Киёмидзу-дэра

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Храм Киёмидзу-дэра в Киото, несущий традиции хоссо, во время цветения сакуры

Киёмидзу-дэра (清水寺) — буддийский храмовый комплекс в районе Хигасияма города Киото (Япония). Полное название — Отовасан Киёмидзудэра (音羽山清水寺) в восточном Киото, это одна из основных достопримечательностей города Киото.

Храм был основан в 778, но современные строения относятся к 1633.

Храм называется так по водопаду внутри комплекса, название означает Храм чистой воды. В Японии существует ещё несколько менее известных храмов с тем же названием.

Храмовый комплекс занимает обширную территорию на живописном склоне горы. На территории храма имеется небольшой водопад. В одном из главных залов находится священный камень Будды, к которому надо спускаться через туннель в полной темноте.

Этот храм является одним из немногих храмов школы хоссо (соответствующей индийской философской школе йогачара, основатель школы — Досё). Храму принадлежит синтоистская кумирня Дзисю-дзиндзя (яп. 地主神社) духа Земли, в которой проживает несколько духов, в том числе Оконинуси-но-Микото, «бог любви». В кумирне имеется два «камня любви», и многие молодые японцы приходят к ним просить любви своих суженых. Для этого надо пройти с закрытыми глазами между камнями.

Киёмидзу-дэра — один из самых популярных храмов в Японии, сюда сходятся ежедневно тысячи туристов и паломников.

История

Старая пагода храма Киёмидзу-дэра в Киото

Основание

Монастырь был основан в 778 году монахом обители Кодзима-дэра провинции Ямато по имени Энтин[1]. Во сне ему явилась бодхисаттва Тысячерукая Каннон и приказала поселиться вблизи водопада Отова в горах соседней провинции Ямасиро. Монах выполнил приказ, заложив монашеское поселение на склонах гор. В 780 году он случайно встретился с сёгуном Саканоуэ-но Тамурамаро, который охотился в окрестностях водопада. Узнав, что супруга сёгуна тяжело больна, монах вылечил её молитвой, обращённой к бодхисаттве. Саканоуэ стал большим поклонником Тысячерукой Каннон, и она помогла ему одержать победу в северном походе против эмиси. В 798 году сёгун, совместно с Энтином, построил большой Главный храм на горе Отова в честь бодхисаттвы. Он стал центральным сооружением монастыря[2].

В «Записях об учреждении Киёмидзу-дэра»[3], составленных в начале 9 века, излагается другая легенда. В 780 году сёгун Саканоуэ подстрелил в горах оленя для своей беременной жены. В этот момент перед ним появился Энтин и объяснил, что убийство живого существа — это грех. Когда сёгун вернулся домой и рассказал об этом приключении жене, она сильно расстроилась. Для покаяния за свои многочисленные грехи, женщина снесла сёгунскую усадьбу и построила на её месте буддистский храм, в котором чествовала бодхисаттву Каннон. Между тем сам сёгун должен был отправиться в северный поход, поэтому попросил монаха Энтина молиться за успех кампании. Она завершилась победой японских войск. В благодарность сёгун превратил свою резиденцию с храмом в монастырь, а Энтину помог стать одним из лекторов при дворе Императора[2].

На основе этих переводов выдвигаются разные даты основания Киёмидзу-дэра — 778, 780 или 789 год. Причиной этому является разобщённость историков в определении понятия «монастырь»: монашеское поселение или поселение с храмом[2][4].

Развитие

С начала основания Киёмидзу-дэра был частным монастырём рода Саканоуэ, потомков мигрантов с материка. В 805 году, по приказу Императора Камму, обитель стала собственностью Императорского дома и государства. В 810 году монастырь получил особый статус места проведения официальных буддистских молебнов о здравии Императора и его семьи. В том же году он впервые стал именоваться «Киёмидзу-дэра»[4].

В конце 10 века Киёмидзу-дэра перешёл под патронат одного из крупнейших буддистских монастырей Японии — Кофуку-дзи. Он был центром секты Хоссо и находился в городе Нара, на юге японской столицы Киото. Этот монастырь враждовал с монастырём Энряку-дзи, оплотом секты Тэндай, расположенным на востоке столицы. Конфликты обоих монастырей имели вооружённый характер, поэтому Киёмидзу-дэра, находившийся рядом с Энряку-дзи, неоднократно подвергался погромам. Наибольшие разрушения обитель потерпела в 1165 году, когда большая армия монахов-воинов с Энряку-дзи ворвалась в Киёмидзу-дэра и сожгла крупнейшие здания, включая Главный храм. Через 24 года вся монастырская гора была превращена в пепел отрядом синтоистских священников из киотского святилища Гион[4].

Рост среди японцев веры в целительные свойства бодхисаттвы Каннон постепенно превратил монастырь в один из крупнейших киотских центров этой веры. Японские аристократы и простолюдины проводили паломничество, чтобы поклониться местному образу Каннон, жертвуя крупные суммы денег монахам Киёмидзу-дэра. Благодаря популярности этого монастыря, его описания встречаются во многих литературных произведениях того времени.

Нашествия с Энряку-дзи особенно участились с 11 века, в результате чего здания монастыря Киёмидзу-дэра неоднократного превращались в пепел, но снова восстанавливались. Негативно на развитии и сохранении культурных памятников Киёмидзу-дэра отразились также самурайские междоусобицы 14—16 веков.

Современный центральный храм монастыря — «Главный зал», который называют «помостом Киёмидзу» (清水の舞台), считается памятником 10 века, но в действительности он был перестроен в 1633 году по приказу сёгуна Токугавы Иэмицу. Среди древних архитектурных сооружений монастыря выделяют колокольню и Западные ворота. Спуск, который берёт начало от этих ворот, известен своими магазинами, которые существуют здесь с 17 века. На юге монастыря расположен водопад Отова — популярное место для посетителей вот уже многие сотни лет. С вершины монастыря открываются прекрасные виды на современный Киото.

Здания и памятники

По состоянию на 1997 год Киёмидзу-дэра занимает площадь 242 м ².[источник не указан 4482 дня] Основные здания расположены на среднем склоне горы Отова. Они имеют каменный фундамент и окружены каменной кладкой. От центрального входа монастыря — Ворот Нио[5] — пролегает дорога, ведущая в Главный храм[6]. По дороге расположены Западные ворота[7], трёхъярусная пагода, колокольня, библиотека сутр, Храм основателя[8] и Асакурский храм[9]. На востоке от Главного храма находятся Храм Шакьямуни[10], Храм Амиды[11] и Внутренний павильон[12]. К югу от Главного храма протекают три ручья «водопада Отова», давшего название монастырю. Южнее водопада лежит Долина парчовых облаков[13]. За ней расположены дочерний монастырь Тайсан-дзи[14], предназначенный для молитв за успешные роды, и маленькая трёхъярусная пагода. На севере Главного храма находится павильон свершений[15]. Вся территория монастыря превращена в парк.

Ворота Нио
Колокольня
Внутренний павильон
Водопад Отова

В культуре

Киёмидзу-дэра — одна из самых популярных тем в японской классической литературе. Паломничества и монастырские церемонии описаны в «Дневнике советника» Фудзивары но Митинага (1021), «Записках у изголовья» Сэй-Сёнагон (начало 11 века) и «Повести о Гэндзи» Мурасаки Сикибу (1005). В «Новых и старых повестях» (начало 12 века) представляется десять произведений, в которых рассказывается о чудесах Киёмидзу-дэра. Центральное произведение посвящённое бедной девушке, которая благодаря молитвам монастырской бодхисаттве Каннон получила богатство, счастье и хорошего мужа. В «Новом сборнике старых и новых японских песен» помещены два стихотворения, воспевающие Киёмидзу-дэра. «Повесть лет Хэйдзи» и «Повесть о доме Тайра» (13 век) вспоминают о популярности культа Канон в столице и чудеса, связанные с ними в монастыре[2][4].

Киёмидзу-дэра также воспета в пьесах японского драматического театра но: «Тамура», «Морихиса», «Кумано»; в спектаклях комедийного театра кёгэн: «Отяномидзу», «Игуи», «Имодзи»; а также сказках-рассказах: «Мальчик Иссумбоси» и «Страна Брахмы». Монастырские рассказы легли в основу театральных постановок японского театра кабуки и кукольного театра бунраку[4].

Начиная с 1995 года в Киёмидзу-дэра проводится церемония «Иероглиф года» при поддержке Общества иероглифического тестирования Японии. Иероглиф избирается путём народного голосования и призван символизировать главное событие уходящего года для большинства японцев. Церемония проходит ежегодно 12 декабря, в «день иероглифа»[16].

В 2007 году Киёмидзу-дэра стал одним из четырнадцати финалистов конкурса «Семь новых чудес света», организованного швейцарским правительственным фондом[17].

Виды храма

Примечания

  1. «Иллюстрированный свод про историю храма Киёмидзу-дэра» (яп. 清水寺縁起絵巻, きよみずでらえんぎえまき
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Киёмидзу-дэра / /Энциклопедия Ниппоника: в 26 т. 2-е издание. — Токио: Сёгаккан, 1994—1997.
  3. яп. 清水寺建立記, きよみずでらこんりゅうき
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 Хронология монастыря / / Официальный сайт монастыря Кийомидзудера Архивная копия от 24 декабря 2010 на Wayback Machine
  5. яп. 仁王門, におうもん, нио-мон.
  6. яп. 本堂, ほんどう, хондо.
  7. яп. 西門, にしもん
  8. яп. 開山堂, かいさんどう
  9. яп. 朝倉堂, あさくらどう, асакура-до.
  10. яп. 釈迦堂, しゃかどう, сяка-до.
  11. яп. 阿弥陀堂, あみだどう
  12. яп. 奥の院, おくのいん
  13. яп. 錦雲渓, きんうんけい
  14. яп. 泰産寺, たいさんじ, тайсандзи
  15. яп. 成就院, じょうじゅいん
  16. «Иероглифы года» (1995—2009). Дата обращения: 25 декабря 2011. Архивировано 9 июня 2010 года.
  17. Kiyomizu Temple (749—1855) Kyoto, Japan // New7Wonders of the World finalists. New Open World Corporation. Архивная копия от 13 мая 2011 на Wayback Machine

Ссылки