Катастрофа DC-8 под Ранчо-Кордова

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Рейс 017 Emery Worldwide
DC-8-71F авиакомпании Emery Worldwide, идентичный разбившемусяDC-8-71F авиакомпании Emery Worldwide, идентичный разбившемуся
Общие сведения
Дата 16 февраля 2000 года
Время 19:51 PST
Характер Крушение после взлёта
Причина LOC-I (потеря управления), ошибки при техобслуживании
Место Соединённые Штаты Америки в 2,4 км от аэропорта Сакраменто-Матер, Ранчо-Кордова (Калифорния, США)
Координаты 38°33′40″ с. ш. 121°15′05″ з. д.HGЯO
Погибшие 3 (все)
Воздушное судно
Модель Douglas DC-8-71F
Авиакомпания Соединённые Штаты Америки Emery Worldwide
Пункт вылета Соединённые Штаты Америки Рино-Тахо, Рино (Невада)
Остановки в пути Соединённые Штаты Америки Сакраменто-Матер, Ранчо-Кордова (Калифорния)
Пункт назначения Соединённые Штаты Америки Дейтон (Огайо)
Рейс EB17
Бортовой номер N8079U
Дата выпуска 29 февраля 1968 года (первый полёт)
Экипаж 3

Катастрофа DC-8 под Ранчо-Кордоваавиационная катастрофа, произошедшая в среду 16 февраля 2000 года. Грузовой самолёт Douglas DC-8-71F авиакомпании Emery Worldwide выполнял плановый рейс EB17 по маршруту РиноРанчо-КордоваДейтон, но через 2 минуты и 45 секунд после вылета из Ранчо-Кордовы потерял управление и рухнул на свалку заброшенных автомобилей в 2,4 километрах от аэропорта Ранчо-Кордовы. Погибли все находившиеся на его борту 3 члена экипажа.

Самолёт

Разбившийся самолёт в 1987 году (в период эксплуатации в United Airlines)

Douglas DC-8-71 (регистрационный номер N8079U, заводской 45947, серийный 341) был выпущен в 1968 году (первый полёт совершил 29 февраля). Изначально был оснащён четырьмя турбовентиляторными двигателями Pratt & Whitney JT3D, но в июле 1983 года был модернизирован и оснащён турбовентиляторными двигателями CFM International CFM56-2C1. 21 марта 1968 года был передан авиакомпании United Airlines, во флоте которой летал 22,5 года.

20 сентября 1990 года был взят в лизинг авиакомпанией Líneas Aéreas Paraguayas (LAP), от которой 31 марта 1994 года был взят в лизинг авиакомпанией Emery Worldwide; в ней он был переделан из пассажирского в грузовой (DC-8-71F), а в апреле 1998 года был полностью выкуплен у LAP. На день катастрофы 31-летний авиалайнер совершил 33 395 циклов «взлёт-посадка» и налетал 84 447 часов[1][2].

Экипаж

Состав экипажа рейса EB17 был таким:

  • Командир воздушного судна (КВС) — 43-летний Кевин Стейблс (англ. Kevin Stables). Очень опытный пилот, проработал в авиакомпании Emery Worldwide 5 лет и 3 месяца (с 19 октября 1994 года). Налетал 13 329 часов, 2128 из них на Douglas DC-8.
  • Второй пилот — 35-летний Джордж Ланд (англ. George Land). Опытный пилот, проработал в авиакомпании Emery Worldwide 3 года и 5 месяцев (с 15 сентября 1996 года). Налетал 4511 часов, свыше 2080 из них на Douglas DC-8.
  • Бортинженер — 38-летний Рассел Хикс (англ. Russell Hicks). Проработал в авиакомпании Emery Worldwide 1 год и 5 месяцев (с 15 сентября 1998 года). Налетал 9775 часов, 675 из них на Douglas DC-8.

Катастрофа

Изначальным маршрутом рейса EB17 был Рино—Дейтон, но в итоге самолёт приземлился в Ранчо-Кордове, чтобы принять на борт дополнительный груз.

Рейс 017 взлетел с ВПП №22L аэропорта Сакраменто-Матер в 19:49:13 PST, но уже вскоре после отрыва от ВПП самолёт неожиданно начал задирать нос и затем накренился влево. Пилоты пытались опустить нос самолёта при помощи руля направления, но их попытки не увенчались успехом. КВС доложил авиадиспетчеру: Эмери семнадцать, терпим бедствие (англ. Emery seventeen, has an emergency). Лайнер начал попеременно то набирать высоту, то резко снижаться.

КВС принял решение вернуться в аэропорт вылета, бортинженер максимизировал мощность двигателей. Экипаж начал левый разворот к взлётной полосе №22L, но находясь в 2,4 километрах от ВПП, лайнер резко опустил нос и перешёл в пикирование. Пилоты пытались вывести самолёт из пикирования, но прежде, чем им это удалось, в 19:51:09 PST рейс EB17 пластом рухнул на свалку заброшенных автомобилей. При ударе о землю самолёт полностью разрушился и сгорел, все 3 пилота на его борту погибли.

Расшифровка переговоров

Расследование

Расследование причин катастрофы рейса EB17 проводил Национальный совет по безопасности на транспорте (NTSB).

Окончательный отчёт расследования был опубликован в августе 2003 года.

Согласно отчёту, причиной катастрофы стал отказ триммера руля высоты. В ходе расследования выяснилось, что за несколько месяцев до катастрофы борт N8079U прошёл очередное плановое техобслуживание. Триммер руля высоты был разобран, очищен и снова собран. За ремонт отвечала компания «TTS», (штат Теннесси). Следователи NTSB не смогли установить, где были допущены ошибки при сборке руля высоты (в «TTS» или в Emery Worldwide), но было установлено, что один из авиамехаников, собиравших триммер, забыл привинтить гайки, которые не дают крепёжному болту отсоединиться.

Также было установлено, что крепёжный болт сдвинулся за 7 минут до посадки в Ранчо-Кордове, но пилоты благополучно посадили самолёт. Во время вылета аэродинамические силы привели к выпадению болта и блокировке триммера, которая привела к тому, что руль высоты застрял во взлётном режиме и из-за этого пилоты не смогли выровнять лайнер. Также из-за смещения крепёжного болта оказался заблокирован правый горизонтальный стабилизатор и из-за этого самолёт накренился влево.

Культурные аспекты

Катастрофа рейса 017 Emery Worldwide показана в 18 сезоне канадского документального телесериала Расследования авиакатастроф в серии Болты и гайки.

См. также

Примечания

Комментарии

  1. КВС заметил на своём авиагоризонте, что нос самолёта поднялся гораздо выше, чем следовало
  2. Сразу же после отрыва от ВПП самолёт начал крениться влево

Источники

  1. N8079U EMERY WORLDWIDE AIRLINES DOUGLAS DC-8-60/70
  2. REGISTRATION DETAILS FOR N8079U (EMERY WORLDWIDE AIRLINES) DC-8-61 — PlaneLogger. Дата обращения: 13 января 2018. Архивировано 14 января 2018 года.
  3. Emery Worldwide 17 CVR Transcript. Дата обращения: 14 июня 2019. Архивировано 27 июня 2019 года.

Ссылки