Каменский, Павел Павлович (скульптор)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Павел Павлович Каменский
Дата рождения 16 (28) апреля 1858
Дата смерти ок. 1922, не ранее 1917

Па́вел Па́влович Каме́нский (младший) — российский скульптор, художник Императорского Мариинского театра, сын писателя Павла Каменского. Автор серии фигур «Народности России».

Биография

Ранние годы и образование

Павел Каменский родился в Петербурге 16 апреля 1858 в семье писателя Павла Каменского и Марины Фёдоровны Толстой, дочери скульптора Фёдора Толстого[1][2]. Павла крестили в Симеоновской церкви, в августе 1869-го он поступил на обучение в Первый Кадетский корпус, а в 1874-м — в Академию художеств. За годы в академии он был несколько раз награждён медалями за успехи. В 1885-м Каменский выпустился в звании классного художника второй степени. Его дипломная работа — статуя «Офелия» — стала одним из самых известных работ Каменского, в 1891 году её изготовили в терракоте на Императорском фарфоровом заводе[2][3].

24 апреля 1883 года Каменский венчался с Александрой Николаевной Философовой, дочерью генерал-лейтенанта Николая Илларионовича Философова. За годы брака у Александры Николаевны и Павла Павловича родилось четверо детей[4].

1 апреля 1886 года Каменский поступил на службу в Дирекцию Императорских театров в должности скульптора, смотрителя бутафорской мастерской, и очень быстро стал его незаменимым сотрудником. Талант Каменского отмечал директор Императорских театров Владимир Всеволожский, уже в ноябре 1886-го писавший, что не было в дирекции «ни одного лица, способного по таланту, опытности и усердию заменить Каменского в специально-сложных и спешных работах»[5].

Работы

Павел Каменский много работал над театральными постановками Мариинского театра, в числе прочих, создав декорации к «Лебединому озеру», и торжествами императорской семьи[6]. Он является автором костюмов к балету «Капризам бабочки» Мариуса Петипа, парадного спектакля по случаю венчания Великого князя Павла Александровича с греческой принцессой Александрой Георгиевной. После премьеры Каменский преподнёс в подарок Александре Георгиевне альбом рисунков, созданный при работе над балетом. Альбом настолько понравился Великой княгине, что она в благодарность подарила художнику перстень с личным вензелем[7][8]. В мае 1896 года Каменский работал над оформлением торжественной коронации Николая II, за что был награждён орденами Святой Анны и Святого Станислава 3-й степени[5].

В 1892 году Каменский создал входной портал в Русский отдел для Венской международной музыкальной и театральной выставки. Композиция из папье-маше высотой в 17 метров включала изображения вяряга, витязя, стрельца и запорожского казака, была раскрашена под изразцы и венчалась Малым Императорским гербом[9].

В 1893-м Каменский принял участие в работах по перестройке Мариинского театра, которые возглавлял Василий Шрётер. Для нового фасада скульптор создал статуи композиторов М. А. Глинки и А. Н. Серова, а также две фигуры грифонов[6].

1 августа 1901 года Каменский уволился из Дирекции Императорских театров в связи с резким ухудшением здоровья[10]. К тому моменту распался и брак с Философовой[9].

После ухода из дирекции Каменский оказался в крайне затруднительном положении, нуждался в деньгах и получал мало заказов. Спасительным оказалось предложение управляющего Императорским фарфоровым заводом Николая Вольфа, который в 1907-м пригласил Каменского на должность главного скульптора серии фигур «Народности России», которая должна была быть выпущена в честь 300-летия дома Романовых. Каменский успел создать свыше 150 моделей[11] — для них он опирался на широкий ряд исторических, этнографических и антропологических материалов из коллекций Кунсткамеры и музея Александра III. Полноразмерные фарфоровые фигуры серии предназначались для музеев, а их уменьшенные копии поступали в продажу. Многие из них неоднократно перевыпускались и могут быть изготовлены по сей день[12].

Из сохранившихся скульптур Каменского известны: бюст Грибоедова в Царском фойе Александринского театра, там же — бюсты Гоголя и Фонвизина в Актёрском фойе. В Третьяковской галерее хранится мраморная скульптура «Без няньки», которую Каменский создал ещё во время учёбы в Академии художеств. Гипсовый портрет актёра Павла Мочалова хранится в Государственном театральном музее имени Бахрушина. Могилу композитора Петра Чайковского на Тихвинском кладбище украшает бюст работы Каменского[13].

Примечания

Литература

Ссылки