Эверарди, Камилло

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Камилло Эверарди»)
Камилло Эверарди
фр. Camille François Everard
Основная информация
Дата рождения 15 ноября 1825(1825-11-15)
Место рождения Динан, Бельгия
Дата смерти 5 (18) января 1899(1899-01-18) (73 года)
Место смерти Москва, Российская империя
Похоронен(а) Лужский уезд
Певческий голос баритон

Ками́лло Эвера́рди (настоящее имя Камилль Франсуа Эврар, фр. Camille François Everard; 15 ноября 1825, Динан, Бельгия — 5 (17) января 1899, Москва) — певец (баритон) и педагог. Муж Жоржетты Эверарди.

Биография

Бельгиец по происхождению, родился в Динане 15 ноября 1825 года. В детстве обучался игре на скрипке, самостоятельно овладел почти всеми оркестровыми инструментами, был солистом в церковном хоре. Сначала учился в Льежской консерватории и по ходатайству Д. Обера был принят, в виде исключения, в Парижскую консерваторию (классы Л. Поншара и Габенека), которую окончил в 1846 году. Спустя два года уехал в Лондон, совершенствоваться у Гарсиа[1]. Совершенствовал вокальное мастерство в Неаполе у Маццини (1849—1851) и в Милане у Франческо Ламперти (в 1851). В 1849 (или 1850) году дебютировал в опере «Навуходоносор» Дж. Верди на сцене неаполитанского театра «Сан-Карло». В 1851—1857 годах пел на различных оперных сценах Европы.

В 1857 году пел в Вене и по рекомендации Л. Лаблаша был приглашен в Россию, в Петербург, где продолжил успешную сценическую карьеру; пел в петербургской Итальянской опере (стал 1-м исполнителей партий Лорда Генри — «Чаттертон», 17 февр. 1867 и Мефистофеля — «Фауст», на итальянском языке, 1863)[2]. «История музыки» Уолдо Пратта (1907) называет его в числе наиболее выдающихся оперных певцов эпохи[3].

Исполнял басовые и баритоновые партии, лучшие из них: Фигаро («Севильский цирюльник» Дж. Россини, подготовил под руководством автора), Мефистофеля («Фауст» Ш. Гуно, композитор написал эту партию в расчете на голос певца и сам с ним готовил эту роль), Дон Жуан и Лепорелло («Дон Жуан» Моцарта), Папагено («Волшебная флейта» Моцарта), Граф Робинсон, Ассур, Брабанцио («Отелло»), Мустафа («Итальянка в Алжире»), Фернандо и Подеста («Сорока-воровка, или Опасность судить по наружности»), Малатеста, Граф Родольф, Ричард Форт, Жермон («Травиата»), Невер, Сен-Бри[2].

В 1874 году, в расцвете артистических сил, Эверарди оставил сцену и посвятил себя педагогической деятельности. Он был профессором в Санкт-Петербургской консерватории (в 1870—1888 годах), потом, в 1890—1897 годах — в Киевском музыкальном училище и, наконец, в Московской консерватории (с 1897 года).

Скончался в Москве 17 января 1899 года. «Русский провинциальный некрополь» указывает, что Камилл Фердинандович Эверарди скончался в 1897 году и был похоронен на погосте Бельский в Лужском уезде[4].

Воспитал целую плеяду русских певцов, среди которых (по алфавиту): А. М. Абаза, E. Азерская, В. Алейников, Е. Алейников, Б. Амирджан, Ф. П. Андриевский, О. Арсеньева, Л. Арумбашева, Э. Боброва, М. Бочаров, К. Брагин, М. Будкевич, Н. Веков, Ю. Вишневецкая, И. Вульпе, С. Габель, И. Горди, М. Горяинов, А. М. Давыдов, П. Давыдов, В. Девиклер, Е. Де-Вос-Соболева, М. Дейша-Сионицкая, Е. Деканова, А. Дзбановский, М. Я. Доливо-Добровольская, Л. Донской, А. Доре, О. Замбелли, В. Зарудная, Л. Звягина, Е. Иванов-Смоленский, А. Иванова-Окулич, О. Камионский, Е. Конча, В. Кружилина, О. Куза-Покассовская, Ф. Левитский, В. Леминская, С. Ленский, П. Лодий, В. Лосский, М. Луначарский, Я. Любин, А. Ляров, И. Матчинский, Ю. Махина, М. И. Мельников, Д.Н. Мова, Ю. Модестов (Блувштейн), С. Молчановский, Г. Монахов, Г. Морской, Е. Недзвецкая-Апухтина, Н. Новоспасская, Р. Нувель-Норди, Л. Образцов, Э. Павловская, С. Павловский, M.E. Пятницкий, Е. Рапопорт, Р. Романов-Добржанский, Е. Ряднов, Н. Салина, В. Самусь, Е. Серно-Соловьевич, Е. Силина, Скальковская, M. Славина, H. Сперанский, Ф. Стравинский, В. Страхова, И. Супруненко, С. Тамарова, И. Тартаков, В. Тиме, С. Трезвинский, В. Трубин, Н. Унковский, Д. Усатов, Е. Цезарь-Инсарова, М. Юневич, Л. Яниковская, Владимир Майборода.

Как отмечал Евгений Нестеренко,

Эверарди, который был близок к Гуно и Россини, много преподавал у нас. Мой первый преподаватель принадлежала к его ученикам, мой педагог в консерватории тоже был из его учеников… А Эверарди учился у Ламперти и Гарсиа: вот как в России длится долгая итальянско-бельгийско-французско-испанская традиция![5].

«Традиции великого маэстро переходят по ученической парампоре от педагога к ученику. Так ученик К. Эверарди Лев Образцов, передал знания Фриде Финкельштейн, которая из благодарности взяла псевдоним Образцовская, под которым успешно выступала на оперных сценах, а позже стала преподавателем вокала в Уральской консерватории. Два выдающихся певца, её ученики, имена которых золотыми буквами высечены на стене почёта в УГКа, это Юрий Гуляев и Валерий Барынин. Нас она ласково называла внучатыми племянниками г-на Эверарди.» (Из книги В.Барынина «Счастливая жизнь несчастного человека»).

Примечания

  1. Методология пения: Курс педагогики пения. Т. 1. / [[Мазурин, Константин Митрофанович|К. Мазурин]]. — Москва, 1903.. Дата обращения: 25 сентября 2021. Архивировано 25 сентября 2021 года.
  2. 2,0 2,1 Эверарди Камилло
  3. Waldo S. Pratt. The History of Music: A Handbook and Guide for Students — Kessinger Publishing, 2004 (reprint). — P. 561.
  4. Шереметевский В. В. Эверарди Камилл Фердинандович // Русский провинциальный некрополь / Издатель вел. кн. Николай Михайлович. — М.: Типо-лит. Т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1914. — Т. 1: Губернии: Архангельская, Владимирская, Вологодская, Костромская, Московская, Новгородская, Олонецкая, Псковская, С.-Петербургская, Тверская, Ярославская и Выборгской губернии монастыри Валаамский и Коневский. — С. 980. — 600 экз.
  5. Discours a Evgeny Nesterenko Архивная копия от 14 сентября 2007 на Wayback Machine  (фр.)

Литература

  • Эверарди // Музыкальный словарь : в 3 т. / сост. Х. Риман; доп. русским отделом при сотруд. П. Веймарна и др.; пер. и все доп. под ред. Ю. Д. Энгеля. — пер. с 5-го нем. изд. — Москва—Лейпциг : изд. Б. П. Юргенсона, 1904.
  • Эверарди, Камилло // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Отечественные певцы. 1750—1917: Словарь / Пружанский А. М. — 1-е изд. — М.: Советский композитор, 2000. — Т. 2. — С. 158—159.
  • Барсова Л. Эверарди // Из истории Петербургской вокальной школы. — СПб., 1999. — С. 5—30.
  • Вайнштейн Л. Камилло Эверарди. Биографический очерк. — Киев, 1895;
  • Вайнштейн Л. Из воспоминаний об Эверарди // Камилло Эверарди и его взгляды на вокальное искусство: Воспоминания ученика. — Киев, 1924;
  • Камилло Эверарди (К 25-летнему юбилею его педагогической деятельности. 1870—1895) // Русская музыкальная газета. — 1895. — № 1;
  • Профессор Камилло Эверарди // Русская музыкальная газета. — 1899. — № 3. — С. 89—90;
  • Шкафер В. П. Сорок лет на сцене русской оперы: Воспоминания. 1890—1930. — Л., 1936. — С. 255;
  • Салина Н. В. Жизнь и сцена: Воспоминания. — Л.; М., 1941. — С. 53—56;
  • Владимир Аполлонович Лосский: Мемуары. Статьи и речи. Воспоминания о Лосском. — М., 1959. — С. 109—140;
  • Назаренко И. К. Искусство пения: Очерки и материалы по истории, теории и практике художественного пения: Хрестоматия. — 3-е изд. — М., 1968. — С. 227—242;
  • Барсова Л. Итальянец в России // Нева (Л.) 1985. — № 10. — С. 196—199;
  • Матвеева M. M. Отрывки из воспоминании // Нестеренко Е. Размышления о профессии. — М., 1985. — С. 178—179.
  • Еверарді Камілло // Українська музична енциклопедія. Т. 2. — Київ: Видавництво Інституту мистецтвознавства, фольклористики та етнології НАН України, 2008. — С. 13. (укр.)
  • Михайлова Т. Італійський маестро в Києві // Музика. — 1987. — № 3. (укр.)
  • Еверарді Камілло // Мистецтво України: Біографічний довідник. — Київ, 1997. — С. 229. (укр.)

Ссылки