Катастрофа Ту-134 в Самаре

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Рейс 471 UTair
Последствия катастрофыПоследствия катастрофы
Общие сведения
Дата 17 марта 2007 года
Время 06:42 SAMT
Характер Крушение при заходе на посадку
Причина Ошибки экипажа, сложные погодные условия
Место Россия в 304 м от аэропорта Курумоч, Самара (Россия)
Погибшие 6
Раненые 27
Воздушное судно
Разбившийся самолёт за 8 месяцев до катастрофыРазбившийся самолёт за 8 месяцев до катастрофы
Модель Ту-134АК
Авиакомпания Россия UTair
Принадлежность Россия Волга-Авиаэкспресс
Пункт вылета Россия Сургут
Остановки в пути Россия Курумоч, Самара
Пункт назначения Россия Белгород
Рейс UT-471
Бортовой номер RA-65021
Дата выпуска 31 мая 1976 года
Пассажиры 50
Экипаж 7

Катастрофа Ту-134 в Самареавиационная катастрофа, произошедшая в субботу 17 марта 2007 года. Авиалайнер Ту-134АК авиакомпании UTair выполнял внутренний рейс UT-471 по маршруту СургутСамараБелгород, но при заходе на посадку в аэропорту Самары жёстко приземлился на грунт и разрушился. Из находившихся на его борту 57 человек (50 пассажиров и 7 членов экипажа) погибли 6.

Самолёт

Ту-134АК (регистрационный номер RA-65021, заводской 48390, серийный 35-04) был выпущен 31 мая 1976 года. 20 июня того же года под б/н СССР-65021 был передан авиакомпании «Аэрофлот»:

  • с 20 июня 1976 года по 1 мая 1980 года — МГА СССР, 235-й Отдельный Правительственный АО;
  • с 1 мая 1980 года по 1982 год — МГА СССР, Приволжское УГА, 1-й Куйбышевский ОАО (Курумоч);
  • с 1982-го по 1992 год — МГА СССР, Приволжское УГА, Горьковский ОАО;
  • с 1992-го по 1993 год — МГА СССР, Приволжское УГА, Чебоксарский ОАО.

С 1993 года его б/н сменился на RA-65021, а лайнер был передан Чебоксарскому АП — Чувашия (со 2 февраля по 4 августа 1997 года находился в нём на хранении). От него сдавался в лизинг авиакомпаниям:

  • Татарстан — с 4 декабря 1998 года по 18 ноября 1999 года.
  • Карат — с 31 января 2001 года по 18 августа 2004 года (с 20 июня 2002 года по 18 августа 2004 года находился в ней на хранении).
  • Волга-Авиаэкспресс — с 27 октября 2004 года по 30 мая 2005 года.

30 мая 2005 года был взят в лизинг авиакомпанией UTair. Оснащён двумя турбореактивными двигателями Д-30-III Пермского моторного завода. На день катастрофы совершил 22 611 циклов «взлёт-посадка» и налетал 35 154 часа[1].

Экипаж

Состав экипажа рейса UT-471 был таким:

  • Командир воздушного судна (КВС) — 53-летний Олег В. Зубков. Пилот 2-го класса. Налетал 11 855 часов, 1993 из них на Ту-134 (740 из них в качестве КВС).
  • Второй пилот — Андрей А. Лапанов. Пилот 2-го класса. Налетал 6100 часов, все на Ту-134.
  • Штурман — Сергей А. Щербань. Штурман 1-го класса. Налетал 5210 часов, 2338 из них на Ту-134.
  • Бортмеханик — Александр И. Муратов. Бортмеханик 1-го класса. Налетал 5030 часов, все на Ту-134.

В салоне самолёта работали три бортпроводника: Инга Хитрова (старший бортпроводник), Татьяна Кушнер и Олег Космачёв.

Хронология событий

Заход на посадку в аэропорту Курумоч выполнялся с магнитным курсом 231° по схеме захода на посадку от ОПРС Кошки по курсо-глиссадной системе в директорном режиме. Во время снижения и захода на посадку рейса 471 метеорологические условия были такими: (видимость на ВПП и высота нижней границы облаков) имели тенденцию к ухудшению (в течение 40 минут ухудшились с 2300×450 метров до 225×40 метров соответственно (в 06:42 SAMT)). При этом оперативная информация не доводилась до диспетчерского состава[2].

Заход на посадку проходил с значительными отклонениями от курса и глиссады, о чём диспетчер посадки, осуществлявший контроль по посадочному радиолокатору, проинформировал экипаж, хотя и не акцентировал внимание на выходе отклонений за пределы максимально допустимых. Кроме того, технология работы диспетчерского пункта посадки не предусматривала контроля выполнения захода на посадку на окончательном этапе захода — после пролёта БПРМ, по причине чего диспетчер не поставил экипаж в известность о значительном отклонении в момент, непосредственно предшествующий посадке[2].

В нарушение требований «Руководства по летной эксплуатации» и «Инструкции по взаимодействию» экипаж не произвёл оценку возможности продолжения снижения на высоте принятия решения (60 метров) и продолжал снижение, не установив визуального ориентира для выполнения посадки. Лишь на высоте 25 метров КВС выдал команду о выполнении повторного захода на посадку, увеличив при этом режим работы двигателей. И лишь через 3 секунды на высоте 9 метров, за 1,5 секунды до касания земли, было зарегистрировано взятие штурвала на себя. В этой ситуации предпринятых усилий оказалось недостаточно для того, чтобы скомпенсировать вертикальную скорость снижения в 6 м/cек[2].

В результате в 06:42:33 SAMT рейс UT-471 произвёл посадку вне взлётной полосы — справа в 100 метрах от осевой линии и в 305 метрах до торца ВПП №23. При движении самолёта по грунту стойка левого шасси подломилась, произошло частичное разрушение фюзеляжа и сломались остальные стойки шасси. Затем самолёт оказался на ВПП, где перевернулся через левую плоскость крыла, потеряв её вместе с левым двигателем. В перевёрнутом состоянии лайнер сошел с ВПП, его передняя часть оторвалась от фюзеляжа и завалилась влево[2].

В катастрофе погибли 6 пассажиров, все 7 членов экипажа и остальные 45 пассажиров получили травмы различной степени тяжести (27 человек были госпитализированы)[3].

Авиакомпания UTair выплатила семьям погибших по $ 75 000[3].

Расследование

В начале августа 2007 года было сообщено о результатах работы комиссии по выяснению причин катастрофы:

Причиной катастрофы самолёта Ту-134А RA-65021 в процессе захода на посадку на аэродроме Самара (Курумоч), в условиях существенно хуже метеорологических минимумов, установленных для аэродрома, самолёта и экипажа, явилось разрушение ВС при движении по земле после его грубого приземления за 300 метров до ИВПП, правее курса захода 100 метров.

Авиационное происшествие стало возможным в результате организационно-технологических и процедурных недостатков в работе и взаимодействии служб метеорологического обеспечения и управления воздушным движением, а также ошибок в действиях экипажа.

Недостатки нормативных и технологических документов АМЦ Самара не позволили вовремя передать службе УВД для информирования экипажа данные, замеренные аэродромной автоматической метеорологической станцией КРАМС-4, об ухудшении метеоусловий ниже установленного минимума аэродрома. На высоте принятия решения, в условиях отсутствия надёжного визуального контакта с огнями приближения и наземными ориентирами, КВС не принял своевременного решения об уходе на второй круг.

Неиспользование диспетчером посадки всех технических возможностей посадочного радиолокатора из-за противоречия в нормативных документах, определяющих порядок и технологию его работы, а также нечеткое взаимодействие в экипаже и запоздалые действия по уходу на второй круг, не позволили предотвратить переход ситуации в катастрофическую[2].

Последствия

В марте 2010 года Самарский областной суд признал командира экипажа рейса 471 Олега Зубкова и второго пилота Андрея Лопанова виновными и приговорил их соответственно к 6 годам лишения свободы условно с испытательным сроком 4 года и 2 годам условно с испытательным сроком 2 года[4].

Из-за других событий, произошедших по совокупности (Авария на шахте «Ульяновская» (19 марта) и Пожар в доме престарелых в Краснодарском крае (20 марта)), день траура 21 марта был объявлен и по всей России.

Цитата

А вот уж самый свежий случай. Ту-134 заходил в Самаре на посадку; погода ухудшалась на глазах, была близка к минимуму, экипаж зашёл по приборам почти без отклонений… вот-вот откроется полоса…

Господи, да сколько таких моментов в жизни лётчика. Замри, выжди три секунды — и зацепишься взглядом за огни. Нет, они всем экипажем стали искать полосу. Каким образом в мозгу капитана нарисовалась та полоса, я не знаю, но резкий отворот вправо и вниз — и мастерский заход разрушен. Самолет ушёл и с курса, и с глиссады, и только в последние секунды капитан понял, что надо уходить. И не смог, не успел уйти, зацепился за землю, самолёт закувыркался… Погибло шесть пассажиров.

Классическая, «школьная» катастрофа. Не о чем говорить.

Экипаж выжил. Теперь их будут судить.

А в средствах массовой информации хор голосов: «экипаж был застигнут врасплох резко ухудшающейся погодой».

ЭКИПАЖ ВСЕГДА ДОЛЖЕН БЫТЬ ГОТОВ К ЛЮБОМУ УХУДШЕНИЮ ПОГОДЫ!

Василий Ершов. «Откровения ездового пса» (глава «Два полюса»)

Примечания

Ссылки

Внешние видеофайлы
Логотип YouTube Авиакатастрофа Ту-134 в Самаре 17 марта 2007 года. Ошибка метеослужб аэропорта