Кертес, Андре
Андре Кертес | |
---|---|
Имя при рождении | Андор Кертес |
Род деятельности | фотохудожник, фотограф |
А́ндре Ке́ртеc, Андре Кертеш[1] (венг. André Kertész, настоящее имя А́ндор Ке́ртеc (венг. Kertész Andor), 2 июля 1894, Будапешт, Австро-Венгрия — 28 сентября 1985, Нью-Йорк) — венгерский, французский и американский фотохудожник, один из крупнейших мастеров мировой фотографии.
Биография
Родился средним из трёх сыновей в еврейской семье. Его отец, книготорговец Липот Кон (1842—1909), сменил фамилию на Кертес в период политики активной мадьяризации невенгерских меньшинств в Австро-Венгерской империи, умер в 1909 году от скоротечной чахотки; мать — Эрнестина Хофман (1863—1933) — владела коферазвесочной лавкой на площади Телеки. После смерти отца в значительной степени воспитывался братом матери в его деревенском доме в Сигетбече, на средства дяди окончил в 1912 г. коммерческое училище. После обучения работал в будапештской фондовой бирже[2]. В 1913 году у него появилась первая камера — «Ика»[2]. Участвовал в Первой мировой войне, был ранен (1915). В послевоенные годы работал на бирже, пробовал профессионально заниматься сельским хозяйством и пчеловодством. В 1918 году все наработанные негативы были уничтожены, после чего Кертес принял решение вернуться на фондовый рынок[2].
В 1925 поселился в Париже, чтобы заработать денег Андре продавал отпечатки по 25 франков за одну штуку. В это же время он начал свое сотрудничество с изданиями Frankfurter Illustrierte, Berliner Illustrirte, Nationale de Fiorenza, Sourire, Uhu и Times[2]. Сблизился с группой дадаистов, познакомился и подружился с Брассаем. Создал портреты Мондриана, Александра Колдера, Марка Шагала, Сергея Эйзенштейна и др. Первая его персональная выставка (и вообще первая персональная выставка фотохудожника в мире) состоялась в авангардной парижской галерее «Весна священная» (1927), первый альбом «Дети» вышел в 1933. Также в 1933 году Кертес женился на Элизабет Сали[2]. В 1933 создает серию ню «Искажения», в 1934 выпускает альбом «Париж глазами Андре Кертеса». С 1936 жил в Нью-Йорке, где и подписал договор о сотрудничестве с компанией Keystone[2]. В 1937 году Андре начал работать с изданиями Vogue, Harper’s Bazaar[2]. В 1941—1944 как подданный страны-противника не мог публиковать свои работы[источник не указан 5459 дней]. В 1944 получает гражданство США. Позже он решил вернуть из Парижа свои негативы, но при пересылке больше половины из них было утрачено. С 1949 по 1962 г. Кертес работал для издания Conde Nast[2].
Творчество
Работы Кертеса отличаются изысканной простотой и выверенностью композиции, игрой природного света и тени, тумана и искусственного городского освещения, резко остраняющими ракурсами, съёмкой через стекло и другие преграды для «естественной» точки зрения. Его стилистика глубоко повлияла на многих крупных мастеров фотоискусства (в частности, на Картье-Брессона)[3]. Одними из ключевых в творчестве Кертеса являлись портреты читающих людей. Им была создана серия работ под общим названием On Reading (рус. О Чтении), которая успешно экспонировалась во многих галереях мира[4][5].
Признание и наследие
В 1946 году персональная выставка Кертеса проходит в Художественном институте Чикаго. В 1963 была организована его большая ретроспективная экспозиция в Парижской Национальной библиотеке, в 1964 — в Музее современного искусства в Нью-Йорке. В 1983 был награждён орденом Почётного легиона, в 1984 завещал своё наследие (негативы и письма) французскому государству.
В честь Кертеса назван кратер на Меркурии[6].
Альбомы и каталоги выставок
- A. Kertész: photographer/ John Szarkowski, ed. New York: Museum of Modern Art, 1964.
- From my window. Boston: New York Graphic Society, 1981
- Hungarian memories. Boston: Little, Brown, 1982
- André Kertész: of Paris and New York. Chicago: Art Institute of Chicago, 1985
- André Kertész, diary of light 1912—1985. New York: Aperture Foundation, 1987.
- Stranger to Paris: Au Sacre du Printemps Gallerie, 1927. Toronto: Jane Corkin Gallery, 1992
- Dans l’appartement d’André Kertész à New York. Budapest: Musée Hongrois de la Photographie: Institut Français de Budapest, 2001
- André Kertész/ Bourcier N., ed. Paris: Phaidon-Press, 2001
- Kertész, made in USA. Paris: Editions PC , 2003
- André Kertész. Нью-Йорк, International Center of Photography 16 сентября 2005 г. — 27 ноября 2005[7]
Примечания
- ↑ КЕРТЕШ (Kertecz) Андре // Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. — 1-е изд. — М. : Большая российская энциклопедия, 1991. — ISBN 5-85270-160-2.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 Фотографии XX века. Музей Людвига в Кёльне / ответственный = пер. с англ. А.А. Сосинова. — Издательство АТС, 2008. — ISBN 978-5-17-047116-4.
- ↑ Ken Johnsson. Unmasking a Chameleon of the Lens // The New York Times. — 25 февраля 2005.
- ↑ Blake Morrison. The power of reading // The Guardian. — Лондон, 23 июля 2009.
- ↑ ART Daily. Photographs by André Kertész On View at the Portland Museum of Art (англ.). Artdaily Newspaper (2009). Дата обращения: 22 декабря 2009. Архивировано 21 февраля 2012 года.
- ↑ NASA. Mercury Features Receive New Names (англ.). Discovery & New Frontiers News (28 апреля 2008). Дата обращения: 22 декабря 2009. Архивировано 21 февраля 2012 года.
- ↑ Фотовыставка А.Кертес, 2005 г. (недоступная ссылка). http://welovefoto.ru/. Дата обращения: 28 января 2020. Архивировано 26 января 2019 года.
Ссылки
- Страница на сайте Художественной галереи в Вашингтоне Архивная копия от 9 марта 2017 на Wayback Machine (англ.)
- Photo Central: André Kertész: Life and Its Juxtapositions Архивная копия от 25 марта 2007 на Wayback Machine (англ.)
- Андре Кертеc на сайте Art Photo Gallery (англ.)
- Андре Кертеc на сайте Мастера фотографии Архивная копия от 8 февраля 2007 на Wayback Machine