Перейти к содержанию

Кеблавик (аэропорт)

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Кеблавик Международный аэропорт
Keflavíkurflugvöllur
ИАТА: KEFИКАО: BIKF
Информация
Вид аэропорта гражданский/военный
Дата открытия 1942
Оператор Isavia Limited
Узловой аэропорт для Icelandair
Площадь 25 кв.км
Сайт kefairport.is/english/
Взлётно-посадочные полосы
Номер Размеры (м) Покрытие
02/20 3.054 метра асфальт
11/29 3.065 метра асфальт
Статистика
Годовой пассажиропоток 8.755.352 (2017)
Годовой грузопоток 38.986 тонн (2012)
KEF (Исландия)
Точка
KEF
Местонахождение на карте Исландии

Международный аэропорт Кеблавик (исл. Keflavíkurflugvöllur) (ИАТАKEF, ИКАОBIKF), также известный как Аэропорт Рейкьявик-Кеблавик, крупнейший аэропорт Исландии и главный хаб страны для международных авиаперевозок. Расположен в 3,1 км к западу от города Кеблавик [1] и в 50 км от Рейкьявика. В аэропорту две взлётно-посадочные полосы, площадь аэропорта составляет около 25 кв. км.

Международный аэропорт Кеблавик является хабом для Icelandair и обслуживает большую часть международных авиаперевозок Исландии, все внутренние рейсы осуществляются через аэропорт Рейкьявика, который расположен в 3 км от городского центра Рейкьявика. Исключение составляют только сезонные рейсы в Акюрейри. Оператором аэропорта Кеблавик является государственное предприятие Isavia.

История аэропорта

Ранние годы

Аэропорт был построен военными США во время Второй мировой войны в качестве замены небольшой британской взлетно-посадочной полосы в Гардюре на севере. Военно-воздушным силам США был необходим аэродром в Кеблавике, способный принимать тяжёлые бомбардировщики, а также истребители Союзников. Необходимые средства были выделены в январе 1942 года, а уже в мае началось строительство взлётно-посадочной полосы для истребителей. Полоса была названа Паттерсон-филд, в честь молодого пилота, умершего в Исландии. Аэродром для бомбардировщиков, получивший название Микс-филд, начал строиться в июле военными и гражданскими подрядчиками, но гражданских вскоре заменили недавно созданные строительные батальоны флота США (Seabees). Микс-филд начал эксплуатироваться 23 марта 1943 года, а в мае на этой ВВП стали делать промежуточную посадку военные самолёты, совершающие трансатлантические рейсы. Полосы были расположены на расстоянии 4 км друг от друга.

Во время войны комплекс аэропорта служил только военным целям, но после войны авиабаза дозаправки быстро развилась в крупный аэропорт, где совершали промежуточную посадку самолёты, следующие трансатлантическими рейсами. С уходом военных США в 1947 году контроль над аэропортом перешёл к властям Исландии, когда и получил название Аэропорт Кеблавик. Аэропорт управлялся совместно властями США и Исландии и принимал транзитные гражданские и военные самолёты. Военные США вернулись в Кеблавик в 1951 году под эгидой НАТО, [2] и аэропорт оставался в совместном управлении до 30 сентября 2006 года, когда военные передали контроль над аэропортом правительству Исландии.

С 1950-х годов

Во время реконструкции военной базы в Кеблавике в 1950-е годы пассажирский терминал располагался в середине базы. Поэтому международные пассажиры должны были проходить контрольно-пропускные пункты, чтобы попасть на свои рейсы, что выглядело как будто США контролируют границу с Исландией. Так продолжалось до 1987 года, когда пассажирский терминал был перенесён.

Присутствие иностранных вооруженных сил в Исландии, в рамках спонсируемого НАТО Соглашения об обороне между Исландией и США 1951 года, воспринималось неоднозначно в Исландии, которая не имела местных вооруженных сил, кроме Исландской береговой охраны. [3] В течение 1960-х и 1970-х годов организовывались многочисленные митинги в знак протеста против американского военного присутствия в Исландии, и каждый год манифестанты проходили путь в 50 км (31 милю) из Рейкьявика в Кеблавик и скандировали: "Ísland úr NATO, herinn burt" (дословно: Исландия вне НАТО, военные уезжайте). Протесты оказались неэффективными. Одним из участников был Вигдис Финнбогадоттир, которая впоследствии стала первой женщиной-Президентом Исландии. [4]

Бывшая Закрытая военная зона в Кеблавике получила название «Зона аэропорта, безопасности и развития» под управлением Keflavík International Airport Ltd. (создана 1 января 2009 года), Исландского агентства безопасности и Keflavík Airport Development Corporation (Kadeco), соответственно. Береговая Охрана обслуживает ангары для военных самолетов, а также склады боеприпасов, радиолокаторы ПВО и другую военную технику для целей национальной обороны. Бывшая военная территория (U.S. Naval Air Station Keflavik) была перестроена компанией Kadeco и получила название Ásbrú в соответствии со своим новым предназначением. Аэропорт находится в маленькой деревне Sandgerði, но взлетно-посадочная полоса ведет в город Кеблавик.

Две взлетно-посадочные полосы длиной 3000 метров (10 000 футов) и шириной 61 метр (200 футов) имеют достаточную длину для того, чтобы принимать аппараты Спейс шаттл и самолёты Ан-225. 29 июня 1999 года сверхзвуковой Конкорд (G-BOAA) произвел посадку в аэропорту Кеблавик. [5] Аэропорт также является важным пунктом для возможных вынужденных посадок для самолетов выполняющих трансатлантические рейсы. [6]

Терминал

Терминал аэропорта
Терминал аэропорта

В аэропорту один терминал, носящий имя Лейфа Эрикссона (Flugstöð Leifs Eiríkssonar). Он был открыт в 1987 году и отделил гражданский пассажирский трафик и военную базу. В 2001 терминал был увеличен за счёт Южного здания (которое не является самостоятельным терминалом) в соответствии с требованиями Шенгенского соглашения. Северное здание было позже увеличено, работы завершились в 2007 году.

В залах ожидания вылета и прилета терминала есть магазины беспошлинной торговли. В 2016 году действующий терминал был расширен [7] и добавлено 7 гейтов. [8] Также планируется добавить третью взлетно-посадочную полосу.[9]

Авиакомпании и пункты назначения

Города, в которые было прямое воздушное сообщение из Кеблавика в 2009 году

Несмотря на то, что численность населения Исландии составляет только 350 тыс. человек, из аэропорта осуществляются множество регулярных рейсов в города США и Европы. Крупнейшим авиаперевозчиком в Кеблавике является Icelandair. 23 октября 2012 года авиакомпания WOW air приобрела Iceland Express, [10] став вторым по величине исландским перевозчиком в аэропорту. 28 марта 2019 года WOW air была объявлена банкротом[11].

В аэропорту Кеблавик обслуживаются только международные рейсы (кроме стыковочных рейсов в Акюрейри из Гренландии авиакомпании Air Iceland Connect), внутренние рейсы и рейсы в Гренландию осуществляются из аэропорта Рейкьявика. Для пересадки с международного рейса на внутренний необходим переезд 50 км, поэтому рекомендуется иметь как минимум трёхчасовой запас времени между рейсами.

Грузовые авиакомпании

Авиакомпания Пункты назначения
Исландия Air Atlanta Icelandic Баграм, Джакарта/Сукарно-Хатта, Люксембург, Франкфурт
Бельгия ASL Airlines Belgium Льеж, Нью-Йорк/Кеннеди
Соединённые Штаты Америки Atlas Air Астана, Фарго, Шымкент
Исландия Bluebird Cargo Дублин, Кельн/Бонн, Монктон
Исландия Icelandair Cargo Восточный Мидландс, Лондон/Станстед, Льеж
Соединённые Штаты Америки UPS Airlines Кельн/Бонн, Монктон, Эдинбург

Статистика

Самолёт Iceland Express в Кеблавике
Самолет Airbus A320 WOW Air в аэропорту Кеблавик
Delta Air Lines в Кеблавике
Российский SSJ100 в аэропорту Кеблавик
Самые загруженные направления, 2016 [12]
Город Пассажиропоток
Флаг Великобритании Лондон (Гатвик, Лутон, Хитроу) 822.075
Флаг Дании Копенгаген 533.398
Флаг Франции Париж (Орли, Шарль-де-Голь) 427.128
Флаг США Нью-Йорк (Кеннеди, Ньюарк) 398.685
Флаг США Бостон 339.691
Флаг Нидерландов Амстердам 314.178
Флаг Норвегии Осло/Гардермуэн 309.025
Флаг Канады Торонто/Пирсон 214.105
Флаг Германии Франкфурт 213.501
Флаг Швеции Стокгольм/Арланда 184.016
Флаг Великобритании Манчестер 153.690
Флаг США Сиэтл/Такома 150.245
Флаг Финляндии Хельсинки 146.799
Флаг Германии Мюнхен 146.193
Флаг США Вашингтон/Даллес 136.380
Флаг США Балтимор 133.067
Флаг США Миннеаполис/Сен-Пол 108.766
Флаг Германии Берлин/Шенефельд 100.884
Пассажиропоток по годам
Год Пассажиропоток Процент
2004 1.883.725
2005 2.101.679 +11.6%
2006 2.272.917 +8.1%
2007 2.429.144 +6.9%
2008 2.193.434 -9.7%
2009 1.832.944 -16.4%
2010 2.065.188 +12.7%
2011 2.474.806 +19.8%
2012 2.764.026 +11.7%
2013 3.209.848 +16.1%
2014 3.867.425 +20.5%
2015 4.855.505 +25.5%
2016 6.821.358 +40.4%
2017 8.755.352 +28.3%

Наземный транспорт

Между аэропортом и Рейкьявиком существует только автомобильное сообщение. Новая скоростная автомагистраль была открыта в 2008 году (дорога 41). Возле терминала есть такси. Доступен прокат автомобилей от различных компаний. [13] Расписание автобусов согласуется с расписанием самолётов. [14] Автобусы в аэропорт следуют от автовокзала Рейкьявика, путь в среднем занимает 45 минут. Для того, чтобы попасть в аэропорт Рейкьявика на внутренние рейсы, нужно делать пересадку на автовокзале.

Инциденты

  • 21 июля 2013 года российский авиалайнер Sukhoi Superjet 100, опытный самолет, бортовой номер 97005, совершил посадку с невыпущенным шасси во время испытательного полета. Причиной была ошибка экипажа из-за усталости. Они управляли самолетом вручную для имитации отказов. [15] [16]
  • 28 апреля 2017 года самолет Primera Air Boeing 737-800 выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы. [17]

Примечания

  1. Samgöngustofa (исланд.) (недоступная ссылка). Samgöngustofa. Дата обращения: 24 апреля 2018. Архивировано 12 августа 2009 года.
  2. U.S. Government Debated Secret Nuclear Deployments in Iceland | National Security Archive (англ.). nsarchive.gwu.edu. Дата обращения: 23 апреля 2018. Архивировано 5 декабря 2016 года.
  3. Kochis, Daniel. The Heritage Foundation (англ.), The Heritage Foundation. Архивировано 10 января 2018 года. Дата обращения 23 апреля 2018.
  4. Rhodri Jeffreys-Jones. Changing Differences: Women and the Shaping of American Foreign Policy, 1917-1994. — Rutgers University Press, March 1997. — 308 с. — ISBN 9780813524498. Архивная копия от 8 июня 2022 на Wayback Machine
  5. Plato Video. Concorde to Iceland - The Ultimate Day Trip Trailer - Plato Video (21 апреля 2012). Дата обращения: 23 апреля 2018. Архивировано 6 апреля 2017 года.
  6. Wayback Machine (недоступная ссылка) (29 марта 2017). Дата обращения: 23 апреля 2018. Архивировано 29 марта 2017 года.
  7. Hugmyndir um að reisa nýja flugstöð (англ.), RÚV (19 July 2012). Архивировано 3 октября 2013 года. Дата обращения 23 апреля 2018.
  8. abc. Дата обращения: 5 июля 2022. Архивировано 3 января 2014 года.
  9. Keflavik International Airport Expansion. Дата обращения: 30 апреля 2019. Архивировано 30 апреля 2019 года.
  10. WOW air acquires Iceland Express (англ.). Breaking Travel News. Дата обращения: 13 июня 2020. Архивировано 13 июня 2020 года.
  11. Low Cost Carrier WOW Air Goes Bankrupt Leaving Thousands Stranded (англ.). Simple Flying. Дата обращения: 13 июня 2020. Архивировано 21 мая 2021 года.
  12. abc. appsso.eurostat.ec.europa.eu. Дата обращения: 24 апреля 2018. Архивировано 25 сентября 2017 года.
  13. Car rental at Keflavik airport | Keflavik Airport (англ.). www.kefairport.is. Дата обращения: 24 апреля 2018. Архивировано 20 июля 2016 года.
  14. Buses - Buy tickets and bus information | Keflavik Airport (англ.). www.kefairport.is. Дата обращения: 24 апреля 2018. Архивировано 20 июля 2016 года.
  15. Accident: Sukhoi SU95 at Keflavik on Jul 21st 2013, belly landing. www.avherald.com. Дата обращения: 24 апреля 2018. Архивировано 23 сентября 2015 года.
  16. Harro Ranter. ASN Aircraft accident Sukhoi Superjet 100-95 97005 Reykjavík-Keflavík International Airport (KEF). aviation-safety.net. Дата обращения: 24 апреля 2018. Архивировано 9 августа 2016 года.
  17. Harro Ranter. Runway excursion Incident Boeing 737-86N (WL) YL-PSH, 28 Apr 2017. aviation-safety.net. Дата обращения: 24 апреля 2018. Архивировано 30 апреля 2017 года.

Ссылки