Киев (дальномерные фотоаппараты)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Киев-II
Тип дальномерный фотоаппарат
Производитель завод «Арсенал»
Год выпуска 1947-1955
Объектив «Юпитер-8» 2,0/50
Крепление объектива байонет Contax-Киев
Фотоматериал плёнка типа 135
Размер кадра 24×36 мм
Фокусировка дальномер с базой 90 мм
Затвор фокальный с металлическими шторками
Видоискатель оптический, совмещён с дальномером
Размеры 147×96×66 мм
Вес 820 г.

Ки́ев — семейство советских малоформатных дальномерных фотоаппаратов, выпускавшихся с 1947 по 1987 год на киевском заводе «Арсенал». Первые модели семейства представляли собой точные копии немецких фотоаппаратов Contax, права на выпуск которых получены в счёт репараций после войны[1][2][3].

Историческая справка

Фотоаппараты Contax II и Contax III, выпуск которых начат компанией Zeiss Ikon в 1936 году, считались наиболее совершенными малоформатными камерами своего времени, и составляли серьёзную конкуренцию известной марке Leica. На момент своего появления «Контаксы» обладали самым скоростным затвором, передовым сопряжением байонета с дальномером повышенной точности и удобной перезарядкой фотоплёнки[4]. Профессиональные фотожурналисты разных стран пользовались этим типом фотоаппаратуры, часто предпочитая его более дешёвым «Лейкам».

После Второй мировой войны все германские патенты были аннулированы странами Антигитлеровской коалиции, и довоенные немецкие разработки получили статус общественного достояния[5][6]. Этим сразу же воспользовались производители фототехники, заимствовавшие удачные технические решения немецких фотоаппаратостроителей. Уже в 1948 году в Японии начат выпуск фотоаппарата Nikon I, конструкция которого во многом повторяла Contax[7]. В сентябре 1945 года советской оккупационной администрацией принято решение возобновить производство «Контаксов» на заводе Carl Zeiss в Зальфельде[8]. Заводы Zeiss Ikon в Дрездене, выпускавшие эти фотоаппараты до конца войны, по итогам Ялтинских соглашений подлежали конфискации и демонтажу[9]. Первоначально предполагалось использовать конфискованное оборудование для производства фотоаппаратов под названием «Волга» на заводе № 237 в Казани, но в итоге выбор был изменён в пользу киевского завода №784[10][8][11].

Фотоаппарат Contax II, модель 1936 года
Фотоаппарат «Киев-II» выпуска 1952 года

Однако, в процессе транспортировки существенная часть станков была утеряна или получила повреждения, и организация полноценного производства оказалась невозможной[12]. Кроме того, оригинальные чертежи фотоаппаратов были утрачены, и почти всю производственную документацию пришлось восстанавливать заново обмером оставшихся экземпляров камер. Поэтому конструкция Contax послевоенных выпусков имеет множество мелких упрощений[12]. Всего в Зальфельде выпущено около 2000 комплектов деталей для Contax II и III, часть из которых была собрана и отправлена в СССР в счёт репараций[9][8]. В 1947 году налаженные линии были демонтированы, перевезены в Киев и установлены в фотоцехе № 10[2][13]. Крупносерийному производству предшествовал двухлетний выпуск небольших партий из деталей, изготовленных в Зальфельде, где успели пройти обучение советские специалисты. Первая партия выпущена к майским праздникам, а к тридцатой годовщине Октябрьской революции в ноябре запущено полноценное серийное производство. В 1948 году было собрано 1400 фотоаппаратов[14].

В конце 1949 года начат выпуск фотоаппаратов из деталей собственного производства[* 1]. Объективы для первых фотоаппаратов собирались на заводе №393 в Красногорске. Готовые линзовые блоки для них поставлялись из Германии, и устанавливались как в байонетные оправы для «Киевов», так и в резьбовые для фотоаппаратов «Зоркий»[15]. В маркировке таких объективов отражено их иностранное происхождение: «ЗК» («Зоннар» красногорский), «БК» («Биогон» красногорский), «БТК» («Биотар» красногорский) и т. д[16][17][18]. В 1948 году производство было полностью перенесено в СССР, где объективы выпускались из вывезенных запасов немецкого оптического стекла. Тогда же объективы получили название «Юпитер». В 1954 году под руководством оптика Михаила Мальцева объективы перерассчитаны под советский сортамент оптических стёкол, поскольку немецкое стекло было полностью израсходовано[19][20][15]. Внутри СССР немецкое происхождение фотоаппаратов и объективов не афишировалось.

За четыре десятилетия выпуска камеры «Киев» претерпели ряд конструктивных изменений, которые носили косметический характер и не касались ключевых технических решений, заложенных в прототипе[21][22]. Не был устранён даже один из главных недостатков оригинального Contax: неудобное расположение окна дальномера, которое часто перекрывалось пальцами правой руки и мешало нормальному захвату. В западногерманской версии Contax IIa и Contax IIIa, выпуск которых начат в Штутгарте в 1950 году, окно перенесли ближе к объективу, изменив всю конструкцию дальномера[23]. Так же поступили инженеры корпорации Nippon Kogaku, разрабатывавшие Nikon S[7]. Завод «Арсенал» предпринял такую попытку значительно позже в неудачной модели «Киев-5», выпуск которой был недолгим. Курковый взвод, ставший всеобщим стандартом к началу 1960-х годов, применить на дальномерных «Киевах» без кардинального изменения сложного механизма установки выдержек было невозможно, и курок «Киева-5» сделал этот узел самым ненадёжным. Выпуск семейства продолжался даже тогда, когда дальномерная фотоаппаратура практически вышла из употребления, уступив свои позиции зеркальной[24].

Износ оборудования, вывезенного из Германии, а также общее падение культуры производства привели к тому, что камеры «Киев» потеряли своё главное преимущество — высокую надёжность, и в конце концов в 1987 году их производство было прекращено[17]. В 2002 году выпуск мелких партий доработанных фотоаппаратов из складских запасов завода начала совместная украино-американская компания Kiev Camera[25]. Кроме того, на международном рынке появились фальшивые «Контаксы», переделанные из «Киевов» со сфрезерованным оригинальным шильдиком. На его место размещался логотип Contax, а переднее кольцо объектива «Юпитер-8М» заменялось таким же с маркировкой Sonnar[26]. Несмотря на широкую известность истинного происхождения, украинские «Контаксы» и перелицованные «Юпитеры» пользуются спросом, как дешёвые аналоги настоящих[27].

Модельный ряд

Фотоаппарат «Киев-4А» в чёрном исполнении
Фотоаппарат «Киев-4» со сменными объективами
Фотоаппарат киев 4 в кофре

За всё время производства дальномерного семейства «Киев» выпущено несколько моделей, название которых никак не обозначалось на корпусе фотоаппаратов. Единственной маркировкой была надпись «Киев», шрифт и дизайн которой менялись несколько раз. Поэтому название конкретной модели принято определять по внешним отличиям камер и году выпуска, отражённому в первых двух цифрах серийного номера. Все модели делятся на две основные группы: с экспонометром и без экспонометра, каждая из которых ведёт происхождение от Contax III и Contax II соответственно:

  • фотоаппараты без экспонометра:
    • «Киев-II» (1947—1955)
    • «Киев-IIА» (1956—1958)
    • «Киев-4А» (1958—1980)
    • «Киев-4АМ» (1980—1985)
  • фотоаппараты со встроенным несопряжённым экспонометром на основе селенового фотоэлемента:
    • «Киев-III» (1952—1955)
    • «Киев-IIIА» (1956—1958)
    • «Киев-4» (1957—1979)
    • «Киев-4М» (1976—1985)

Первые модели II и III в большинстве современных источников обозначаются арабскими цифрами 2 и 3, но в годы выпуска (в том числе в заводских инструкциях) приняты римские цифры, как в прототипах[28]. Буква «А» в моделях с индексом II и III означает наличие синхроконтакта, отсутствовавшего в оригинальных Contax и первых выпусках «Киев». В модели 4 эта же буква маркирует вариант без экспонометра. Фотоаппараты, собранные на фабрике Цейсса в Зальфельде с 1946 по 1947 год, в среде коллекционеров называют «Киев-1»[29]. Между фотоаппаратами 1940-х и 1970-х годов имеется мало различий, которые не носят принципиального характера:

  • В 1956 году в моделях IIA и IIIA добавлен синхроконтакт с коаксиальным PC-разъёмом;
  • В 1958 году калькулятор экспонометра и головка обратной перемотки модернизированы по образцу западногерманского Contax IIIa[21]. Через год к этому же стилю приведена задняя крышка: замки сделаны «впотай», и убрана откидная опорная площадка[26];
  • Изменена резьба штативного гнезда с 3/8 на 1/4 дюйма;

Наиболее масштабная модернизация проведена в 1976 году в моделях с индексом «М»:

  • Изменена конструкция головки взвода, заимствованная у неудавшегося «Киев-5»;
  • Нестандартная кратчайшая выдержка 1/1250 сек увеличена до 1/1000 сек;
  • Головка обратной перемотки плёнки заменена откидной рулеткой;
  • Приёмная катушка сделана несъёмной;
  • Внедрён «горячий башмак» с центральным контактом для фотовспышек;
  • В оформлении корпуса появились пластмассовые детали;

Фотоаппараты «Киев» выпускались только в хромированном исполнении с различным оформлением, в том числе и с надписями на украинском языке и даже без какой-либо маркировки. Последний вариант предназначался для экспорта в страны, где хорошо известны фотоаппараты Contax, сходство с которыми было слишком очевидно[30].

Технические характеристики серии «М»

  • Тип применяемого фотоматериала — 35-мм перфорированная фотокиноплёнка шириной 35 мм (фотоплёнка типа 135) в стандартных кассетах. Возможно применение специальных двухкорпусных кассет с расходящейся щелью. Размер кадра — 24×36 мм.
  • Корпус — из алюминиевого сплава, со съёмной задней стенкой.
  • Взвод затвора, перемотка плёнки и установка выдержек производится одной головкой. Обратная перемотка рулеточного типа («Киев-4М» и «Киев-4АМ»). Установка выдержек возможна как при взведённом, так и при спущенном затворе.
  • Затвор — фокальный механический, с вертикальным движением гибких шторок, собранных из узких металлических звеньев на шарнирах. Конструкция аналогична рулонным жалюзи.
  • Выдержки затвора — от 1 до 1/1000 сек, и «B». Выдержка синхронизации с электронной фотовспышкой — 1/25 с.
  • Центральный синхроконтакт «Х», кабельный синхроконтакт с разъёмом PC.
  • Штатный объектив — «Юпитер-8М» 2,0/50 или «Гелиос-103» 1,8/53 (с конца 1970-х годов).
  • Тип крепления объектива — байонет Contax-Киев, наружный и внутренний.
  • Видоискатель телескопический, совмещённый с дальномером. Номинальная база дальномера — 90 мм. Фокусировка возможна вращением диска фокусировки на корпусе аппарата.
  • Экспонометр («Киев-3», «Киев-3А», «Киев-4», «Киев-4М») — встроенный несопряжённый на селеновом фотоэлементе, закрывается крышкой в транспортном положении.
  • Механический автоспуск.
  • На фотоаппарате предусмотрено штативное гнездо с резьбой 1/4 дюйма.
Модельный ряд
«Киев-II» (1947—1955) «Киев-IIIА» (1956—1958) «Киев-4» (1957—1979) «Киев-4А» (1958—1980) «Киев-4М» (1976—1985) «Киев-4АМ» (1980—1985)

Фотоаппарат «Киев-5»

Фотоаппарат «Киев-5»

Модель «Киев-5» была единственной попыткой кардинальной модернизации немецкого прототипа, созданного в 1930-х годах инженерами Zeiss Ikon. При этом ключевой узел — затвор — так и не претерпел принципиальных изменений. Главными новшествами стал курковый взвод и новая конструкция дальномера, окно которого переместили дальше от спусковой кнопки, где оно часто перекрывалось пальцами и мешало нормально держать камеру (аналогичное изменение было проделано уже в 1950 году на западногерманском варианте Contax IIa), при этом уменьшилась номинальная база дальномера. Исчезло и колесо фокусировки, которая теперь производилась только кольцом оправы объективов.

Байонет был упрощён, и внутреннее байонетное кольцо исключено из узла. Оставлен только внешний байонет, в оригинале предназначенный только для сменных объективов. Маркировка штатного объектива «Юпитер-8НБ» содержит упоминание о наружном байонете. Таким образом, совместимость с оптикой предыдущих выпусков была утрачена. Неудачные конструкторские решения и общее изменение технологии производства привели к низкой надёжности фотоаппарата, остававшегося на конвейере всего 5 лет с 1968 по 1973 год. Наименее удачным оказался сложный узел куркового взвода, совмещённый с механизмом переключения выдержек, и часто выходивший из строя[31]. Однако, небольшой тираж фотоаппаратов «Киев-5» сделал его коллекционной редкостью, востребованной на современном рынке редкой фототехники.

Объективы для дальномерных фотоаппаратов «Киев»

Для штатных (нормальных объективов) использовался внутренний байонет, для сменных — наружный.

Модель Иллюстрация Фокусное
расстояние
Относительное
отверстие
Байонет Угол поля
зрения объектива
Применение
Орион-15 28 6,0 наружный 75° широкоугольный
Юпитер-12
35 2,8 наружный 62,5° широкоугольный объектив
Юпитер-8
50 2,0 внутренний 45° штатный
(нормальный объектив)
Юпитер-3 50 1,5 внутренний 45° нормальный объектив
Гелиос-103
53 1,8 внутренний 45° штатный
(нормальный объектив)
Юпитер-9
85 2,0 наружный 28,8° длиннофокусный объектив
Юпитер-11
133 4,0 наружный 18,5° длиннофокусный объектив

Оценка фотоаппаратов

Несмотря на высокую сложность затвора и дальномера, фотоаппараты «Киев» первых выпусков отличались надёжностью, унаследованной от немецкого прототипа. При этом, в отличие от сравнительно простых «ФЭДов», «Зорких» и даже «Зенитов», ремонт был трудоёмким, и доступным только мастерам с самой высокой квалификацией. Отличались фотоаппараты и высокой ценой — «Киев-4АМ» без экспонометра стоил 135 рублей, тогда как зеркальный «Зенит-Е» с экспонометром и светосильным объективом «Гелиос-44» продавался за 100.

В то же время, к середине 1970-х годов дальномерные «Киевы» значительно уступили позиции новейшей зеркальной аппаратуре[17]. Камеры оставались популярны среди фотографов-бытовиков, снимающих школьные и детсадовские групповые фотографии и постановочные портреты, поскольку были неприхотливы при высоком качестве получаемых негативов. В фотожурналистике и других отраслях, где требовалась оперативность и универсальность, повсеместно использовались однообъективные зеркальные фотоаппараты.

К началу 1980-х годов завод «Арсенал» делал основную ставку на зеркальное семейство «Киев-17» и среднеформатные зеркальные «Киев-6С» и «Киев-88». Внимание энтузиастов камеры вновь привлекли после Перестройки, когда широкой публике в СССР стало известно их настоящее происхождение и культовый статус. Тогда же появились фальшивые «Контаксы», переделанные из советских фотоаппаратов для продажи за рубеж[27].

См. также

Примечания

  1. Есть данные, что немецкого запаса второстепенных деталей, например крепёжа, хватило ещё на много лет

Источники

  1. Retro Cameras, 2018, p. 76.
  2. 2,0 2,1 Фотомагазин, 2002, с. 48.
  3. Киев 3. Из истории. Коллекция фотоаппаратов. Дата обращения: 26 января 2021. Архивировано 28 июля 2020 года.
  4. Георгий Абрамов. История развития дальномерных камер. Довоенный период. История развития дальномерных камер. Photohistory. Дата обращения: 24 января 2019. Архивировано 28 января 2019 года.
  5. Фотокурьер, 2005, с. 16.
  6. Германские репарации. «Politik» (26 февраля 2001). Дата обращения: 14 января 2015. Архивировано 11 ноября 2014 года.
  7. 7,0 7,1 Георгий Абрамов. Послевоенный период. Часть II. История развития дальномерных камер. Photohistory. Дата обращения: 10 мая 2015. Архивировано 24 сентября 2015 года.
  8. 8,0 8,1 8,2 Берндт К. Отто. От Контакса Карл Цейсс Йена к Киеву. USSRlens (2013). Дата обращения: 23 апреля 2020. Архивировано 27 февраля 2020 года.
  9. 9,0 9,1 1200 фотоаппаратов из СССР, 2009, с. 443.
  10. «ЗЕНИТ»: предыстория. ZENIT Camera. Дата обращения: 29 сентября 2018. Архивировано 22 сентября 2018 года.
  11. Создание «Киевов» (недоступная ссылка). Дата обращения: 21 июля 2011. Архивировано 20 февраля 2020 года.
  12. 12,0 12,1 Петер Хенниг, Милос Пауль Младек. Прототип Contax IV и Syntax (все сначала). USSRlens. Дата обращения: 25 апреля 2020. Архивировано 27 февраля 2020 года.
  13. Kiev-Contax (англ.). «SovietCams». Дата обращения: 22 декабря 2018. Архивировано 22 декабря 2018 года.
  14. Foto&video, 2001, с. 68.
  15. 15,0 15,1 Аркадий Шаповал. Эксклюзивный обзор ЮПИТЕР-3 1,5/50 с байонетом Contax-Киев RF. «Радожива» (15 февраля 2015). Дата обращения: 28 декабря 2018. Архивировано 28 декабря 2018 года.
  16. Фотография, 1992, с. 32.
  17. 17,0 17,1 17,2 Фотомагазин, 2002, с. 49.
  18. Гелиос-44. «Zenit Camera». Дата обращения: 2 января 2019. Архивировано 2 января 2019 года.
  19. Г. Абрамов. «ЗК», «Юпитер-3», 1,5/50, 1948 — середина 80-х, КМЗ, ЗОМЗ, Валдайский з-д «Юпитер». Этапы развития отечественного фотоаппаратостроения. Дата обращения: 16 апреля 2019. Архивировано 16 апреля 2019 года.
  20. Юпитер-3. ZENIT Camera. Дата обращения: 16 апреля 2019. Архивировано 8 апреля 2019 года.
  21. 21,0 21,1 Knippser. Kiev 4 (нем.). Knippsen Virtuelles Kamera und Fotomuseum (20 мая 2015). Дата обращения: 9 октября 2020. Архивировано 27 октября 2019 года.
  22. Karen Nakamura. Kiev 4A (англ.). Photoethnography. Дата обращения: 28 декабря 2018. Архивировано 26 декабря 2018 года.
  23. Zeiss Contax IIa and IIIa (англ.). Stephen Gandy's CameraQuest (13 сентября 2017). Дата обращения: 3 декабря 2018. Архивировано 4 декабря 2018 года.
  24. Foto&video, 2001, с. 70.
  25. Фотомагазин, 2002, с. 50.
  26. 26,0 26,1 Henry Scherer. Beware The Fake Contax (англ.). Zeiss Ikon Contax Camera Repair. Дата обращения: 28 декабря 2018. Архивировано 31 мая 2018 года.
  27. 27,0 27,1 Frank Mechelhoff. HOW TO AVOID ZEISS SONNAR FAKES (англ.). RANGEFINDER CAMERA COLLECTION (2 января 2007). Дата обращения: 28 декабря 2018. Архивировано 2 января 2019 года.
  28. Выбор фотоаппарата, 1962, с. 78.
  29. Foto&video, 2001, с. 69.
  30. Stephen Gandy. Russian No Name Kiev 4A (англ.). Stephen Gandy's CameraQuest (13 сентября 2017). Дата обращения: 30 декабря 2018. Архивировано 31 декабря 2018 года.
  31. Г. Абрамов. «Киев-5», 1968-1973, з-д «Арсенал». Этапы развития отечественного фотоаппаратостроения. Дата обращения: 22 декабря 2018. Архивировано 31 января 2011 года.

Литература

  • И. Бажан. Краткая история дальномерных камер (Часть I) // «Фотокурьер» : журнал. — 2005. — № 9/105. — С. 13—17.
  • Юрий Голубовский. Трофей // «Foto&video» : журнал. — 2001. — № 12. — С. 68—70.
  • Суглоб В. П. Киевский завод «Арсенал» // 1200 фотоаппаратов из СССР / И. Вирковский. — Минск.: «Медиал», 2009. — С. 169—180. — 656 с. — ISBN 978-985-6914-10-5.
  • Андрей Шеклеин, Владимир Самарин. «Киев», или вверх по лестнице, ведущей вниз // «Фотомагазин» : журнал. — 2002. — № 12. — С. 48—50. — ISSN 1029-609-3.
  • John Wade. Ретрокамеры = Retro Cameras (англ.). — London: Thames & Hudson, 2018. — 287 p. — ISBN 978-0-500-54490-7.

Ссылки