Гарсиа, Мануэль (старший)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Мануэль Гарсиа
Manuel García
В заглавной роли в опере Россини «Отелло», Париж, ок. 1821В заглавной роли в опере Россини «Отелло», Париж, ок. 1821
Основная информация
Имя при рождении Мануэль Гарсиа дель Пополо Висенте
Дата рождения 21 января 1775(1775-01-21)
Место рождения Севилья
Дата смерти 10 июня 1832(1832-06-10) (57 лет)
Место смерти Париж
Страна  Испания
Профессии оперный певец
Певческий голос тенор
Коллективы Ла Скала

Мануэ́ль Гарси́а (исп. Manuel del Pópulo Vicente García; полное имя Мануэ́ль дель Пóпуло Висéнте Гарси́а[1], часто именуется Мануэль Гарсиа-отец, Мануэль Гарсиа I или Мануэль Гарсиа-старший; 21 января 1775 года, Севилья, Испания — 10 июня 1832 года, Париж, Франция) — испанский оперный певец (тенор), вокальный педагог, композитор и музыкант (гитарист). Противник певцов-сопранистов рубежа XVIII и XIX вв.[2] Отец и вокальный наставник певиц Марии Малибран, Полины Виардо и баса Мануэля Гарсиа-младшего[3][4].

Мануэль Гарсиа родился 21 января 1775 года в Севилье. Его семья, по разным данным, имела маврское, еврейское или цыганское происхождение[5]. Муж испанской актрисы и оперной сопрано Марии Хоакины Сичес Ирисарри[англ.] известной публике под псевдонимом Хоакина Брионес (28 февраля 1780 — 10 мая 1864).

Первый исполнитель партии графа Альмавивы в «Севильском цирюльнике» и Норфолка в «Елизавете, королеве Английской» Россини. С большим успехом исполнил в 1821 году роль Отелло в парижской постановке одноимённой оперы. Один из персонажей тургеневской повести «Вешние воды» рассуждает:

Вот был человек! Никогда великий Гарсиа — il gran Garcia — не унижался до того, чтобы петь, как теперешние теноришки — tenoracci — фальцетом: всё грудью, грудью, voce di petto, si… И какой актёр! Вулкан, signori miei, вулкан, un Vesuvio! Я имел честь и счастье петь вместе с ним в опере dell’illustrissimo maestro Россини — в «Отелло»!

Автор ряда комических опер и тонадилий. Одна из песен Гарсии из тонадильи «Мнимый слуга» использована Бизе в опере «Кармен».

В 1808—1825 годах выступал в оперных театрах Парижа и Лондона. В 1825—1827 годах гастролировал в Соединённых Штатах Америки (вместе с детьми). В 1829 году организовал в столице Франции школу пения, где сам преподавал. Умер там же в возрасте 57 лет.

По словам Джеймса Радомски, «динамический перфекционизм Гарсии оставил влияние на трех континентах, а его дети принесли его наследие в XX век»[6].

Примечания

  1. Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  2. Мануэль Гарсиа. Дата обращения: 11 сентября 2019. Архивировано 21 октября 2019 года.
  3. Enchantress of Nations: Pauline Viardot, Soprano, Muse and Lover.. — Thriplow, Cambridge. — 2007. — ISBN ISBN 978-1-84046-843-4.
  4. Celletti, p. 172
  5. Чайковская И. Полина Виардо: возможность дискуссии. Нева. Дата обращения: 23 июля 2015. Архивировано 3 сентября 2014 года.
  6. The New Grove Dictionary of Opera. Oxford University Press, 1997. ISBN 978-0-19-522186-2. Vol. 2, p. 347.

Литература

  • Гарсиа, Мануэль (композитор и певец) // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Levien J. М., The Garcia family, L., 1932
  • James Radomski: Manuel García (1775—1832); chronicle of the life of a bel canto tenor at the dawn of romanticism. Oxford; New York: Oxford Univ. Press 2000. ISBN 0-19-816373-8
  • Teresa Radomski (Ed.): L’isola disabitata. Partitur. Middleton, Wisc.: A-R Ed., 2006. Serie: Recent researches in the music of the nineteenth and early twentieth centuries; 42. ISBN 0-89579-594-9; ISBN 978-0-89579-594-6.
  • Rodolfo Celletti, Storia del belcanto, Discanto Edizioni, Fiesole, 1983
  • Salvatore Caruselli (ed), Grande enciclopedia della musica lirica, Longanesi & C. Periodici S.p.A., Rome