverside Studios, Лондон
  • 1990 Karsten Schubert Ltd, Лондон

Примечания

  1. Biography of Mat Collishaw | Widewalls. Дата обращения: 17 ноября 2017. Архивировано 17 ноября 2017 года.
  2. 'Magic Lantern', installation by Mat Collishaw - Victoria and Albert Museum. Дата обращения: 17 ноября 2017. Архивировано 28 июля 2017 года.
  3. Mat Collishaw | The New Art Gallery Walsall. Дата обращения: 17 ноября 2017. Архивировано 17 ноября 2017 года.
  4. Mat Collishaw in conversation with Waldemar Januszczak - YouTube. Дата обращения: 17 ноября 2017. Архивировано 2 мая 2018 года.
  5. What is folly! 2018? | National Trust. Дата обращения: 17 ноября 2017. Архивировано 17 ноября 2017 года.
  6. Культура. Открытие выставки Мэта Коллишоу. Дата обращения: 5 апреля 2018. Архивировано 7 апреля 2018 года.
  7. Коммерсантъ FM. «Художник, без которого не мыслим мировой арт-процесс». Дата обращения: 5 апреля 2018. Архивировано 18 февраля 2018 года.

Ссылки