Кимеле, Мара

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Мара Кимеле
латыш. Māra Ķimele
М.Кимеле, фото Я.Дейнатса для Валмиерского театраМ.Кимеле, фото Я.Дейнатса для Валмиерского театра
Дата рождения 20 декабря 1943(1943-12-20) (80 лет)
Место рождения Рига, Латвийская ССР
Гражданство Флаг СССРФлаг Латвии
Профессия театральный режиссёр, актриса
Годы активности 1969 — н. в.
Театр Валмиерский драматический театр, Новый рижский театр
Награды Орден Трёх Звёзд (2003)

Ма́ра Ки́меле (латыш. Māra Ķimele, род. 20 декабря 1943, Рига) — советский и латвийский режиссёр, актриса, преподаватель сценического искусства, кавалер Ордена Трёх звёзд, внесена в Культурный канон Латвии со своим театральным методом.

Биография

Родилась 20 декабря 1943 года в Риге в семье актёра Вилиса Кимелиса[латыш.] и его жены Дагмары Кимеле (урожденной Лаце). Родители матери — писатель и политический деятель Юлий Лацис и актриса и режиссёр Анна Лацис[1].

Училась в рижской школе № 45[латыш.]. В 1969 году окончила режиссёрский факультет Государственного института театрального искусства имени А. В. Луначарского[2] (мастерская А. В. Эфроса). До 1989 года, а затем с 2001 года работала режиссёром в Валмиерском драматическом театре, который в послевоенные годы создавала её бабушка Анна Лацис[3]. Затем с 1990 по 1993 год в театре Kabata, с 1994-го по 1996-й и с 2003-го по 2018-й — в Новом рижском театре, за пределами Латвии — в Пярнуском драматическом театре, Ереванском театре юных зрителей и в Нью-Йоркском ансамбле Американского латышского театра[4], активно преподавала и гастролировала за рубежом.

С 1975 по 1993 год преподавала в Латвийской государственной консерватории, с 1996 года преподаёт режиссуру и актёрское мастерство в Латвийской академии культуры[5].

Мара Кимеле с бабушкой Анной (Асей) Лацис и её мужем Бернхардом Райхом на даче в Мурьяни.

Поставила более ста спектаклей. Исполнила несколько ролей в кино: «Питон[латыш.]» (2003), «Крутая Колка» (2011), «Елгава 94» (2019), Upurga (2021)[6].

Психоаналитический театр Мары Кимеле включен в Латвийский культурный канон.

Награды

Семья

Бабушка, театральный режиссёр русской школы, ученица Фёдора Комиссаржевского и Всеволода Мейерхольда Анна Лацис, по-видимому, оказала влияние на формирование артистического дарования Мары Кимеле. Также взгляды девушки в искусстве воспитывались под воздействием интеллекта и энциклопедических знаний мужа Анны, немецкого режиссера и театроведа Бернхарда Райха. Можно предположить, что он содействовал зачислению Мары в ГИТИС, где преподавал с 1930-х годов и пользовался большим авторитетом как доверенное лицо драматурга-новатора Бертольда Брехта, с которым дружил с отрочества[7].

Райх вспоминал, что Анна Лацис учила внучку не быть слишком прямолинейной в выражении своих взглядов и быть артисткой в случаях, когда её взгляды идут вразрез с указаниями Министерства культуры. Мара отвечала: «Если я должна лгать понемногу о мелочах, я привыкну к этой малой лжи и со временем она перерастёт в большую, которую я не смогу стряхнуть. Ты этого хочешь?» Бабушка обычно оставляла такие вопросы без ответа[3].

Примечания

  1. Кетнере, Наталья Денисовна. Любовь и сцена Аси Лацис. Открытый город (журнал) (7 февраля 2022).
  2. Latvijas enciklopēdija. — Rīga :: Valērija Belokoņa izdevniecība, 2005. — Т. 3. — С. 612. — ISBN 9984-9482-3-4..
  3. 3,0 3,1 Līga Ulberte. THE UNKNOWN HISTORY : BERNHARD REICH ’ S MANUSCRIPT ABOUT VALMIERA THEATRE (англ.) // Culture Crossroads. — 2022. — No. 19. — P. 68-77. — doi:10.55877/cc.vol19.41.
  4. Māra_Ķimele (латыш.). web.archive.org. Valmieras teatris (13 марта 2012). Дата обращения: 6 декабря 2022.
  5. Рижский русский театр им. М.Чехова (латыш.). www.mct.lv. Дата обращения: 6 декабря 2022.
  6. Mara Kimele (англ.). IMDb. Дата обращения: 6 декабря 2022.
  7. Līga Ulberte. Anna Lācis and Bernhard Reich: Life and Love in the Theatre (англ.) // Canadian Review of Comparative Literature / Revue Canadienne de Littérature Comparée. — 2018. — Март (vol. 45, no. 1). — P. 51—68. — doi:10.1353/crc.2018.0003.