Хаберланд, Кристоф

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Кристоф Хаберланд
нем. Christoph Haberland
Кристоф ХаберландКристоф Хаберланд
Работы и достижения
Работа в городах Рига
Архитектурный стиль Бюргерский классицизм

Кристоф Хаберланд (нем. Christoph Haberland, латыш. Kristofs Hāberlands; 1 января 1750, Рига — 7 марта 1803, там же) — один из самых известных архитекторов, работавших в Риге. Яркий представитель гражданского (бюргерского) классицизма.

Биография

Кристоф Хаберланд родился 1 января 1750 года в семье каменщика Иогана Андреаса Хаберланда, выходца из саксонского города Аннаберг и его жены Кристины, урождённой Мейнер[1].

После окончания школы некоторое время работал с отцом, опытным мастером, помимо всего прочего, ведавшим городской печью для обжига извести. Был учеником рижского строительного мастера Иоганна Петера Лейхта. В 1768 году стал подмастерьем гильдии каменщиков. Восемь лет учился у немецких строительных мастеров в Берлине и Дрездене. Побывал во многих городах Европы, где имел возможность ознакомиться с лучшими образцами современной ему архитектуры.

По возвращении в Ригу стал бюргером, сдал экзамен на звание строительного мастера, выполнял обязанности помощника оружейного мастера (1778). Много и продуктивно работал, был главным строительным мастером (что соответствует современной должности главного архитектора) Риги (1789—1797), мастером по строениям и благоустройству Рижского замка (1787—1796), председателем и алтерманом Рижского цеха каменщиков, старейшиной гильдии Святого Иоанна.

В 1784 году в возрасте тридцати четырёх лет женился на Регине Гертруде Мориц.

Творчество

Принимал участие в строительстве и реконструкции более тридцати жилых домов, здания Главного полицейского управления, Ратуши, Дома Черноголовых, Дома масонской ложи, театра Фитингофа, здания Офицерского собрания, Колонного зала сегодняшнего Музея истории Риги и мореходства.

Руководил строительством православной церкви Св. Петра и Св. Павла в Цитадели, закончил строительство церкви Св. Гертруды, построил колокольню Белой церкви в Дюнамюнде, занимался интерьерами общественных зданий.

Помимо Риги работал в Алуксне, Сунтажах, Катлакалнсе, Доле, Валге, Выру. Выполнял частные заказы владельцев загородных поместий.

Для творчества Хаберланда характерно воплощение на практике новаторских идей современной ему европейской архитектуры. Фирменным знаком мастера стало гармоничное соединение классицизма с элементами барокко, филигранно выверенное, спокойное и лишённое чрезмерного украшательства.

В построенных Хаберландом домах, рижане впервые познакомились с архитектурными новинками того времени — мансардными крышами, балконами и парадными овальными залами частных жилищ.

Примером новой архитектурной стилистики может служить построенное в стиле классицизма здание церкви в Катлакалнсе, историческая реминисценция римского Пантеона. В 1785 году Хаберландом была возведена церковь в Валге, а в 1788 году — в Алуксне.

Кристоф Хаберланд был одним из первых крупных рижских мастеров, обратившихся к формам античного зодчества как к эталону гармонии и простоты. Его творческое наследие позже нашло достойное отражение в работах Иоганна Даниэля Готфрида.

При проектировании городского театра в начале XX века архитектор другой эпохи Август Рейнберг намеренно стилизовал строящееся здание под известные работы Кристофа Хаберланда, для более гармоничного внедрения в среду Старого города.

Впоследствии построенное Хаберландом перестраивалось, так, собственный дом Хаберланда (современный адрес — улица Калею, д. 4) был выкуплен для своих нужд русской общиной, в нём разместилось кредитное общество, несколько магазинов[2]. Сейчас лишь дом Крузе (Улица Вецпилсетас, д. 17) сохранил относительное богатство внешнего декора, созданного выдающимся архитектором Риги XVIII века.

Театра, 6 Вецпилсетас, 17
(в центре)
Маза Пилс, 1 Пилс, 9 Смилшу, 5 Шкюню, 19 и 17 (слева направо)

Главные работы

Катлакалнская евангелическо-лютеранская церковь
Колонный зал Музея истории Риги и мореходства

Примечания

Литература

  • Васильев Ю. Классицизм в архитектуре Риги. Рига, 1961
  • Крастиньш Я. А. Стиль модерн в архитектуре Риги. Москва, Стройиздат, 1988. (Упоминание о Хаберланде в обзорной статье).
  • Jānis Krastiņš, Ivars Strautmanis «Riga. The Completе Guide to Architecture»; Rīga, Projekts 2004. (англ.)
  • Gerich, Ottokar. 1927. Christoph Haberland und seine Bauten. Thesis (doctoral)--Technische Universität Hannover, 1927. (нем.)
  • Imants Lancmanis. Rīgas būvmeistars Kristofs Hāberlands. Мaksla plus, 4/2001
  • Feldmanis R., Čoldere D. Katlakalna baznīca. Rīga — 1994.

Ссылки