Козьма Индикоплов

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Козьма Индикоплов
Картина мира по Козьме Индикоплову
Теоретическая модель Вселенной.
Из «Христианской топографии»

Козьма́ Индикопло́в[1] (греч. Κόσμας Ἰνδικοπλεύστης — Козьма, плававший в Индию), или Косьма́ Индикопло́в[2][3] или Косма́ Индикопло́в[4], или Козьма́ Индикопле́вст[5]  — византийский купец, написал между 535 и 547 годом дошедший до нас богословско-космографический трактат «Христианская топография», отвергавший систему Птолемея и отрицающий шарообразность Земли. Его книга написана под влиянием несторианства и позже была особенно популярна на христианском Востоке (православном мире).

В «Христианской топографии» изобразил устройство Земли в виде плоского более продолговатого с запада на восток прямоугольника, в середине которого находится земная твердь, омываемая океаном. Солнце вечером скрывается за конусообразной горой на севере, ночью оно двигается за ней к востоку, чтобы утром взойти вновь. Вверху над небесной твердью в форме двойной арки расположен Рай, где берут начало все крупнейшие реки. Мир по форме напоминает ларец или сундук.

Биография

О жизни самого Козьмы известно очень мало. Родом он был из Александрии, и для своего времени был очень образованным человеком. Кроме Индии, в качестве купца побывал на территории современных Эфиопии (Аксумское царство), Ирана, Аравии и на острове Тапробана (Цейлон). Встречался с императором Юстинианом I.

Закончив «Христианскую топографию», вступил в один из монастырей на Синае. Его труды — уникальные источники раннего Средневековья, дошедшие до нашего времени в более или менее полном объёме.

Согласно мнению, ставшему господствующим после работ де Монфокона и де Лакроза, Козьма был несторианином. В подтверждение этому приводятся собственные слова Козьмы, называющего себя учеником известных последователей Нестория — Мар Абы (принявшего греческое имя Патрикий), Диодора Тарсийского и Феодора Мопсуестийского и другом несторианского богослова Фомы Эдесского[6]. Рассуждая о Христе и воплощении, Козьма употребляет несторианские формулировки. Косвенным подтверждением также является одобрение им распространения христианства на Восток и непричисление несторианства к ересям. Польская исследовательница В. Вольска-Цонус[польск.] полагает, что взгляды Козьмы весьма далеки от более раннего персидского несторианства и слабоотличимы от константинопольской версии православия.

На Руси переводы его «Христианской топографии» появились не позже XIV века.

См. также

Примечания

  1. Мильков В. В. «Христианская топография» Козьмы Индикоплова и содержащаяся в ней космологическая проблематика // Космологические произведения в книжности Древней Руси.СПб., 2009. — Вып. IV (2). — С. 22-30. — ISBN 978-5-98846-053-4.
  2. Удальцова З. В. Косьма Индикоплов и его «Христианская топография» // Коллектив авторов под ред. Удальцовой З. В. Культура Византии. IV — первая половина VII в.. — М.: Н, 1984. — С. 467-478.
  3. Редин E. К. Портрет Косьмы Индикоплова в русских лицевых списках его сочинения // Византийский временник. Архивная копия от 9 сентября 2019 на Wayback Machine — Спб., 1906. — Т. XII. — С. 112-131.
  4. Кондаков Н. П. История византийского искусства и иконографии по миниатюрам греческих рукописей. Архивная копия от 24 марта 2020 на Wayback Machine — Одесса, 1876. — 276 с.
  5. Индикоплевст, Козьма Архивная копия от 24 марта 2020 на Wayback Machine — История геодезии (рус.). История геодезииДата обращения 24 марта 2020.
  6. Удальцова, 1984.

Источники

Литература

  • Гукова С. Н. Карта мира Козьмы Индикоплова // Вспомогательные исторические дисциплины. — Л., 1986. — Т. XVII. — С. 308—321.
  • Илюшина Л. А. К истории суффиксального словообразования отвлеченных имен существительных в книжном языке XVI—XVII веков: (На материале списков XVI—XVII вв. «Христ. топографии» Козьмы Индикоплова) / Акад. пед. наук СССР, Ин-т общ. и политехн. образования. — М.: Просвещение, 1968. — 48 с.
  • Козьма Индикоплевст // Энциклопедический словарь / Изд. Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. — СПб., 1895. — Т. XVa. — С. 613—614.
  • Лупандин И. Козьма Индикоплов // Католическая энциклопедия. — М.: Изд-во францисканцев, 2005. — Т. II. — Стб. 1147—1148.
  • Мильков В. В. «Христианская топография» Козьмы Индикоплова и содержащаяся в ней космологическая проблематика // Космологические произведения в книжности Древней Руси. — СПб., 2009. — Вып. IV (2). — С. 22 — 30.
  • Орецкая И. А., Попов И. Н. Косма Индикоплов // Православная энциклопедия. — Т. XXXVIII: Коринф — Крискентия. — М.: Правосл. энцикл., 2015. — С. 250—252.
  • Пигулевская Н. В. Византия на путях в Индию: Из истории торговли Византии с Востоком в IV—VI вв. — М.; Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1951. — С. 129—156.
  • Пиотровская Е. К. К изучению древнерусской версии «Христианской топографии» Козьмы Индикоплова // Византийский временник. — М., 1990 (1991). — Т. 51. — С. 106—111.
  • Пиотровская Е. К. Отрывок из «Христианской топографии» Козьмы Индикоплова в собрании архива ЛОИИ СССР АН СССР // Вспомогательные исторические дисциплины. — Л., 1991. — Т. XXIII. — С.198 — 208.
  • Пиотровская Е. К. Роль списков из Софийского и Кирилло-Белозерского собраний в истории текста древнерусской версии «Христианской Топографии» Козьмы Индикоплова. — (Петерб. чтения-97) // Петербург и Россия: Материалы Энцикл. б-ки «С.-Петербург-2003» / Ассоц. исследователей С.-Петербурга. — СПб, 1997. — С.380 — 383.
  • Пиотровская Е. К. Фрагменты «Христианской топографии Козьмы Индикоплова» в древнерусской письменной традиции: Автореф. дис. … д. ист. н.: Спец. 07.00.09 / Рос. акад. наук, Ин-т рос. истории, С.-Петерб. фил. — СПб., 1998. — 39 с.
  • Пиотровская Е. К. Фрагменты «Христианской топографии Козьмы Индикоплова» в древнерусской письменной традиции: Дис. … д. ист. н. — СПб., 2000. — 373 с.
  • Пиотровская Е. К. «Христианская топография» Козьмы Индикоплова // Словарь книжников и книжности Древней Руси. — Вып. 1: (XI — пер. пол. XIV в.). — Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1987. — С. 465—467.
  • Пиотровская Е. К. «Христианская топография Козьмы Индикоплова» в древнерусской письменной традиции: (На материале дошедш. фрагментов) / Рос. акад. наук, С.-Петерб. ин-т истории. — СПб.: Дм. Буланин, 2004. — 247 с. — ISBN 5-86007-407-7
  • Пичхадзе А. А. Е. К. Пиотровская. «Христианская топография Козьмы Индикоплова» в древнерусской письменной традиции: [Рец.] // Русский язык в научном освещении. — 2005. — № 1. — С. 314.
  • Редин Е. К. Античные боги (планеты) в лицевых рукописях сочинения Козьмы Индикоплова. — СПб.: Типогр. И. Н. Скороходова, 1901. — 15 с., 5 л. ил.
  • Редин Е. К. Голгофский крест в лицевых рукописях сочинения Козьмы Индикоплова. — [СПб.]: Типогр. Имп. Акад. наук, 1905. — 33 с.: ил.
  • Редин Е. К. Исторические памятники города Адулиса в иллюстрированных рукописях Косьмы Индикоплевста // Сборник в честь Дурнова. — Харьков, 1905. — С. 101—110.
  • Редин Е. К. Портрет Козьмы Индикоплова в русских лицевых списках его сочинения // Византийский временник. — 1905. — Т. XII. — С. 112—131.
  • Редин Е. К. Христианская топография Козьмы Индикоплова по греческим и русским спискам: Исслед. проф. Харьк. ун-та Е. К. Редина / Под ред. [и с предисл.] Д. В. Айналова. — (Посмерт. изд.). — М.: Типогр. Г. Лисснера и Д. Собко, 1916. — Ч. 1.
  • Удальцова З. В. Косьма Индикоплов и его «Христианская топография» // Коллектив авторов под ред. Удальцовой З. В. Культура Византии. [Кн. 1]: IV — первая половина VII в.. — М.: Наука, 1984. — С. 467—478.
  • Удальцова З. В. Страничка из истории византийской культуры: (Косьма Индикоплевст и его «Христианская топография») // Вестник древней истории. — 1977. — № 1. — С. 206—212.
  • Удальцова З. В. Страничка из истории византийской культуры: Козьма Индикоплов и его «Христианская топография» // Византиноведческие этюды. — Тбилиси, 1978. — С. 82 — 90.

Ссылки