Абу Тахир аль-Джаннаби
Абу Тахир аль-Джаннаби | |
---|---|
араб. أبو طاهر سليمان بن الحسن الجنابي | |
Предшественник | Абу аль-Кассым |
Преемник | Ахмад абу Тахир |
Личная информация | |
Национальность | перс |
Род, династия | аль-Джаннаби |
Религия | карматы |
Абу Тáхир Сулеймáн ибн аль-Хасáн аль-Джаннáби (араб. أبو طاهر سليمان بن الحسن الجنابي; 906—944) — правитель карматского государства (Бахрейна и Восточной Аравии), возглавивший в 930 году вторжение в Мекку.
Сын Абу Саида Хасана ибн Бахрама аль-Джаннаби, основателя Карматского государства, Абу Тахир пришёл к власти в 923 году[1]. Он немедленно приступил к проведению экспансионистской политики, вторгшись в Басру в том же году. В 927 году он совершил набег на Куфу, разгромив армию Аббасидов, и разграбил большую часть Ирака, едва не достигнув Багдада, столицы халифата, в 928 году[2].
В 930 году он возглавил атаку на Мекку, разграбив её и осквернив величайшие исламские святыни. Изначально столкнувшись с невозможностью занять город, Абу Тахир воззвал к мусульманам с просьбой войти, поклявшись, что он пришёл с миром. Войдя внутрь, карматы начали резню пилигримов, насмехаясь над их трактовкой стихов Корана[2]. Тела пилигримов остались лежать на улицах или были сброшены в Замзам. Кааба была разграблена, а Чёрный камень был захвачен и увезён в Эль-Хасу.
Правление Абу Саида
Отец Абу Тахира, Абу Саид, был вождём племени Бану Джанаб, ответвления арабского племени Бану Калб. Он был инициатором карматской милитаризации[3]. Абу Саид начал проповедовать против суннизма примерно в 890 году, по наставлению своего учителя Хамдана Кармата, сирийца, основоположника карматского исмаилизма[4]. Абу Саид сильно воздействовал на Тахира и рано научил его сражаться плечом к плечу со своими последователями[3]. Они начали c разворовывания караванов торговцев и персидских пилигримов, направлявшихся в Мекку, пока их круг последователей не вырос достаточно[3]. Из своих приспешников отцом и сыном была собрана большая армия. В 899 году Абу Саидом была покорена большая часть исторического Бахрейна, захвачены Катиф и Эль-Хаса[5]. После этого карматы выдвинулись в поход, чтобы осадить Басру. Однако правитель Басры узнал об их приготовлениях и доложил о сложившейся ситуации халифу аль-Муктафи Биллаху. На защиту города[3] халиф отправил персидского генерала Аббаса ибн Умара с войском, однако тот погиб; уцелевшие из его отряда были казнены, а карматы заняли Басру[3].
Успехи в восточной Аравии воодушевили Абу Саида, и в 900 году он решил осадить Хаджр — стратегически важный город у Персидского залива, на юге Аравии. Халифом было отправлено войско в 2 тысячи человек, однако оно потерпело поражение[5]. После долгой осады Хаджр был покорён[5].
Приход к власти
Абу Саид погиб в 914 году[5]. Его наследником стал старший брат Абу Тахира, Абу аль-Кассым[5]. Такой шаг возмутил Абу Тахира, и в 916 году он поднял восстание и убил своего старшего брата[5]. С этого момента Абу Тахир фактически стал вождём карматов, однако официально объявил об этом лишь в 923 году, семь лет спустя[3].
Ранний период правления
Вскоре после смерти аль-Муктафи, новый халиф аль-Муктадир Биллах отвоевал Басру у Абу Тахира и поручил укрепить город. Вождь карматов осадил Басру вновь и победил в битве армию Аббасидов. Войдя в город, карматы разграбили город и отступили[3]. Вскоре Абу Тахир вернулся в Басру, на сей раз опустошив её полностью, разрушив соборную мечеть и спалив дотла городской рынок[3]. В ранний период он успешно правил Бахрейном, вёл переписку с местными и зарубежными (североафриканскими) вождями, при этом отражая атаки персов, бывших союзниками Аббасидов[3]. Была начата переписка и заключено соглашение с Фатимидами, которые тоже были исмаилитами: когда Аль-Каим, сын имама аль-Махди, в 919 году начал кампанию против Аббасидов в Египте, Абу Тахир поспешил на помощь, однако не успел; после поражения Аль-Каим повернул со своими войсками обратно в Магриб[5]. В дальнейшем пакт между Джаннабидами и Фатимидами практически стал недействительным[5].
Завоевания
Абу Тахир начал совершать частые набеги на мусульман-пилигримов, доходя до территории Хиджаза. В одном из рейдов он захватил аббасидского командира Абу-л-Хаиджу Абдаллаха ибн Хамдана. Абу Тахир предрекал скорое явление Махди, толкуя совпадение Сатурна и Юпитера в 928 году как знамение конца эры ислама и наступление эры «последней религии»[6]. Воодушевлённая таким пророчеством, в 926 году его армия направилась в Ирак, достигнув на севере эль-Куфы, и заставила Аббасидов выплатить огромную сумму денег, чтобы его войска оставили город. На обратном пути Абу Тахир разорил окраины Эль-Куфы[3]. По возвращении он приказал строить дворцы для своих соплеменников в Эль-Хасе и объявил её вечной столицей[3]. В 928 году аббасидский халиф аль-Муктадир Биллах почувствовал себя уверенно в противостоянии с вождём карматов, призвав своих генералов: Йусафа ибн Аби Ассаджа из Азербайджана, Муниса Хадима, Музаффара и Харуна[3]. После тяжёлой битвы все аббасидские генералы были побеждены и отброшены к Багдаду[3]. Абу Тахир сделал последнее предупреждение Аббасидам, опустошив провинцию Джазира, после чего вернулся со своим войском в Эль-Хасу[3].
Вторжение в Мекку
В 930 году Абу Тахир возглавил вторжение в Мекку, разграбив её и осквернив величайшие исламские святыни. За некоторое время до инцидента он обратился ко всем жителям Бахрейна и Лахсы: «Возьмитесь за оружие, вам предстоит дело»[7]. Карматское войско подошло к стенам Мекки 12 января[7], в разгар священного для мусульман месяца Зу-ль-Хиджа, в который предписано совершать паломничество — Хадж. Абу Тахиром был отдан приказ: «Обнажите сабли, убивайте всех, кого удастся. Старайтесь, чтобы убить больше живущих рядом с Меккой». Однако мекканцы закрыли ворота города и начали вооружаться против захватчиков. Узнав об этом, Абу Тахир отправил посланника[7]:
Мы пришли на хаджж, а не на войну. Грех на вас, так как вы закрыли перед нами святилище, вот мы и прибегли к оружию. Удалитесь, не обижайте паломников, дайте и нам совершить хаджж, не то путь сей закроется и вы опозоритесь. Не мешайте нашему хаджжу.
Мекканцы поверили увещеванию вождя карматов и открыли ворота. Войдя внутрь, захватчики начали резню пилигримов, насмехаясь над их трактовкой стихов Корана[2]. Некоторые жители Мекки примкнули к карматам и подключились к погромам[6]. Резня продолжалась 17 дней[5]. Согласно Ибн Мискавейху, во время этой резни был убит эмир Мекки[7]. Тела пилигримов остались лежать на улицах или были сброшены в Замзам. Кааба была разграблена, был разрушен золотой жёлоб на её крыше, были разорваны завесы. Согласно «Книге о правлении» Низама аль-Мулька, карматы «увели жён и детей мусульман; убили счётом с двадцать тысяч человек мужчин, не считая тех, что бросились в колодцы. Бу-Тахир приказал бросать на них убитых, дабы те умерли под мёртвыми. Они унесли всё золото, серебро, благовония и утварь»[7]. Драгоценности, награбленные в ходе вторжения в Мекку, были направлены в качестве подношений карматским проповедникам и союзнику Абу Тахира, фатимидскому имаму, который, несмотря на дары карматского вождя, довольно резко отреагировал на его святотатственный поступок[7]. Также был увезён в Эль-Хасу священный для мусульман Чёрный Камень, с которым обращались в течение двух десятков лет безо всякого почтения и благоговения. Он был разбит Абу Тахиром на две части, которые были положены по разные стороны отходной ямы, и каждый раз, когда карматский вождь справлял свои естественные потребности, он вставал ногами на куски Камня[7].
Набег на Мекку символизировал разрыв карматов с суннизмом. Как предполагалось, опустошением Мекки они приблизят появление Махди, которое ознаменует приближение конца времён и конец эры ислама[8].
Реакция Фатимидов
Имам Фатимидов, Убайдаллах аль-Махди, ближайший союзник Абу Тахира, был глубоко шокирован произошедшим[5]. Имамом было написано письмо, в котором он сильно упрекал и в итоге проклял Абу Тахира[9].
Презренно, что ты совершил этот тяжкий грех под моим именем. Где ты его совершил? В доме Аллаха и его соседей. Это священное место, где убийство наказывалось даже в период Невежества, и клевета в отношении его жителей бесчеловечна. Ты совершил преступление, даже выкрал Чёрный камень и увёз его на свою землю, и ты считаешь, я могу быть тебе признателен? Будь ты проклят Аллахом, и будь проклят ещё раз и мерзостен. Мир ему и благословение Аллаха [о пророке Мухаммеде], чьи высказывания и поступки являются источником целостности мусульман, кто будет готов отвечать далее за то, что они совершили сегодня.
Инцидент с «Лже-Махди»
Абу Тахир посчитал, что узнал Махди (скрытого имама в шиизме) в молодом пленнике из Исфахана, персе по имени Абу аль-Фадль аль-Исфахани, якобы утверждавшем, что он является потомком персидских шахов[10][11][12][13][14]. Аль-Исфахани попал в плен в ходе рейда в Ирак в 928 году[15].
Согласно прорицаниям зороастрийских астрологов, именно из Исфахана должен был выйти потомок персидских царей, который должен был восстановить персидскую династию и свергнуть власть арабского Халифата[6].
В 931 году, когда огнепоклонники отмечали 1500 лет Зороастру, Абу Тахир передал управление государством Аль-Исфахани[6]. «Махди» тотчас повелел предавать всех пророков проклятиям, восстановил поклонение огню, взялся поощрять всевозможную распущенность и сжигание религиозных книг[6]. Апогеем его восьмидесятидневного правления стали казни членов именитых бахрейнских семейств, в том числе и членов семьи Абу Тахира[16]. Опасаясь за собственную жизнь, Абу Тахир сказал, что он ошибся, и был вынужден признать, что выбрал на роль Махди самозванца[6]. В знак искупления вины перед народом аль-Исфахани был казнён[8], тем самым был положен конец едва наступившей «эре последней религии»[6]. Однако само происшествие чрезвычайно смутило карматов и сказалось на их движении в целом[6]. Многие карматы переменили свои убеждения и перешли на сторону войска Аббасидов[6].
Ведущие идеологи и проповедники карматов пересмотрели свои взгляды, утверждая, что «конец эры ислама» наступил не с первым приходом седьмого имама Мухаммада ибн Исмаила, но должен наступить только после его эсхатологического пришествия «из укрытия»[6]. Благодаря этому проповедь карматов и исмаилитов вновь набрала силу, хотя в большей степени в литературной сфере, нежели в сфере революционной политики[6].
Последние годы жизни и смерть
Абу Тахир правил государством карматов до самой смерти, продолжая совершать атаки на пилигримов, шедших через Аравию. Попытки Аббасидов и Фатимидов уговорить вождя карматов вернуть Чёрный камень были тщетны. Однако в 939 году Абу Тахир достиг соглашения с аббасидским правительством, обязуясь охранять паломников за ежегодную дань в сто двадцать тысяч динаров. Помимо этой дани, и сами паломники вынуждены были платить ему за охрану караванов[6].
Абу Тахир умер в 944 году. Его наследником стал его старший брат, Ахмад Абу Тахир[5].
См. также
Примечания
- ↑ Дафтари, 2011, с. 160.
- ↑ Перейти обратно: 2,0 2,1 2,2 Halm, 1991, S. 255.
- ↑ Перейти обратно: 3,00 3,01 3,02 3,03 3,04 3,05 3,06 3,07 3,08 3,09 3,10 3,11 3,12 3,13 Наджибабади, 2001.
- ↑ Wynbrandt, 2014.
- ↑ Перейти обратно: 5,00 5,01 5,02 5,03 5,04 5,05 5,06 5,07 5,08 5,09 5,10 Тадж ад-Дин, 1998.
- ↑ Перейти обратно: 6,00 6,01 6,02 6,03 6,04 6,05 6,06 6,07 6,08 6,09 6,10 6,11 Бухараев, 2014.
- ↑ Перейти обратно: 7,0 7,1 7,2 7,3 7,4 7,5 7,6 Низам аль-Мульк.
- ↑ Перейти обратно: 8,0 8,1 Дафтари, 2011, с. 162.
- ↑ النفوذ الفاطمي في بالعد الشام والعراق (Al-Nufudh al-Fatimid fi bilad al-Sham wa'l Iraq). — Каир, 1950. — С. 36.
- ↑ Аббас Аманат, Магнус Торкелл. Воображая Конец: представления об Апокалипсисе. — С. 123.
- ↑ Делия Кортезе, Симонетта Кальдерини. Женщины и династия Фатимидов в мире Ислама. — С. 26.
- ↑ Уолк, Пол Эрнест. Философия раннего Шиизма: исмаилический неоплатонизм Абу Якуба аль-Сиджистани. — С. 161.
- ↑ Стоянов, Юрий. Другой Бог: дуалистические религии с Античности до ереси катаров.
- ↑ Густав Эдмунд фон Грюнебаум. Классический ислам: история (600-1258). — С. 113.
- ↑ Halm, 1991, S. 257.
- ↑ Дафтари, Фархад. Легенды ассасинов: мифы об исмаилитах. — IB Tauris, 1994. — С. 21.
Литература
- Буниятов Дж. З. Восстания карматов IX—X вв. / отв. ред Э. Р. Агаева. — Б.: Элм, 1988. — 124 с. Архивировано 19 марта 2022 года.
- Дафтари Фархад. Исмаилиты: Их история и доктрины = The Isma‘ilis: Their History and Doctrines / предисловие Вилферда Маделунга; перевод Лейлы Р. Дохыхудоевой под научной ред. О. Ф. Акимушкина[кирг.]. — М.: Наталис, 2011. — 848 с. — ISBN 58-062-0341-7. — ISBN 978-5-806-20341-1.
- Halm Heinz. Das Reich des Mahdi: Der Aufstieg der Fatimiden (нем.). — München: C.H.Beck, 1991. — 470 S. — ISBN 3-406-35497-1. — ISBN 978-3-406-35497-7.
- Наджибабади Акбар Шах Хан. История Ислама. — Дар эс-Салам, 2001. — Т. 2. — ISBN 978-9960-892-93-1.
- James Wynbrandt. Index // A Brief History of Saudi Arabia (англ.). — Infobase Publishing, 2014. — P. 317. — 353 p. — ISBN 978-1-4381-0830-8.
- Бухараев Равиль. История российского мусульманства. Беседы о Северном исламе. — СПб.: Алетейя, 2014. — ISBN 978-5-90670-503-7.
- Низам аль-Мульк. Сиасет-Наме («Книга о правлении»).
- Мумтаз Али Тадж ад-Дин. История исмаилитов. — 1998.