Колдовская мазь

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Колдовская мазь (нем. Hexensalbe, англ. Flying ointment) — в Средневековье, а также в начальный период Нового времени, во времена ведовских процессов так называлось желе- или кремообразное вещество, натеревшись которым ведьма, предположительно, могла подниматься в воздух и летать — в частности, посещать шабаш ведьм.

Античное время

В античных источниках не содержится какого-либо упоминания о мази, могущей придать человеку способность летать. В то же время, известно по меньшей мере два упоминания о некоем веществе, способном стать предтечей средневековых колдовских мазей. Так, у Гомера в Илиаде (глава II, XIV) рассказывается о том, как богиня Гера смазывает себя амброзией, чтобы вознестись к своему супругу Зевсу на гору Ида. Гомер удивляется тому, как богиня «через высший утёс и ни разу не коснувшись земли» взлетела, с необыкновенной быстротой. Второе сообщение о веществе подобного же действия принадлежит римскому писателю Апулею. В своём романе Метаморфозы он описывает поведение фессалийской ведьмы Памфилы, которая раздевалась догола и смазывала всё своё тело с головы до ног кистью, которую макала в плошку со специальной мазью. После этого ведьма мгновенно превращалась в филина.

Средневековье

Еврейский учёный-каббалист XIV века Абрахам Вормсский сообщает в своём сочинении «Книга иудея Абрахама Вормсского об истинной практике в божественной магии» об одной мази, которую, по его словам, автор сам испробовал, а также в трезвом состоянии наблюдал её действие на некую молодую женщину. Использовав это средство, Абрахам полетел в такое место, в какое желал всем сердцем попасть, даже не выразив словами своего желания. Хотя книга Абрахама Вормсского не содержит рецептуры этого зелья, а также не называет молодую женщину, употребившую его, колдуньей, доказателен тот факт, что уже в XIII—XIV столетиях в Европе была распространена вера в действенную колдовскую мазь.

Первым врачом и алхимиком позднего Средневековья, оставившим дошедший до нашего времени рецепт колдовской мази, был немец Иоганн Хартлиб (ок. 1400—1468), советник и придворный врач баварского герцога Альбрехта III. Приблизительно в 1440 году Хартлиб пишет одно из первых немецких гомеопатических сочинений и в 1456 году — магическую книгу «Книга всех запрещённых искусств» (Das Buch aller verboten Kunst, ungelaubens und der zaubrey). Рецепт колдовской мази там приводится такой:

Для таких полётов используют мужчины и женщины (кобольды, ведьмы) специальную мазь под названием «unguentum pharelis». Её приготовляют из семи трав, каждую собирая в отдельный специальный для этой травы день. В воскресенье рвут цикорий, в понедельник — лунник, во вторник — вербену, в среду — пролесник, в четверг — молодило, в пятницу — венерин волос. Затем сотворить мазь из семи трав, замешанных на птичьей крови и жире животных, — каких, я не пишу, так как это чистая некромантия и строжайше запрещено. Достаточно затем смазать скамью или стул — и улететь вместе с ним.

Якоб Шпренгер и Генрих Крамер (Инститорис) во 2-й части своей книги Молот ведьм сообщают, что ведьмы могут летать при помощи специальной мази, которую они готовят из частей тела мёртвых детей. Во время ведения процессов против ведьм в XVI—XVII веках не было выявлено конкретных рецептов «зелья». Обвиняемые в колдовстве в своих показаниях указывали, что не изготовляли колдовскую мазь сами, а получали её от дьявола. Все сохранившиеся рецепты составлены были либо врачами, либо алхимиками Нового времени и в значительной степени по своему составу совпадали с употреблявшимися в те времена лекарствами.

Новое время

В более позднюю историческую эпоху о создании колдовской мази сообщает итальянский учёный Джамбаттиста делла Порта (1538—1615) в своей книге Magiae naturalis sive de miraculis rerum naturalium (1558). Он пишет о колдовском полёте, совершённом при помощи специальной мази. Приводимый рецепт указывает на составляющие её алкалоиды, с добавлением некоторых других веществ (например, крови летучих мышей). Предпринятые попытки в середине XX века создать подобное вещество увенчались успехом, при этом оно действительно обладало сильным галлюциногенным действием.

Иоганн Вейхард, барон фон Вальвазор в своём сочинении Слава герцогства Крайна (Ehre des Herzogtums Krain), вышедшем в 1689 году, пишет об одной мази, при использовании которой ведьмы устраивают шумные танцы, пиры, пьянство, пение и т. п., после утверждая, что они также летали по воздуху. Приводимый при этом рецепт также указывает на применение весьма ядовитых и дурманящих растений.

В литературе

Описание волшебного действия колдовской мази оставил в романе «Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков:

Справившись с собою, Маргарита открыла её <коробочку> и увидела в коробочке жирный желтоватый крем. Ей показалось, что он пахнет болотной тиной. Кончиком пальца Маргарита выложила небольшой мазочек крема на ладонь, причём сильнее запахло болотными травами и лесом, и затем ладонью начала втирать крем в лоб и щёки. Крем легко мазался и, как показалось Маргарите, тут же испарялся. Сделав несколько втираний, Маргарита глянула в зеркало...

На тридцатилетнюю Маргариту из зеркала глядела от природы кудрявая черноволосая женщина лет двадцати, безудержно хохочущая, скалящая зубы. Нахохотавшись, Маргарита выскочила из халата одним прыжком и широко зачерпнула лёгкий жирный крем и сильными мазками начала втирать его в кожу тела. Оно сейчас же порозовело и загорелось. Затем мгновенно, как будто из мозга выхватили иголку, утих висок, нывший весь вечер после свидания в Александровском саду, мускулы рук и ног окрепли, а затем тело Маргариты потеряло вес.

Она подпрыгнула и повисла в воздухе невысоко над ковром. Потом её медленно потянуло вниз, и она опустилась… Втирания изменили её не только внешне. Теперь в ней во всей, в каждой частице тела, вскипала радость, которую она ощутила, как пузырьки, колющие всё её тело.

Писатель здесь приводит также все симптомы, свидетельствующие о наркотическом, обезболивающем действии колдовской мази, создающем чувство эйфории. Кстати, у Булгакова мазь к Маргарите также попадает непосредственно от дьявола. Практикующий врач и завязавший наркоман, Булгаков, несомненно, был профессионально знаком с физиологическим и психотропным воздействием подобных препаратов на человека.

Источники

  • Johannes Hartlieb: Das Buch der verbotenen Künste: Aberglauben und Zauberei des Mittelalters, aus dem Mittelhochdeutschen übersetzt, kommentiert und mit einem Glossar versehen von Falk Eisermann und Eckhard Graf. Erweiterte Neuausgabe. München 1989. ISBN 3-424-01424-9
  • Giambattista della Porta: Magiae naturalis sive de miraculis rerum naturalium, Neapel 1558
  • Johann Weichard Valvasor: Die Ehre des Herzogthums Krain. Laibach-Nürnberg 1689

Литература

  • Patrizia F. Ochsner: Hexensalben und Nachtschattengewächse. Nachtschatten-Verl., Solothurn 2003. ISBN 3-907080-86-6.
  • Franz-Josef Kuhlen: Zwischen 'Strafe Gottes' und 'göttlichem Werk'. Historisches zum Thema Schmerz und Schmerztherapie. in: Pharmazie in unserer Zeit Jg. 31 (2002). S. 13—22.
  • Wilfried Weutenfeld: Die Rauschdrogen der Hexen und ihre Wirkungen. Bohmeier, Lübeck 2001. ISBN 3-89094-306-3.
  • Christian Rätsch / Claudia Müller-Ebeling / Wolf Dieter Storl: Hexenmedizin — die Wiederentdeckung einer verbotenen Heilkunst — schamanische Traditionen in Europa. AT-Verl., Aarau/Schweiz 1998. ISBN 3-85502-601-7.
  • Christian Rätsch: Hexensalbe. In: Enzyklopädie der psychoaktiven Pflanzen. Aarau 1998. Wiss. Verl.-Ges., Stuttgart 1998. ISBN 3-8047-1599-0.
  • Rudolf Schmitz: Usus und Abusus von Schmerz-, Schlaf- und Betäubungsmittel im Mittelalter. In: Rudolf Schmitz / Franz-Josef Kuhlen: Geschichte der Pharmazie. Bd 1. Eschborn/Ts. 1998. S. 409—416. ISBN 3-7741-0706-8.
  • Herman de Vries: Über die sogenannten Hexensalben. In: Integration, Zeitschrift für geistbewegende Pflanzen und Kultur. Heft 1, 1991, S. 31—42. ISSN 0939-4958 (mit einem ausführlichen Literaturverzeichnis).
  • Christian Rätsch: Das Hexensalbenrezept des Johannes Hartlieb. In: Johannes Hartlieb: Das Buch der verbotenen Künste München 1989. S. 257—268 (s. Quellen).
  • Rudolf Schmitz / Franz-Josef Kuhlen: Schmerz- und Betäubungsmittel vor 1600. Ein fast unbekanntes Kapitel der Arzneimittelgeschichte. In: Pharmazie in unserer Zeit Jg. 18 (1989), S. 10—19.
  • Heinrich L. Werneck / Franz Speta: Das Kräuterbuch des Johannes Hartlieb. Graz 1980.
  • Franz-Josef Kuhlen: Von Hexen und Drogenträumen. Arzneimittelmißbrauch in Mittelalter und früher Neuzeit. In: Deutsche Apotheker Zeitung Jg. 124 (1984). S. 2195—2202.
  • Franz-Josef Kuhlen: Zur Geschichte der Schmerz-, Schlaf-, und Betäubungsmittel in Mittelalter und früher Neuzeit. (Diss.) Quellen und Studien zur Geschichte der Pharmazie, 19. Stuttgart 1983. ISBN 3-7692-0634-7.
  • Erwin Richter: Der nacherlebte Hexensabbat — Zu Will-Erich Peuckerts Selbstversuch mit Hexensalben. In: Forschungsfragen unserer Zeit, Jg. 7 (1960), Lief. 3, S. 97—100.
  • H. Fühner: Solanazeen als Berauschungsmittel — Eine historisch-ethnologische Studie. In: Naunyn-Schmiedebergs Archiv für experimentelle Pathologie und Pharmakologie, Bd. 111 (1925), S. 281—294.