Катастрофа Let L-410 под Иркутском

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Катастрофа под Иркутском
L-410, схожий с разбившимсяL-410, схожий с разбившимся
Общие сведения
Дата 26 августа 1988 года
Время 22:18 (17:22 МСК)
Характер CFIT
Причина Ошибка экипажа и УВД
Место Союз Советских Социалистических Республик 21 км от Иркутска, Иркутская область (РСФСР, СССР)
Воздушное судно
Модель L-410M
Авиакомпания Якутия Батагайский ОАО, Якутское УГА
Принадлежность Союз Советских Социалистических Республик МГА СССРАэрофлот»)
Пункт вылета Якутия Батагай
Остановки в пути Якутия Маган
Якутия Ленск
Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика Киренск
Пункт назначения Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика Иркутск
Бортовой номер CCCP-67235
Дата выпуска 1977 год
Пассажиры 2
Экипаж 2
Погибшие 4 (все)

Катастрофа Let L-410 под Иркутском — авиационная катастрофа, произошедшая в пятницу 26 августа 1988 года в Иркутской области с самолётом L-410M (Л-410М) авиакомпании «Аэрофлот» при заходе на посадку в аэропорт Иркутск. В результате авиакатастрофы погибли все 4 человека, находившиеся на борту.

Катастрофа

L-410M (Л-410М) с бортовым номером 67235 (заводской — 770801, выпущен в 1977 году) Батагайского авиаотряда выполнял заказной рейс по заявке Заполярной ГРЭ по маршруту Батагай — Маган — Ленск — Киренск — Иркутск. Пилотировали его С. З. Отаян (КВС) и М. В. Строков (второй пилот). Также на борту находились два служебных пассажира[1].

На подходе к Иркутскому аэропорту экипаж связался с диспетчером подхода. В данном радиообмене экипаж не сказал, что получал информацию от системы АТИС, а диспетчер этого не заметил и не потребовал от пилотов прослушать её и доложить об этом. Далее при выполнении захода на посадку в сложных метеоусловиях при прохождении ДПРМ экипаж перешёл на связь с диспетчером круга. Тот также не стал спрашивать пилотов, прослушивали ли они АТИС. На эшелоне перехода пилоты не стали выставлять на барометрических высотомерах давление аэродрома и не доложили об этом диспетчеру. Наиболее вероятной причиной этого стало утомление пилотов, которые работали уже более 15 часов. Между тем, высотомеры самолёта показывали высоту относительно уровня моря, а не уровня аэродрома, который находится относительно уровня моря на высоте 514 метров. В результате показания высотомеров теперь были завышены на полкилометра[1].

Диспетчер круга давал указания сперва снижаться до 900 метров, затем выполнить третий разворот, а после снижаться до высоты 700 метров. Когда экипаж занял высоту 700 метров (по показаниям приборов) и взял курс к четвёртому развороту, он доложил об этом диспетчеру. Через пару секунд в 22 километрах от аэропорта авиалайнер оказался над холмом высотой 190 метров над уровнем аэродрома и зацепил верхушки деревьев. Осознав катастрофичность ситуации, пилоты перевели двигатели на взлётный режим и начали было набор высоты, но всего через 114 метров от точки первого столкновения с деревьями L-410 врезался кабиной в толстое дерево (толщина ствола 35 сантиметров). Потеряв скорость, самолёт понёсся вниз через деревья и упал в 312 метрах от места первого столкновения о верхушки леса и в 198 метрах от рокового дерева. Все 4 человека на борту погибли[1].

Причины

По заключению комиссии, причиной катастрофы стала ошибка экипажа, который не установил на высотомерах давление аэродрома, в результате оказавшись в опасной близости от земли. Точную причину, почему это произошло, установить не удалось, но, наиболее вероятно, ей стала высокая усталость пилотов, которые на момент катастрофы работали 15 часов 26 минут, а сам полёт на заключительном этапе проходил уже ночью. Сопутствующей причиной стало то, что диспетчер круга нарушал установленную фразеологию при радиообмене. Кроме того, он не принял от экипажа сообщения о приёме информации АТИС, не заставил их прослушать её и доложить об этом, а также не обратил внимания, что пилоты не доложили о выставлении высотомеров на эшелоне перехода[1].

Отдельно стоит отметить, что сама система АТИС на то время ещё только внедрялась и не все экипажи успели её освоить.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Катастрофа Л-410М Якутского УГА близ Иркутска. airdisaster.ru. Дата обращения: 19 мая 2013. Архивировано 18 августа 2013 года.