Унковский, Николай Владимирович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Николай Унковский
Основная информация
Имя при рождении Николай Владимирович Унковский
Дата рождения 1856(1856)
Место рождения Калуга
Дата смерти 13 (26) июня 1904(1904-06-26)
Место смерти Калуга
Страна  Российская империя
Профессии оперный певец
Певческий голос драматический баритон
Коллективы Мариинский театр

Николай Владимирович Унковский (1856, Калуга, Российская империя — 13 (26) июня 1904, Калуга, Российская империя) — русский оперный певец (драматический баритон), режиссёр, антрепренёр, педагог.

Биография

Родился в 1856 году в Калуге (ул.Волкова,5) в дворянской семье.

В 1876 году окончил Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге с производством в мичманы (его однокурсником был мичман Николай Фигнер, также оставивший военную карьеру ради творчества). Параллельно обучался пению в частной музыкальной школе Андрея ЕвгеньеваОсипа Палечека).

В 1876 году, в рамках проводимых в доме контр-адмирала Дмитрия Головачёва любительских концертов, принял участие в постановке оперы «Сын мандарина» (композитора Ц. А. Кюи) в которой исполнил партию Зай-Санга. На его голос обратила внимание супруга композитора Матильда Рафаиловна Кюи (в девичестве Бамберг), ученица А. С. Даргомыжского.

В 1879 году выступил в благотворительном спектакле в Туле в партии Мефистофеля («Фауст», композитора Шарля Гуно).

С 1878 по 1880 год был вольнослушателем Санкт-Петербургской консерватории, где обучался пению у Камилло Эверарди.

В 1880 году вышел в отставку, оставив военную карьеру и уехал в город Пензу, где преподавал пение.

С 1884 по 1887 год был солистом оперной трупы П. М. Медведева в Казани[1]. С 1890 по 1891 и с 1893 по 1894 год пел в Казанской опере, где дебютировал с партией Валентина («Фауст»).

С 1887 по 1888 год был солистом Мариинского театра, где дебютировал с партией Эскамильо («Кармен», опера Жоржа Бизе).

Дом Унковских в Калуге

Позднее выступал в Саратовской опере, где одновременно работал режиссёром. С 1892 по 1899 год возглавлял в Саратове Товарищество русских оперных артистов. С коллективом товарищества в мае 1893 года и в сентябре—октябре 1894 года гастролировал в Казани, Самаре (1895; здесь его слушал М. Горький[2]) Нижнем Новгороде (1893), Уфе, Симбирске, Оренбурге, Ярославле, Пензе, Москве (1895), Рыбинске и Opле (1898).

В 1899 году продал своё имение в Тульской губернии, купив на вырученные деньги пароход и баржу, превратив последнюю в «Оперный плавучий театр Н. В. Унковского». Расширив труппу до 70 человек, певец курсировал на пароходе от Казани до Архангельска. В Саратове, совместно с дирижёром И. Палицыным, осуществил первую постановку оперы «Пиковой дамы».

Скончался 13(26) июня 1904 года в Калуге[3]. Похоронен в некрополе Лаврентьевского монастыря.

Творчество

Был первым исполнителем партий: в Саратове и Казани — Елецкого («Пиковая дама»), в Москве — Муция («Песнь торжествующей любви» В. Гартевельда); в Казани и Нижнем Новгороде — Иуды («Маккавеи», А. Рубинштейна).

Среди лучших партий певца — Руслан, Князь Игорь, Демон («Демон», А. Рубинштейна) Петр («Вражья сила», А. Серова), Кочубей, Онегин, Иуда, Амонасро, Ренато, Нелюско, Тонио («Паяцы»), Эскамильо, Вольфрам. Среди других исполненных партии: Елецкий, Вязьминский, Мизгирь («Снегурочка», Н. Римского-Корсакова), Оберталь («Гугеноты», «Африканка» Д. Мейербера, «Пророк»), Невер, Барнаба, Сильвио.

Партнёрами певца в разные годы были М. Будкевич, М. Инсарова, Ю. Закржевский, О. Соколова-Фрелих. Пел под управлением дирижёров Н. Алмазова, И. Палицына, Б. Плотникова, И. Труффи.

Вёл активную педагогическую деятельность в Москве, Пензе, Калуге (здесь в 1901 открыл курсы пения и оперные классы).

Обладал мощным голосом приятного тембра и ярким драматическим дарованием.

«Унковский был любимцем саратовской публики. В чём бы он ни выступал, везде ждал его триумф… Голос его, драматический баритон— странный, „двухэтажный“, я бы сказал, голос: центра его был мощный, а верха, начиная с ми, узкие и задавленные точно шею ему во время пения давил туго затянутый галстук. Но Унковский был актером большой сценической и музыкальной культуры. Все у него в парта было экспрессивно и оправданно. Он сам при исполнении своих партий и при постановке опер широко умел пользоваться литературным, историческим и иконографическим материалом»

Н. Н. Боголюбов[4]

Семья

  • Отец — Владимир Семёнович Унковский
  • Жена — Александра Васильевна Захарьина-Унковская, окончила Петербургскую консерваторию с золотой медалью. За разработанную ею систему музыкального образования получила премию Миланской консерватории.
    • Сын — Сергей Николаевич Унковский (1881 — 8 апрель 1931?)
    • Сын — Николай Николаевич Унковский (20 сентября 1895—1942)

Примечания

  1. Унковский Николай Владимирович. Театральная энциклопедия. Том 5. Дата обращения: 28 июня 2017. Архивировано 19 июня 2017 года.
  2. М. Горький. Между прочим // Самарская газета. — 1895. — № 153. — С. 2.
  3. В. Унковский. (Некролог) // Петербургский дневник театрала. — 1904. — № 30. — С. 7.
  4. Боголюбов Н. Н. Шестьдесят лет в оперном театре: Воспоминания режиссёра. — Москва, 1967. — С. 27— 28, 29, 43.

Литература

  • Лапенков А. Н. В. Унковский // Театр и искусство. — 1904. — № 28. — С. 11.
  • Из музыкального прошлого: Сборник статей // Ред.-сост. Б. С. Штейнпресс. — Москва, 1960. — Т. 1. — С. 207, 209—212, 267—268, 271.
  • Пикуль В.С. Исторические миниатюры, Синусоида жизни человеческой. Издательство: АСТ, Вече, ISBN: 5-17-010666-1, 2002 г. Есть аудиоверсия