Каннский кинофестиваль 1946

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Каннский кинофестиваль 1946
Логотип
Дата проведения с 20 сентября по 5 октября 1946 года
Место проведения  Франция, Канны
Председатель жюри Флаг Франции Жорж Юисман
1947

1-й Каннский кинофестиваль 1946 года, проходивший с 20 сентября по 5 октября в Каннах, Франция. Данный Каннский фестиваль был не первым по счёту. Так, ещё перед началом Второй мировой войны была предпринята неудачная попытка провести дебютный фестиваль в сентябре 1939 года. Однако в связи с началом войны организаторы были вынуждены отказаться от его проведения. В итоге Каннский фестиваль стартовал через 7 лет. Первым в фестивальной программе был показан советский документальный фильм Юлия Райзмана «Берлин». В состав жюри было включено восемнадцать членов от каждой из делегаций, принимавших участие в кинофестивале. Согласно регламенту конкурса главный приз — «Первая международная премия» был вручён одиннадцати фильмам от различных стран. В целом наибольшее число наград получили фильмы из СССР.

История

Дебютный Каннский кинофестиваль должен был пройти в сентябре 1939 года. Инициаторами создания фестиваля стали писатель и дипломат Филипп Эрланже, занимавший пост председателя «Французской ассоциации художественной деятельности» (фр. l'Association française d'action artistique), искусствовед и писатель Жорж Юисман, возглавлявший дирекцию изящных искусств (фр. direction générale des Beaux-arts) и министр образования Франции Жан Зе[1]. 29 августа 1939 года во внеконкурсной программе был показан американский фильм «Горбун из Нотр-Дама». Однако открытие фестиваля было сорвано начавшейся в Европе Второй мировой войной и проведением всеобщей мобилизации во Франции[2].

Сразу после окончания Второй мировой войны Эрланже и Юисман предприняли попытку возобновить проведение кинофорума в Каннах. Сторонником фестиваля стал Жан Пенлеве, являвшийся генеральным директором кинокомитета Франции, участником Движения сопротивления и другом главы французского правительства Шарля де Голля[3]. Инициаторы конкурса потребовали от французского правительства выполнения Генерального соглашения 1939 года об организации проведения кинофестиваля. Муниципалитет города Канны поддержал инициативу оргкомитета, но не смог обеспечить необходимых для кинофестиваля условий. Это было связано с тем, что на тот момент на территории Франции, и, в частности, на Лазурном берегу находились части британской и американской армий, которые занимали многочисленные помещения и создавали трудности для курортной инфраструктуры. Таким образом мэрия города не смогла обеспечить надлежащих условий для проведения международного кинофестиваля, и от этой идеи в 1945 году пришлось отказаться. Было решено провести его в следующем году, когда иностранные войска должны были покинуть страну[4].

Однако и в 1946 году организаторы столкнулись с целым рядом проблем, так как иностранные солдаты всё ещё находились во Франции, а роскошный курорт не сумел ещё восстановиться из-за послевоенных трудностей. Усилиями оргкомитета и ряда правительственных ведомств были предприняты меры к проведению фестиваля и в большинство стран-участниц ООН были направлены приглашения о проведении международного киноконкурса. Однако ещё за несколько месяцев до его начала представительность фестиваля вызывала большие опасения, так как к середине лета официально заявили о намерении принять участие только семь делегаций[4]. 17 июля 1946 года было принято решение Политбюро ЦК ВКП(б) об участии в конкурсной программе картин из СССР и отправке во Францию соответствующей делегации, которую возглавил Михаил Калатозов, занимавший пост руководителя Главного комитета по производству художественных фильмов (в ранге замминистра кинематографии)[К 1]. Советская делегация состояла из режиссёров Фридриха Эрмлера, Сергея Юткевича, Александра Птушко и актёров Бориса Чиркова, Марины Ладыниной и Галины Водяницкой[6].

Несмотря на все трудности международное киномероприятие всё же состоялось. 18 сентября состоялись праздничная процессия под названием «Битва цветов» в ходе которого участники соревновались в показе украшенных цветами колесниц, олицетворявших страну или компанию, участвующие в фестивале[6]. Также в ходе фестиваля состоялись факельные шествия, показы мод, фейерверки, в море были размещены рекламные фестивальные плоты, а в саду перед Гранд-отелем были проведены показательные выступления танцоров балета[7]. Дирекция позаботилась об удобствах участников и гостей. Так, для размещения членов делегаций и гостей фестиваля были бесплатно отведены номера в отелях города, а специальные поезда-экспрессы маршрута Париж — Канны бесплатно членов-участников фестиваля[6].

19 сентября состоялось первое заседание жюри, на котором был избран президиум конкурса[6]. Торжественное открытие состоялось 20 сентября 1946 года. В конкурсе приняли участие 44 полнометражных[8] и 68 короткометражных фильмов, фестиваль посетили около полутора тысячи гостей, было аккредитовано 300 журналистов, на нём побывали шесть французских министров, а также множество дипломатов из различных стран[4][6]. Такие страны как Аргентина, Чили и Норвегия прислали свои делегации, однако картин для участия в конкурсе не представили[3]. Первым в фестивальной программе был показан советский документальный фильм Юлия Райзмана «Берлин», который с большим успехом был принят зрителями и критикой[4].

В состав жюри было включено восемнадцать членов от каждой из делегаций, принимавших участие в кинофестивале. От СССР честь представлять страну в жюри было доверено режиссёру и актёру Сергею Герасимову[4]. Делегации старались представить свои фильмы наилучшим образом. Это достигалось путём рекламы, размещения информационных стендов, издания брошюр о фильмах и т. д. Как вспоминал Калатозов, страны пытались задобрить жюри и влиятельных гостей фестиваля различными способами, а наиболее действенной из таких форм считалось проведение торжественных приёмов: «Каждая страна старалась устроить наилучший приём, наиболее роскошно и интересно обставленный. Приёмы подробно описывались прессой, в результате чего уровень приёма определял в известной мере авторитет его устроителей»[6]. Согласно регламенту конкурса главный приз — «Первая международная премия» был вручён одиннадцати фильмам. Это было связано с характером первых кинофестивалей в Каннах, которые первоначально скорее представляли собой международные смотры, место встречи кинематографистов разных стран, чем действительно конкурс. В этот период организаторы и жюри фестиваля стремились наградить практически каждый фильм заявленный в программу, и в связи с этим, зачастую, вручались призы выходящие за рамки предусмотренные регламентом[4]. По итогам фестиваля, после напряжённого тридцатишестичасового рассмотрения международным жюри наибольшее число призов получили картины из СССР (восемь премий — одна национальная, шесть международных и «Премия Мира»). Ещё пять наград достались кинематографистам Франции, по три — из США и Чехословакии, а остальные десять стран-участников были удостоены по одной национальной премии[6].

Жюри

В состав жюри было включено 18 членов. В него входили представители от каждой из делегаций, принимавших участие в кинофестивале[9].

Конкурс полнометражных фильмов

Название Оригинальное название Режиссёр Страна
Анна и король Сиама Anna and the King of Siam Джон Кромвелл  США
Короткая встреча Brief Encounter Дейвид Лин  Великобритания
Цезарь и Клеопатра Caesar and Cleopatra Гэбриел Паскаль  Великобритания
Человек №217 Человек №217 Михаил Ромм  СССР
Красные луга De røde Enge Бодил Ипсен
Лау Лауритцен-младший
 Дания
Последний шанс Die Letzte Chance Леопольд Линдтберг  Швейцария
Мирская жизнь Dunia Мохаммед Карим  Египет
Газовый свет Gaslight Джордж Кьюкор  США
Гильда Gilda Чарльз Видор  США
Глинка Глинка Лев Арнштам  СССР
Белый клык Белый клык Александр Згуриди  СССР
Бессмертник снегов Floarea reginei Пауль Кэлинеску  Румыния
Бандит Il bandito Альберто Латтуада  Италия
Каменный цветок Каменный цветок Александр Птушко  СССР
Битва на рельсах La Bataille du rail Рене Клеман  Франция
Красавица и чудовище La belle et la bête Жан Кокто  Франция
Пасторальная симфония La symphonie pastorale Жан Деланнуа  Франция
Благонадёжный папаша Le pêre tranquille Рене Клеман  Франция
Возвращение любви Un revenant Кристиан-Жак  Франция
Три мушкетёра Los tres mosqueteros Мигель М. Дельгадо  Мексика
Сыграй мою музыку Make Mine Music Боб Кормак
Клайд Джероними
Джек Кинни
Хэмильтон Ласки
Джошуа Мидор
 США
Мария Канделария María Candelaria Эмилио Фернандес  Мексика
Люди без крыльев Muži bez křídel Франтишек Чап  Чехословакия
Город в долине नीचा नगर Четан Ананд  Британская Индия
Шаловливый бакалавр Nezbedný bakalár Отакар Вавра  Чехословакия
Дурная слава Notorious Альфред Хичкок  США
Родина Patrie Луи Дакен  Франция
Рапсодия в голубых тонах Rhapsody in Blue Ирвинг Раппер  США
Рим, открытый город Roma Citta Aperta Роберто Росселини  Италия
Потерянный уик-энд The Lost Weekend Билли Уайлдер  США
Седьмая вуаль The Seventh Veil Комтон Беннет  Великобритания
Один день в жизни Un giorno nella vita Алессандро Блазетти  Италия
Великий перелом Великий перелом Фридрих Эрмлер  СССР
Чудо-человек Wonder Man Х. Брюс Хамберстоун  США
Здравствуй, Москва! Здравствуй, Москва! Сергей Юткевич  СССР
Зоя Зоя Лев Арнштам  СССР
Ирис и лейтенант Iris och löjtnantshjärta Альф Шёберг  Швеция
Любовники в бегах Amanti in fuga Джакомо Джентиломо  Италия
Кровь и огонь Blod och eld Андерс Хенриксон  Швеция
Письмо покойного Brevet fra afdøde Йохан Якобсен  Дания
Камоэнс Camões Жозе Лейтан ди Барруш  Португалия
Несчастья господина Травета Le Miserie del Signor Travet Марио Сольдати  Италия
Пленённое сердце The Captive Heart Бэзил Дирден  Великобритания
Магический смычок The Magic Bow Бернард Ноулз  Великобритания
Три дня без Бога Três Dias Sem Deus Барбара Виргиния  Португалия

Победители

Полнометражные фильмы

Главный приз кинофестиваля был разделён между одиннадцатью полнометражными фильмами, участвующими в конкурсе. Среди получивших награду не оказалось конкурсантов представляющих Египет, Португалию и Румынию[9].

Короткометражные фильмы

  • Приз за лучший документальный фильм: Тени на снегу (Skuggor över snön), режиссёр Арне Суксдорф
  • Приз за лучший научно-популярный фильм: Солнечное племя, режиссёр Андрей Винницкий
  • Приз за лучший учебный фильм: Соляные копи Велички (Wieliczka), режиссёр Ярослав Брожовский
  • Приз за лучший мультипликационный фильм: Разбойники и животные (Zvířátka a petrovští), режиссёр Иржи Трнка
  • Приз за лучший оригинальный сценарий: Рождественский сон (Vánocní sen), режиссёры Борживой и Карел Земаны
  • Приз за лучший актуальный репортаж, Премия мира: Молодость нашей страны, режиссёры Сергей Юткевич, Иосиф Посельский, Ирина Венжер

Примечания

Комментарии
  1. В 1958 году на 11-й Каннском кинофестивале лента Калатозова «Летят журавли» получила приз «Золотая пальмовая ветвь», став единственным советским фильмом удостоенным такой награды[5].
Источники
  1. Даровский, 2005, с. 16—17.
  2. Дунаевский, 2010, с. 35—38.
  3. 3,0 3,1 Даровский, 2005, с. 19.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 Дунаевский, 2010, с. 39—42.
  5. Акопян, Мариам. Кино. Для тех, кто хочет всё успеть. — М.: Эксмо, 2018. — С. 55. — 128 с. — (Энциклопедия быстрых знаний). — ISBN 978-5-04-088875-7.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 6,5 6,6 Фомин, Валерий. Первый триумф советского кино в Канне // Искусство кино. — 2003. — Сентябрь (№ 9). Архивировано 8 июня 2020 года.
  7. Дунаевский, 2010, с. 611—612.
  8. La Sélection Festival de Cannes 1946 (фр.). site officiel du Festival de Cannes. Дата обращения: 8 июня 2020. Архивировано 4 июня 2020 года.
  9. 9,0 9,1 Дунаевский, 2010, с. 144—149.

Литература

  • Даровский В. А. Кинофестивали: Рождение. Становление. Современное состояние. — СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств, 2005. — 172 с.
  • Дунаевский А. Каннский кинофестиваль 1939—2010. — М.: Амфора, 2010. — 688 с. — (Дом кино). — ISBN 978-5-367-01340-5.

Ссылки