Катастрофа DHC-6 на Муреа

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Рейс 1121 Air Moorea
Мемориал рейсу 1121Мемориал рейсу 1121
Общие сведения
Дата 9 августа 2007 года
Время 12:01 (22:01 UTC)
Характер Крушение после взлёта, LOC-I (потеря управления)
Причина Обрыв тросов управления вследствие их износа
Место Французская Полинезия Тихий океан, в 700 м от побережья Муреа (Французская Полинезия)
Координаты 17°29′18″ ю. ш. 149°45′44″ з. д.HGЯO
Погибшие 20 (все)
Воздушное судно
Разбившийся самолёт за 4 месяца до катастрофыРазбившийся самолёт за 4 месяца до катастрофы
Модель De Havilland Canada DHC-6-300
Авиакомпания Французская Полинезия Air Moorea
Пункт вылета Французская Полинезия Муреа[англ.]
Пункт назначения Французская Полинезия Фааа, Папеэте
Рейс QE 1121
Бортовой номер F-OIQI
Дата выпуска 2 февраля 1979 года (первый полёт)
Пассажиры 19
Экипаж 1

Катастрофа DHC-6 на Муреаавиационная катастрофа, произошедшая в четверг 9 августа 2007 года у побережья острова Муреа (Французская Полинезия). Авиалайнер De Havilland Canada DHC-6-300 авиакомпании Air Moorea выполнял короткий пассажирский рейс QE 1121 по маршруту Муреа—Папеэте, но через 1 минуту и 20 секунд после взлёта потерял управление, вошёл в пикирование и рухнул в воду примерно в 700 метрах от берега. Погибли все находившиеся на его борту 20 человек — 19 пассажиров и 1 пилот[1].

Самолёт

De Havilland Canada DHC-6 Twin Otter 300 (DHC-6-300) (регистрационный номер F-OIQI, серийный 608) был выпущен в 1979 году (первый полёт совершил 2 февраля). До Air Moorea эксплуатировался в США организацией «DP Acquisitions Inc.» в парашютном спорте (борт N228CS). 3 октября 2006 года был продан в авиакомпанию Французской Полинезии Air Moorea, при этом его бортовой номер сменился на F-OIQI. Самолёт был рассчитан на управление одним человеком, а пассажировместимость салона составляла 19 мест. Вес пустого самолёта был 3544 килограмма, а максимальный взлётный вес — 5670 килограммов. 11 марта 2005 года, когда самолёт уже совершил 48 674 цикла «взлёт-посадка» и налетал 29 652 часа, на нём были установлены тросы управления из нержавеющей стали; в авиапарке Air Moorea борт F-OIQI был единственным таким самолётом, так как на остальных DHC-6-300 тросы управления были выполнены из обычной углеродистой стали. Оснащён двумя турбовинтовыми двигателями Pratt & Whitney Canada PT6A-27, которые на день катастрофы имели наработку по 5146 циклов «взлёт-посадка» и 841 час. Сам 28-летний авиалайнер на день катастрофы совершил 55 044 цикла «взлёт-посадка» и налетал 30 833 час 51 минуту[2]. На момент поступления в Air Moorea совершил 49 898 циклов «взлёт-посадка» и налетал 30 005 часов 10 минут[3].

Сведения о пилоте

Самолётом управлял 53-летний пилот Мишель Сантюренн (фр. Michel Santeurenne), француз. Получил лицензию коммерческого пилота в первый раз 16 октября 1992 года в Канаде, а затем повторно 30 мая 1997 года во Франции. В том же году был сертифицирован для полётов на многомоторных самолётах. На DHC-6 сертифицирован 18 мая 2007 года после 9300 часов практики, в авиакомпании Air Moorea работал с 28 по 30 мая 2007 года, до этого работал в авиакомпании Finist'air[англ.]. По данным, на день катастрофы налетал 3514,5 часов, за период работы в Air Moorea совершил 23 коротких перелёта общей продолжительностью 7,8 часов[4][2].

Катастрофа

В четверг 9 августа 2007 года De Havilland Canada DHC-6-300 борт F-OIQI выполнял плановый пассажирский рейс QE 1121. Данный рейс должен был выполняться из аэропорта Муреа[англ.] (остров Муреа) в аэропорт Фааа (Папеэте, остров Таити) по правилам визуальных полётов на крейсерской высоте около 180 метров, а продолжительность полёта составляла всего 7 минут. Всего на борту самолёта находились 1 пилот и 19 пассажиров[5].

В 11:53:22 (21:35:22 UTC) был осуществлён запуск двигателей, после чего пилот на английском и французском языках сделал объявление: Дамы и господа, здравствуйте и добро пожаловать на борт. Пожалуйста, пристегните ремни безопасности. Затем в 11:57:19 диспетчер дал разрешение следовать по аэродрому к предварительному старту BRAVO ВПП №12, а в 11:58:10 было дано разрешение занимать исполнительный старт. Лайнер вырулил на полосу и встал на уровне второй рулёжной дорожки[5].

В 12:00:06 было дано разрешение на взлёт, после чего через 6 секунд режим работы двигателей был увеличен. В 12:00:58, после взлёта, были убраны закрылки, а в 12:01:07 уменьшен режим двигателей. Но затем через 2 секунды при высоте полёта раздался удивлённый возглас пилота. Система опасного сближения с землёй (GPWS) выдала два сигнала предупреждения, а затем скорость вращения воздушных винтов возросла. В 12:01:20 (22:01:20 UTC), через 1 минуту и 20 секунд с начала взлёта и после ещё четырёх сигналов GPWS, рейс QE 1121 врезался в воду и полностью разрушился. Все 20 человек на его борту погибли[5].

Поисковые работы

При проведении поисковых работ спасатели и рыбаки обнаружили 14 тел, а также части правой главной передачи и подушки сидений. Через несколько дней при проведении работ по подъёму бортовых самописцев было найдено 15-ое тело. Всего из воды, кроме самописцев, были подняты оба двигателя, приборная панель, передняя часть кабины, включая органы управления, винтовые домкраты закрылков и хвостовая часть. При подъёме обломков было отмечено, что тросы управления рулями высоты и направления оказались порваны в передней части[5].

Расследование

Расследование причин катастрофы рейса QE 1121 проводило Бюро по расследованию и анализу безопасности гражданской авиации (BEA).

В ходе расследования BEA пришло к выводу, что в момент уборки закрылков произошёл обрыв тросов управления рулями хвостового оперения, а самолёты DHC-6 имеют тенденцию к «клевку» в момент уборки закрылков, из-за чего авиалайнер опустил нос и перешёл в пикирование. Обрыв тросов произошёл по причине их значительного износа. В авиакомпании Air Moorea не знали, что борт F-OIQI является единственным самолётом в их авиапарке, у которого были тросы из нержавеющей стали, а потому, в отличие от тросов из высокоуглеродистой стали на других самолётах, в условиях солёного климата они не подвержены быстрой коррозии, однако изнашиваются быстрее. Обрыву тросов сопутствовало и то, что в ночь перед катастрофой борт F-OIQI при стоянке в аэропорту Фааа попадал в спутную струю рулившего по аэродрому Airbus A340 — мощный поток выходящих из двигателей A340 выхлопных газов ударил в управляющие поверхности небольшого самолёта, что привело к сильному ослаблению тросов[6][7].

Также катастрофе способствовали такие факторы, как недостаточная оценка диспетчерами и пилотами Air Moorea опасности попадания лёгких самолётов в спутную струю реактивных самолётов, отказ авиакомпанией в проведении специальных инспекционных проверок, а также то, что замена тросов из нержавеющей стали зависела от календарной даты, а не от числа циклов «взлёт-посадка»[7][8].

Окончательный отчёт расследования BEA был опубликован 4 декабря 2008 года.

Культурные аспекты

Катастрофа рейса 1121 Air Moorea показана в 13 сезоне канадского документального телесериала Расследования авиакатастроф в серии Кошмар в раю.

Примечания

  1. Rapport, p. 7.
  2. 2,0 2,1 Rapport, p. 13.
  3. Rapport, p. 14.
  4. Rapport, p. 12.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 Rapport, p. 11.
  6. Rapport, p. 67.
  7. 7,0 7,1 Rapport, p. 68.
  8. Rapport, p. 69.

Ссылки