Киликийская резня

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Киликийская резня (погромы в Адане, арм. Ադանայի կոտորած, Adanayi kotorats) — массовые убийства этнических армян в османских вилайетах Адана и Алеппо, произошедшие в апреле 1909 года.

Резня армянского населения в городе Адана, спровоцированная попыткой мятежа в Стамбуле против младотурок и конституционных реформ, в дальнейшем переросла в армянские погромы на территории всего вилайета[1]. По существующим оценкам, жертвами резни стало от 20 до 30 тысяч армян[2][3][4][5]. Сообщалось также, что в результате резни погибло и около 1300 ассирийцев[6].

Предпосылками к кровавой резне стали глубокие политические, экономические и религиозные различия между армянами-христианами и мусульманским большинством страны. Армянская община открыто приветствовала и поддержала младотурецкую революцию и конституционные реформы. Злоба и ненависть погромщиков усиливалась завистью к богатству армянской общины Аданы и предположениями о её сепаратистских намерениях в противовес зарождающемуся турецкому национализму.

Адана в начале XX века

К началу XX века население провинции Адана, занимавшей часть историко-географической области Киликия, составляло 490 тыс. человек, в том числе 205 тыс. (41,8 %) армян, 78 тыс. (15,9 %) турок, 58 тыс. (11,8 %) курдов, 40 тыс. (8,2 %) греков и 109 тыс. (22,2 %) представителей других народов (арабы, ассирийцы, итальянцы, французы, евреи, персы и др.)[7].

Младотурецкая революция

Буржуазно-либеральные конституционные идеи, получившие распространение в Османской империи уже в 1860-е годы, при султане Абдул-Хамиде (1876—1909) воплотились в движение младотурок. В 1894 году появилась первая листовка от имени подпольного общества «Единение и прогресс» (Иттихад, тур. İttihat ve Terakki), которая призывала всех без различия вероисповедания подняться на борьбу против режима «кровавого» султана, деспотизма и тирании. На II конгрессе младотурок (Париж, 1907) с участием армянских национальных партий («Дашнакцутюн» и «Гнчак»[8]) и лидеров македонского освободительного движения была принята «Декларация» о восстановлении конституции и созыве парламента. Она призывала ко всеобщему восстанию всех народов империи ради свержения режима Абдул-Хамида[9].

3 июля 1908 года началось восстание в Охриде (Македония), в котором участвовали не только турецкие офицеры и солдаты, но и албанские и македонские отряды. К повстанцам начали присоединяться армейские части. Заняв во главе с Энвер-беем Монастырский и Салоникский вилайеты, восставшие объявили о восстановлении конституции 1876 года. Когда волнения перекинулись на Анатолию, охватив Стамбул, Абдул-Хамид был вынужден пойти на уступки и 24 июля опубликовал указ о восстановлении конституции[9].

Победа младотурок воодушевила мусульманское и армянское население империи. Однако при преобразовании движения «Единение и прогресс» в политическую партию (октябрь 1908 года) оказалось, что болезненный для империи национальный вопрос в программе новой партии рассматривается в духе идеологии паносманизма, согласно которой все подданные султана, независимо от вероисповедания, — «османы»[9].

Тем временем возникшая в стране революционная ситуация позволила Австро-Венгрии аннексировать Боснию и Герцеговину, а Болгарии вместе с Восточной Румелией — провозгласить независимость. Это привело к нарастанию антимладотурецких настроений в стране; лидеров партии «Единение и прогресс» начали обвинять в военно-политических поражениях государства[9].

Нарастание напряжённости

Вопреки ожиданиям армянского населения, рассчитывавшего на установление реального равноправия, младотурецкий переворот не внёс существенных изменений в положение проживавших в Турции армян[10]. Младотурки фактически признали захваты земель армянского населения, осуществлявшиеся при Абдул-Хамиде, они также поощряли переселение мухаджиров (с Балкан) на эти территории. Незаконные захваты домов и имущества армян в Киликии сопровождались то единичными убийствами, то вырезанием целых деревень[11]. В то же время, благодаря младотурецкой революции, христиане Османской империи, испытавшие жестокие притеснения при султане Абдул-Хамиде, получили право носить оружие для самозащиты и создавать политические организации.

Сторонникам прежнего режима, однако, с самого начала было понятно, что послабления в пользу христианского меньшинства делаются за их счёт. Русский генеральный консул в Эрзеруме доносил российскому послу в январе 1909 года: «Увлечение армян провозглашёнными свободами всё более и более возбуждает против них ненависть мусульман. Даже среди наиболее прогрессивных младотурок, которые ещё так недавно открыто провозглашали свою признательность армянам за инициаторство в освободительном движении в Турции, недоверие к ним растёт не по дням, а по часам…»[12]. Как отмечал в своём докладе (август 1909) английский вице-консул в Адане майор Чарльз Доути-Уайли (Charles Doughty-Wylie), среди местного турецкого населения зрело отчётливое недовольство по поводу открытых и явно провокационных призывов некоторых армянских лидеров, приезжающих в Адану из Константинополя, и местных священников армянской церкви покупать оружие и готовиться к мести мусульманам за христианские жертвы Хамидийской резни 1894—1896 годов[13]. Как отмечается, предоставленное христианам разрешение на ношение оружия привело к активному вооружению армянского населения. При этом в 1894—1896 годах Хамидийская резня обошла Киликию стороной.

Исследователи указывают также на растущее негодование местных мусульман по поводу увеличившейся иммиграции армян на территорию провинции Адана и использования армянами-землевладельцами новой техники, которая, как опасались, могла разорить многих турецких мелких крестьян и ремесленников. Распускались слухи о том, что армяне хотят провозгласить самостоятельное Киликийское армянское царство и короновать одного известного армянского землевладельца[14].

Контрреволюционный мятеж

Адана, 1909 год
Обложка номера французского журнала «Le Petit Journal» от 2 мая 1909 года

Обложка номера французского журнала «Le Petit Journal» 2 мая 1909 года с зарисовкой резни армян в Адане

В ночь на 31 марта (13 апреля) 1909 года солдаты столичного гарнизона подняли контрреволюционный мятеж, получивший поддержку Абдул-Хамида. Повстанцы заняли здания парламента и правительства, но лидеры младотурок успели спастись в Салониках. Здесь они мобилизовали 100-тысячную «Армию действия», к которой присоединились также отряды албанцев и македонских болгар. 16 апреля «Армия действия» выступила в поход на Стамбул, и 22 апреля столица была окружена. 26 апреля младотурки взяли Стамбул и подавили мятеж. 27 апреля парламент принял фетву о низложении Абдул-Хамида[9].

31 марта (13 апреля), с получением в Адане известий о столичном мятеже, здесь начались межэтнические столкновения, которые на следующий день переросли в погромы и поджоги армянских кварталов и соседних деревень. Имеются утверждения о том, что погромы носили организованный характер: решение об уничтожении армянского населения принималось местными властями, погромам предшествовала раздача мусульманскому населению оружия и боеприпасов[10].

К 5 (18) апреля, по сообщению «The New York Times», в Адане погибло не менее тысячи человек, город был практически уничтожен огнём. Более тысячи человек было убито в соседних Тарсусе и Александретте (Искендеруне). В Тарсусе от трёх до четырёх тысяч армян нашли убежище в американской дипломатической миссии. В армянских кварталах города сожжено до 500 домов, убито пятьдесят человек. В связи с происходящими событиями в Александретту и Мерсин направились американский, британский, французский, итальянский крейсера. В Мерсине иностранцы и многие местные христиане укрылись в консульствах европейских государств[15]. К 7 (20) апреля, по сообщению этой же газеты со ссылкой на консульские источники, число жертв на территории вилайета Адана превысило 5 тысяч, из которых 2 тысячи погибли в самой Адане. Поступали сообщения о новых нападениях в Мараше (вилайет Алеппо) и начавшейся осаде мусульманскими племенами города Хаджин (вилайет Адана)[16][17][18].

Российский посол в Константинополе докладывал в МИД: «Примеру аданских мусульман последовали мусульмане в Тарсусе, где с 3 (16) сего месяца начались пожары, грабежи и убийства. За сим беспорядки распространились и на соседние местности, а именно на Александретту, в окрестностях коей выжжено несколько селений. В Кырк Хане перерезано было 50 семейств армян, а в Паясе выпущены были на свободу содержавшиеся в местной тюрьме 500 арестантов, которые не замедлили принять участие в неистовствах. Наконец, как сообщил мне наш консул в Алеппо телеграммами от 6 (19) и 7 (20) сего месяца, антихристианское движение проявилось и в Зейтуне, Мараше, Антиохии и Биреджике… С прибытием в турецкие порты английских, французских и итальянских военных судов спокойствие в них восстановилось, но беспорядки в расстоянии от берегов, по-видимому, ещё не вполне прекратились»[19].

Армянские кварталы Аданы, сожжённые во время резни.

После десятидневного перерыва начались новые столкновения. Прибывшие в город армейские подразделения вместе с погромщиками напали на армянскую часть города, которая была полностью сожжена.

Погромы прошли по всей Киликии, доходя до Мараша и Кессаба. Нападениям подверглись даже обычно державшиеся в стороне от националистических движений армянские католики и протестанты.

Расследование событий было поручено парламентской комиссии, член которой Акоп Бабигян сообщил, что всего было убито 21 000 человек, включая 19 479 армян, 850 ассирийцев, 422 халдея и 250 греков. В качестве наказания было повешено несколько мусульман и армян, однако настоящие виновники событий, губернатор области, армейский командир и местные чиновники не были наказаны, а пострадавшим армянам не была возвращена их собственность. Местные лидеры Иттихад участвовали в резне армян, однако о руководстве ими из Стамбула или о степени участия центрального правительства в этой резне нет точных сведений[20][21].

Последствия резни

Исколоченные и убитые армянские дети
изувеченная армянка, выжившая в резне
Выжившие армяне возле разоруженных домов

После подавления стамбульского мятежа младотурки начали кампанию насильственного отуречивания населения и запретили организации, связанные с нетурецкими этническими целями. Политика отуречивания была утверждена на конгрессах Иттихад 1910 и 1911 годов. Это послужило последней каплей для Дашнакцутюн, которая, не сумев нейтрализовать шовинистическую фракцию Иттихад, вышла из союза с этой партией в мае 1912 года.

Балканские войны 1912—1913 годов, потеря 150 тысяч квадратных километров европейской территории и четырёх миллионов жителей империи, этнические чистки, основными жертвами которых были мусульмане, приток большого числа беженцев, означали конец любого плюрализма в Иттихад. 400 000 мухаджиров было размещено в Анатолии, что привело к значительному преобладанию мусульман в империи, хотя в середине XIX века немусульмане составляли около 56 % её населения. Трагедия перемещённого мусульманского населения и безразличие окружающего мира к их проблемам фактически представляли модель решения национального вопроса, хотя прямой связи между мухаджирством и последующим геноцидом армян нет. Тем не менее эти события подсказали Иттихад способы решения демографических проблем в условиях войны, так в 1913-14 годах из островов Эгейского моря и западного побережья Анатолии в Грецию было выселено 130 000 этнических греков. В согласии с принятой концепцией «Национальная экономика» (тур. Millî İktisat) во время переговоров с Грецией по Эгейским островам в Турции был организован бойкот греческих магазинов, без какой-либо мотивации распространенный на армян и других немусульман, аналогичный бойкот произошел во время балканской войны 1913—1914 годов. Перестав сотрудничать с Иттихад, армянские политические партии снова получили возможность обращаться за поддержкой к европейским державам.

К 1914 году Россия добилась от турецких властей серьёзных уступок в отношении Западной Армении. После многолетних переговоров Россия совместно с другими европейскими державами заключила Соглашение о проведении реформ в армянских вилайетах (Речь идёт о Соглашении о проведении реформ в Армении, заключённом К. Н. Гулькевичем и Саид-Халимом 26 января 1914 года)[22][23][24][25][26], так как все предыдущие договорённости по проведению «армянских реформ» — в частности, ст. 61 Берлинского конгресса и изданный в октябре 1895 года Абдул-Хамидом II Декрет о реформах в Армении — оставались только на бумаге и ещё больше усугубляли отношение турецкого государства к армянам[23][27][28]. Для армян это было возможностью обеспечить гарантии безопасности в условиях усиливающейся дискриминации, включая новые грабежи мухаджиров. Для некоторых радикалов из Иттихад это решение стало последней каплей, армянам начали угрожать репрессиями, которые должны были затмить резню 1894—1896 годов[29][30][31].

Важным фактором киликийской резни было то, что она произошла в конституционном обществе, и фактически показала высокий уровень антиармянских настроений мусульманских масс. Тем не менее она не привела к разрыву между Иттихад и Дашнакцутюн, который произошёл только через несколько лет[32].

См. также

Примечания

  1. Raymond H. Kévorkian, «The Cilician Massacres, April 1909» in Armenian Cilicia, eds. Richard G. Hovannisian and Simon Payaslian. UCLA Armenian History and Culture Series: Historic Armenian Cities and Provinces, 7. Costa Mesa, California: Mazda Publishers, 2008, pp. 339-69.
  2. Taner Akçam. Lemkin and the Question of Armenian and Kurdish Reforms (en.) // The armenian weekly. — 2015. — 1 октябрь. Архивировано 30 декабря 2021 года.
  3. Adalian, Rouben Paul. The Armenian Genocide // Century of Genocide (неопр.) / Totten, Samuel; Parsons, William S.. — Routledge, 2012. — С. 117—156. — ISBN 9780415871914.
  4. Adalian, Rouben Paul. Adana Massacre // Historical Dictionary of Armenia (неопр.). — Scarecrow Press, 2010. — С. 70—71. — ISBN 9780810874503.
  5. Ahsan I. Butt. The Ottoman Empire’s Escalation from Reforms to the Armenian Genocide, 1908-1915 // Secession and Security. — Ithaca, NY: Cornell University Press, 2017. — P. 125—162. Архивировано 29 мая 2022 года.
  6. David Gaunt, «The Assyrian Genocide of 1915» Архивная копия от 20 марта 2015 на Wayback Machine, Assyrian Genocide Research Center, 2009
  7. Nüfusbilim Dergisi / Turkish Journal of Population Studies
  8. Kaligian, Dikran Mesrob. Armenian Organization and Ideology under Ottoman rule, 1908-1914. — Revised edition. — New York, NY 10017, USA: Routledge, 2017. — ISBN 9781412842457, ISBN 9781412807753.
  9. 9,0 9,1 9,2 9,3 9,4 Барышников В. Н. (отв. ред.), АКАДЕМИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ИМПЕРИЙ — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2012. — 728 с.
  10. 10,0 10,1 АДАНСКИЕ ПОГРОМЫ 1909 // Genocide.ru. Дата обращения: 25 сентября 2017. Архивировано 11 сентября 2017 года.
  11. Шакарянц С. Э. Геноцид армян 1915-23 гг. и геополитика // Регион и мир. 2015. Т. IV. № 1-2. С. 3-20
  12. Из донесения русского генерального консула в Эрзеруме послу в Константинополе И. А. Зиновьеву. 19 января 1909 года // Genocide.ru. Дата обращения: 6 сентября 2006. Архивировано 19 октября 2006 года.
  13. Gurun, Kamuran. The Armenian File: the myth of innocence exposed. Turkiye Is Bankasi Yayinlari, 2007, p. 213.
  14. Stephan H. Astourian (2011), «The Silence of the Land: Agrarian Relations, Ethnicity, and Power», in A Question of Genocide: Armenians and Ottoman muslims at the End of the Ottoman Empire, eds. Ronald Grigor Suny, Fatma Müge Göçek, and Norman Naimark. Oxford: Oxford University Press, p. 78.
  15. The New York Times, 19 April, 1909. Дата обращения: 2 октября 2017. Архивировано 31 августа 2017 года.
  16. MOSLEM MASSACRES TAKE 5,000 LIVES, The New York Times (21 апреля 1909). Архивировано 13 марта 2016 года. Дата обращения 2 октября 2017.
  17. Foreign Cruisers at Mersina., The New York Times (23 апреля 1909). Архивировано 3 октября 2012 года. Дата обращения 1 января 2010.
  18. AMERICAN WOMEN IN PERIL AT HADJIN., The New York Times (23 апреля 1909). Архивировано 3 октября 2012 года. Дата обращения 1 января 2010.
  19. Посол в Константинополе — товарищу министра иностранных дел России Чарыкову. 18 апреля (1 мая) 1909 г. // Genocide.ru. Дата обращения: 6 сентября 2006. Архивировано 19 октября 2006 года.
  20. Hovannisian R. G. The Armenian People from Ancient to Modern Times. — Palgrave Macmillan, 1997. — Vol. II. Foreign Dominion to Statehood: The Fifteenth Century to the Twentieth Century. — P. 230—233. — 493 p. — ISBN 0312101686, ISBN 9780312101688.
  21. Bloxham. The great game of genocide: imperialism, nationalism, and the destruction of the Ottoman Armenians. — P. 60-62.
  22. Astourian, 1990, p. 136.
  23. 23,0 23,1 Sunny, 2016, pp. 220—221.
  24. Hovannisian, 1997, pp. 235—238.
  25. Bloxham, 2005, pp. 62—65.
  26. Akçam, 2007, pp. 97—102.
  27. Dadrian, 2005, pp. 70—71.
  28. Akçam, 2007, p. 43.
  29. Bloxham. The great game of genocide: imperialism, nationalism, and the destruction of the Ottoman Armenians. — P. 62-65.
  30. Hovannisian R. G. The Armenian People from Ancient to Modern Times. — Palgrave Macmillan, 1997. — Vol. II. Foreign Dominion to Statehood: The Fifteenth Century to the Twentieth Century. — P. 233—238. — 493 p. — ISBN 0312101686, ISBN 9780312101688.
  31. Astourian, Stephan. The Armenian Genocide: An Interpretation : [англ.] // The History Teacher : j.. — Society for the History of Education, 1990. — Vol. 23, № 2 (February). — P. 111—160. — ISSN 0018-2745. — doi:10.2307/494919. — JSTOR 494919.
  32. Stephan H. Astourian. Genocidal Process: Reflections on the Armeno-Turkish Polarization // Hovannisian. The Armenian genocide: history, politics, ethics. — P. 67.

Литература

Книги
Статьи

Ссылки