Кертес, Андре

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Андре Кертес
Имя при рождении Андор Кертес
Род деятельности фотохудожник, фотограф

А́ндре Ке́ртеc, Андре Кертеш[1] (венг. André Kertész, настоящее имя А́ндор Ке́ртеc (венг. Kertész Andor), 2 июля 1894, Будапешт, Австро-Венгрия — 28 сентября 1985, Нью-Йорк) — венгерский, французский и американский фотохудожник, один из крупнейших мастеров мировой фотографии.

Биография

Родился средним из трёх сыновей в еврейской семье. Его отец, книготорговец Липот Кон (1842—1909), сменил фамилию на Кертес в период политики активной мадьяризации невенгерских меньшинств в Австро-Венгерской империи, умер в 1909 году от скоротечной чахотки; мать — Эрнестина Хофман (1863—1933) — владела коферазвесочной лавкой на площади Телеки. После смерти отца в значительной степени воспитывался братом матери в его деревенском доме в Сигетбече, на средства дяди окончил в 1912 г. коммерческое училище. После обучения работал в будапештской фондовой бирже[2]. В 1913 году у него появилась первая камера — «Ика»[2]. Участвовал в Первой мировой войне, был ранен (1915). В послевоенные годы работал на бирже, пробовал профессионально заниматься сельским хозяйством и пчеловодством. В 1918 году все наработанные негативы были уничтожены, после чего Кертес принял решение вернуться на фондовый рынок[2].

В 1925 поселился в Париже, чтобы заработать денег Андре продавал отпечатки по 25 франков за одну штуку. В это же время он начал свое сотрудничество с изданиями Frankfurter Illustrierte, Berliner Illustrirte, Nationale de Fiorenza, Sourire, Uhu и Times[2]. Сблизился с группой дадаистов, познакомился и подружился с Брассаем. Создал портреты Мондриана, Александра Колдера, Марка Шагала, Сергея Эйзенштейна и др. Первая его персональная выставка (и вообще первая персональная выставка фотохудожника в мире) состоялась в авангардной парижской галерее «Весна священная» (1927), первый альбом «Дети» вышел в 1933. Также в 1933 году Кертес женился на Элизабет Сали[2]. В 1933 создает серию ню «Искажения», в 1934 выпускает альбом «Париж глазами Андре Кертеса». С 1936 жил в Нью-Йорке, где и подписал договор о сотрудничестве с компанией Keystone[2]. В 1937 году Андре начал работать с изданиями Vogue, Harper’s Bazaar[2]. В 19411944 как подданный страны-противника не мог публиковать свои работы[источник не указан 5459 дней]. В 1944 получает гражданство США. Позже он решил вернуть из Парижа свои негативы, но при пересылке больше половины из них было утрачено. С 1949 по 1962 г. Кертес работал для издания Conde Nast[2].

Робер Дуано (слева) и Андре Кертеc, Арль, 1975

Творчество

Работы Кертеса отличаются изысканной простотой и выверенностью композиции, игрой природного света и тени, тумана и искусственного городского освещения, резко остраняющими ракурсами, съёмкой через стекло и другие преграды для «естественной» точки зрения. Его стилистика глубоко повлияла на многих крупных мастеров фотоискусства (в частности, на Картье-Брессона)[3]. Одними из ключевых в творчестве Кертеса являлись портреты читающих людей. Им была создана серия работ под общим названием On Reading (рус. О Чтении), которая успешно экспонировалась во многих галереях мира[4][5].

Признание и наследие

В 1946 году персональная выставка Кертеса проходит в Художественном институте Чикаго. В 1963 была организована его большая ретроспективная экспозиция в Парижской Национальной библиотеке, в 1964 — в Музее современного искусства в Нью-Йорке. В 1983 был награждён орденом Почётного легиона, в 1984 завещал своё наследие (негативы и письма) французскому государству.

В честь Кертеса назван кратер на Меркурии[6].

Альбомы и каталоги выставок

  • A. Kertész: photographer/ John Szarkowski, ed. New York: Museum of Modern Art, 1964.
  • From my window. Boston: New York Graphic Society, 1981
  • Hungarian memories. Boston: Little, Brown, 1982
  • André Kertész: of Paris and New York. Chicago: Art Institute of Chicago, 1985
  • André Kertész, diary of light 1912—1985. New York: Aperture Foundation, 1987.
  • Stranger to Paris: Au Sacre du Printemps Gallerie, 1927. Toronto: Jane Corkin Gallery, 1992
  • Dans l’appartement d’André Kertész à New York. Budapest: Musée Hongrois de la Photographie: Institut Français de Budapest, 2001
  • André Kertész/ Bourcier N., ed. Paris: Phaidon-Press, 2001
  • Kertész, made in USA. Paris: Editions PC , 2003
  • André Kertész. Нью-Йорк, International Center of Photography 16 сентября 2005 г. — 27 ноября 2005[7]

Примечания

  1. КЕРТЕШ (Kertecz) Андре // Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. — 1-е изд. — М. : Большая российская энциклопедия, 1991. — ISBN 5-85270-160-2.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 Фотографии XX века. Музей Людвига в Кёльне / ответственный = пер. с англ. А.А. Сосинова. — Издательство АТС, 2008. — ISBN 978-5-17-047116-4.
  3. Ken Johnsson. Unmasking a Chameleon of the Lens // The New York Times. — 25 февраля 2005.
  4. Blake Morrison. The power of reading // The Guardian. — Лондон, 23 июля 2009.
  5. ART Daily. Photographs by André Kertész On View at the Portland Museum of Art (англ.). Artdaily Newspaper (2009). Дата обращения: 22 декабря 2009. Архивировано 21 февраля 2012 года.
  6. NASA. Mercury Features Receive New Names (англ.). Discovery & New Frontiers News (28 апреля 2008). Дата обращения: 22 декабря 2009. Архивировано 21 февраля 2012 года.
  7. Фотовыставка А.Кертес, 2005 г. (недоступная ссылка). http://welovefoto.ru/. Дата обращения: 28 января 2020. Архивировано 26 января 2019 года.

Ссылки