Карматское государство

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Историческое государство
Карматское государство
 
 
899 — 1077
Столица Эль-Хуфуф

Карматское государство (араб. دولة القرامطة‎) — историческое государство карматов, существовавшее на востоке Аравийского полуострова в X—XI веках.

История

Карматы были течением шиитов-исмаилитов, которое появилось в 899 году в результате раскола после религиозных реформ Убайдаллаха аль-Махди, основателя династии Фатимидов. Те, кто остались верны прежним принципам, стали известны как карматы (вероятно, по имени Хамдана Кармата, хотя существует версия, что это он взял свой лакаб от имени группы[1]). В том же 899 году миссионеру (даи) исмаилитов Абу Саиду аль-Джаннаби удалось создать самостоятельное государство на востоке Аравии. После смерти Абу Саида бразды правления взяли на себя его потомки[2].

Карматы промышляли грабительскими набегами, в основном в Ираке. В 906 году они напали на караван, возвращавшийся из Мекки и перебили 20 тысяч паломников[3]. В 919 году карматы разграбили Басру, год спустя — караван паломников-хаджи[4], в 925 году — Эль-Куфу, а в 929 году осадили[en] даже столицу халифата Багдад[3]. Эти рейды достигли своего пика в 930 году, когда Абу Тахир, сын Абу Саида напал на Мекку во время хаджа, устроил резню паломников и увёз Чёрный камень Каабы в свою столицу в Эль-Хасе (ныне Эль-Хуфуф в Саудовской Аравии) в качестве символа конца эры ислама[2].

В 931 году Абу Тахир признал молодого перса по имени Абу-ль-Фадль ожидаемым мессией (махди) и сделал его правителем Карматского государства. Катастрофическое 80-дневное правление махди из Исфахана привело к ослаблению основ карматской доктрины и уменьшению их влияния на карматские общины за пределами государства[2].

В 950 году карматы вернули Чёрный камень в Мекку после того, как Аббасидский халиф выплатил им крупную сумму денег. По другим сведениям, это было сделано по просьбе Фатимидского халифа Аль-Мансура Биллаха[2].

В 968 году карматам удалось нанести поражение войскам Фатимидов в Сирии, в последующие годы они заняли Дамаск, Рамаллу и др. крупные города, но в 972—974 годах были вытеснены оттуда экспедиционным корпусом из Египта[5]. В результате этих войн государство карматов раскололось и потомки Абу Тахира аль-Джаннаби стали править независимо на острове Бахрейн (Уваль) при поддержке Фатимидов[6].

К 976 году карматов вынудили уйти из Ирака, в 985 году они потеряли контроль над своими владениями в Йемене и Омане. В 987—988 годах была предпринята неудачная попытка набега на Багдад. Завоевания тюрок-сельджуков лишили их возможности проводить грабительские набеги в Ираке[3][5].

После смерти Абу Якуба Юсуфа в 977 году власть в стране перешла в руки членов Совета старейшин. В Совете возникли враждующие между собой группы, которые объявили претензии на вакантный трон верховного правителя карматов. Эта ситуация усугубилась из-за беспорядков, которые устроили рядовые члены общины, недовольные правящей верхушкой[7].

Племенная междоусобица в Карматском государстве привела к потере Катара в 1073 году и Бахрейна в 1076 году[3]. Ранее, в 1067 году пал осколок Карматского государства на острове Бахрейн[6]. В 1077 году государство карматов окончательно пало под натиском местных племён. Общины карматов в других местах, которые всё ещё ждали возвращения «скрытого» мессии, со временем распались или были поглощены исмаилитами, лояльными Фатимидам[2].

После карматов власть в Восточной Аравии перешла в руки к представителям династии Уюнидов[en].

Политическое устройство

Карматское государство при Абу Тахире аль-Джаннаби

Карматское общество было построено на принципах коммунизма и эгалитаризма[8], за что некоторые современные авторы прозвали их «большевиками ислама»[9]. Всё заработанное карматами поступало в общую казну, а дальнейшим распределением средств занимался Совет старейшин. Наиболее нуждающиеся члены общины могли рассчитывать на помощь из специального фонда[10]. Земля и рабы были в собственности государства, а орудия и средства производства были частной собственностью[11].

Государственным управлением занимался выборный совет старейшин во главе с верховным правителем. По преданиям коренных бахрейнцев, все 300 сёл и 30 городов этого региона управлялись выборными старшинами. Из числа старшин избиралась ассамблея из 33 человек, которая формировала Совет из трёх человек во главе с духовным лидером и вождём — даи[10]. Во времена правления Абу Мансура Ахмада (944—972) общиной управлял избираемый совет старейшин из шести человек и шесть их помощников. Для принятия решений совет должен был проголосовать единогласно[12].

Список правителей

Религия

Основатель карматства Хамдан Кармат проповедовал учение о грядущем избавителе, установил коммунизм (Ибн ад-Давадари[en] писал, что это касалось и жён[14], но насколько правдивы эти сведения — неизвестно[15]), внушил, что обряды и всякие внешние религиозные предписания — излишни, и провозгласил, что исмаилитам Аллах разрешает безнаказанно грабить имущество и проливать кровь своих противников-мусульман. Бахрейнские карматы стояли к исламу ближе, чем южноиракские: принципиально они не отвергали Корана, а объясняли его иносказательно (отсюда их прозвище «батиниты», то есть аллегористы)[16]. У карматов не было мечетей, они не совершали молитв и не соблюдали пост в месяц Рамадан, но они разрешали более ортодоксальным мусульманам, жившим среди них, соблюдать свои обычаи[17].

Примечания

  1. Madelung, 1997.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Daftary, 2013, p. 445—446.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Сенченко И. П. Государство Катар. Отражения во времени. — СПб.: Алетейя, 2020. — С. 45—47. — 420 с. — ISBN 978-5-00165-184-0.
  4. Фильштинский И. М. История арабов и халифата (750—1517). — 3-е, доп. и испр. — М.; СПб.: АСТ; Восток-Запад, 2006. — С. 141. — 352 с. — (Историческая библиотека). — 1500 экз. — ISBN 5-17-039553-1. — ISBN 5-478-00444-8.
  5. 5,0 5,1 Сенченко И. П., 2019, с. 101.
  6. 6,0 6,1 Al-Jubouri I. M. N. Islamic Thought: From Mohammed to September 11, 2001. — Xlibris Corporation, 2010. — P. 101. — 380 p. — ISBN 9781453595855.
  7. 7,0 7,1 Бодянский В. Л., 1976, с. 88.
  8. Adamec L. W. Historical Dictionary of Islam. — 3rd ed.. — Rowman & Littlefield, 2016. — P. 355. — 656 p. — ISBN 9781442277243.
  9. Engineer A. A. The Origin and Development of Islam: An Essay on Its Socio-economic Growth. — Orient Longman, 1980. — P. 208. — 248 p. — ISBN 9780861311743.
  10. 10,0 10,1 Сенченко И. П., 2019, с. 98.
  11. 11,0 11,1 11,2 11,3 11,4 Бодянский В. Л., 1976, с. 87.
  12. Сенченко И. П., 2019, с. 100.
  13. 13,0 13,1 Бодянский В. Л., 1976, с. 86.
  14. Семёнова Л. А. Еще одна версия трактата Аху Мухсина // Письменные памятники Востока. 1970 : ежегодник. — М.: Наука, 1974. — Т. 9. — С. 150—164.
  15. Abu Bakr ibn 'Abdallah ibn Aibak Dawadari. Die Chronik des Ibn ad-Dawadari : [нем.] : in 9 Bd. / hrsg. von S. al-Munaggid ; Deutsches Archäologisches Institut. Abteilung Kairo. — Kairo ; Wiesbaden : Im Komm. bei Harrassowitz, 1961. — Bd. 6. Der Bericht uber die Fatimiden. — S. 55. — (Quellen zur Geschichte des islamischen Aegyptens). — ISBN 35-150-6234-3. — ISBN 978-35-150-6234-3. — OCLC 233941311.
  16. Крымский А. Е. Карматы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1895. — Т. XIVa. — С. 556—557.
  17. Grünebaum G. E. Classical Islam: A History, 600 A.D. to 1258 A.D.. — Routledge, 2017. — P. 141. — 260 p. — ISBN 9781351528092.

Литература

Шаблон:Карматское государство