Толстой, Фёдор Петрович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Фёдор Петрович Толстой
Портрет работы С. К. Зарянко, 1850Портрет работы С. К. Зарянко, 1850
Дата рождения 10 (21) февраля 1783(1783-02-21)
Место рождения Санкт-Петербург
Дата смерти 13 (25) апреля 1873(1873-04-25) (90 лет)
Место смерти Санкт-Петербург
Подданство  Российская империя
Жанр живопись, скульптура, медальерное искусство
Стиль классицизм
Звания профессор ИАХ (1849)

Граф Фёдор Петрович Толстой (10 [21] февраля 1783, Санкт-Петербург — 13 [25] апреля 1873, там же) — русский живописец, художник, медальер и скульптор, представитель позднего классицизма, вице-президент Императорской Академии художеств, тайный советник.

Биография

Фёдор Толстой родился в семье графа Петра Андреевича Толстого, начальника Кригс-комиссариата, старшего из сыновей графа А. И. Толстого. А. К. Толстой приходился Фёдору Петровичу родным племянником, а Л. Н. Толстой — двоюродным.

С рождения был записан сержантом в Преображенский полк. Учился в Полоцком иезуитском коллегиуме, в Белоруссии, затем в Морском кадетском корпусе. Рано проявил талант к изобразительному искусству. В 1802 году кадет Толстой начал посещать Петербургскую Академию художеств в качестве вольнослушателя. В 1804 году подал в отставку и начал карьеру художника.

В Академии художеств Толстой обучался скульптуре у И. П. Прокофьева. В 1809 году создал свою первую медаль «В память просветительной деятельности Чацкого». В том же году он был избран почётным членом Академии художеств. В 1810 году получил назначение в Петербургский Монетный двор. Его усилиями медальерное дело было поднято на большую высоту и в первой четверти XIX века достигло своего расцвета.

После победы в Отечественной войне 1812 года выпустил серию медальонов, пользовавшихся широкой известностью, использованных в варианте проекта Александровской колонны.

В 1811 году был посвящён в масонство в ложе «Петра к истине», входил в руководящий орган российского масонства — капитул «Феникса». В 1815 году стал основателем и бессменным руководителем (досточтимым мастером) ложи «Избранного Михаила», в которую входили многие будущие декабристы.

В 1818 году Ф. П. Толстой вступил в тайное общество «Союз Благоденствия», где состоял одним из руководителей (председателем Коренного Совета). В восстании декабристов не участвовал.

В 1820—1828 годах преподавал в медальерном классе Императорской Академии художеств. В 1828 году избран вице-президентом Академии.

В 1838 году граф сочинил балет «Эолова арфа», написал к нему либретто и даже был постановщиком некоторых танцев.

Могила Ф. П. Толстого на Лазаревском кладбище

В 1849 году Совет Академии художеств утвердил Толстого в должности профессора за заслуги в области скульптуры. В 1851 году назначен управляющим художественным отделом Императорского Мозаичного заведения при Академии художеств.

Толстой также участвовал в оформлении Храма Христа Спасителя.

Для Петергофа (Львиный каскад, ансамбль западной части Нижнего парка) в 1856 году выполнил модель статуи «Нимфа, льющая из кувшина воду»[1].

А. С. Пушкин, описывая в «Евгении Онегине» альбомы светских дам, написал:

Великолепные альбомы,
Мученье модных рифмачей,
Вы, украшенные проворно
Толстого кистью чудотворной
Иль Баратынского пером…

Как вице-президент активно участвовал в освобождении Т. Шевченко от крепостной зависимости. В 1858 году по ходатайству Толстого поэт Тарас Шевченко был освобождён от военной службы и с февраля получил разрешение на проживание в Петербурге и посещение классов Академии художеств[2].

Последние годы жизни нередко отдыхал в усадьбе Марковиль в окрестностях Выборга, принадлежавшей Толстым в 1850—1870-х годах.

Скончался 13 (25) апреля 1873 года; похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Общественно-научная деятельность

  • Член Вольного общества любителей российской словесности (1817, почётный член — с 1820)
  • Действительный член Королевской Академии художеств в Берлине (1822)
  • Почётный член Курляндского общества литературы и искусства (1825)
  • Почётный член флорентийской Академии художеств (1846)
  • Почётный член Московского художественного общества (1851)

Семья

Первая жена (с 1810) — Анна Фёдоровна Дудина (17921835), дочь коммерции советника. Была постоянной моделью при создании Толстым произведений в духе классической древности. По словам дочери, «маменька, прелестная собой и прекрасно образованная, отличная рукодельница и художница, хорошо рисовавшая пером с гравюр, имела неоспоримое влияние на отца»[3]. «Образ её был во всех женских фигурках, исполненных отцом». Умерла во сне от апоплексического удара. Похоронена на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Дети:

Вторая жена (с 9 ноября 1838 г.) — Анастасия Агафоновна Иванова (1816, Петербург — 01.11.1889, Петербург), из небогатой армейской семьи[4][5]. Воспитывалась в семье Ахвердовых, где получила некоторое образование. Хорошо владела французским, немецким и итальянским языками, играла на фортепиано и любила читать серьёзную литературу. Вместе с мужем добивалась освобождения Тараса Шевченко.

Дети:

  • Екатерина (1843—1913), художница, мемуаристка, основательница первой в России рисовальной школы для девушек в Киеве. Муж — Юнге Эдуард Андреевич (1831—1898), врач-окулист, профессор.
  • Ольга (04.05.1848[6], Петербург — 25.10.1869, Одесса), жена статского советника А. А. Дмитриева.

Именным Высочайшим указом от 12 (24) февраля 1871 года дозволено вице-президенту Академии художеств, тайному советнику графу Фёдору Петровичу Толстому усыновить внука своего (рождённого от дочери Ольги, по мужу Дмитриевой), малолетнего сына статского советника Александра Аполлоновича Дмитриева[7], которому дозволено принять фамилию и титул деда и именоваться, потомственно, графом Толстым[8].

Предки

Произведения

Ф. П. Толстой. Народное ополчение 1812 года. 1816. Медальон. Воск
Ф. П. Толстой. Ягоды красной и белой смородины. 1818.
Горельефы и барельефы
  • «Мальчик под покрывалом» (1808—1809, горельеф, Государственный Эрмитаж)
  • «Купающиеся дети» (18081809, Тверская областная картинная галерея),
  • «Летающая Фортуна» («Летящая Душенька») (1808—1809, горельеф, Эрмитаж)
  • портрет А. Ф. Дудиной
  • «Триумфальный въезд Александра Македонского в Вавилон» (1809, Государственный Эрмитаж)
  • «Автопортрет с семьёй» (1812, горельеф, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург)
  • «Родомысл девятого на десять века» (1813—1814, барельеф, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург)
  • «Пир женихов Пенелопы» (1814, ГТГ, Москва)
  • «Одиссей убивает женихов Пенелопы» (1820, рельеф, гальванопластика, Национальный музей Республики Бурятия)
  • «Первый шаг императора Александра за пределы России в 1813 году» (1821, барельеф, ГТГ, Москва)
Скульптуры
  • «Голова Морфея» (терракота, ГРМ),
  • «Бюст Николая I» (1839, мрамор, ГРМ),
  • «Голова Христа» (1848, гипс, ГРМ; мрамор, ГТГ).
Медальоны Фёдора Толстого
  • Народное ополчение. (1816, ГРМ)
Картины
  • «Надежда». Аллегория (1796, акварель, ГТГ, Москва)
  • «Нептун» (1800, акварель, ГТГ, Москва)
  • «Вид Бергена» (1801, акварель, ГТГ, Москва)
  • «Автопортрет» (1804, акварель, ГРМ, Санкт-Петербург)
  • «Ветка винограда» (1817, гуашь, ГТГ, Москва)
  • «Нарциссы» (1817, гуашь, ГТГ, Москва)
  • «Птичка» (1817, гуашь, ГТГ, Москва)
  • «Цветок, бабочка и мухи» (1817, акварель, ГРМ, Санкт-Петербург)
  • «Ягоды красной и белой смородины» (1818, бумага коричневая, гуашь, ГТГ)
  • «Ветка сирени и канарейка» (1819, гуашь, ГТГ, Москва)
  • «Птичка в кольце» (1819, гуашь, ГТГ, Москва)
Ф. П. Толстой. Букет цветов, бабочка и птичка. 1820.
  • «Букет цветов, бабочка и птичка» (1820, гуашь, ГТГ, Москва)
  • «Пастораль» (1820, гуашь, ГТГ, Москва)
  • «Бабочка» (1821, гуашь, ГТГ, Москва)
  • «Ветка крыжовника» (1821, гуашь, ГТГ, Москва)
  • «Душенька любуется собою в зеркало» (1821, акварель, ГТГ, Москва)
  • «Стрекоза» (1822, акварель, ГТГ, Москва)
  • «У окна в лунная ночь» (1822, гуашь, ГТГ, Москва)
  • «Цветы настурции и герани» (1824, ГТГ, Москва)
  • «Средневековая композиция. Сцена в лоджии» (1827, акварель, ГТГ, Москва)
  • «Цветок „Кавалерская звезда“» (1828, гуашь, ГТГ, Москва)
  • «Семейный портрет» (1830, ГРМ, Санкт-Петербург),
  • «В комнатах» (1830-е, акварель, ГТГ, Москва)
  • «Ветка липы в цвету» (1831, гуашь, ГТГ, Москва)
  • «Цветы, фрукты, птица. Крышка стола» (1834, гуашь, ГТГ, Москва)
  • «Aethea Frutex» (1837, акварель, ГТГ, Москва)
  • «Архитектурный пейзаж под прозрачной бумагой» (1837, гуашь, ГТГ, Москва)
  • «Герань» (1837, акварель, ГТГ, Москва)
  • «Вид в Парголовском саду» (1841, акварель, ГТГ, Москва)
  • «Рыцарь Лебедя, отдающий в жертву своего первого ребёнка» (1841, гуашь, ГТГ, Москва)
  • «Неаполь. Вид от виллы Реале» (1845, акварель, ГТГ, Москва)
  • «Париж. Сцены и типы» (1845, акварель, ГТГ, Москва)
  • «Францесбад с дороги на Егер» (1845, акварель, ГТГ, Москва)
  • «Францесбад с дороги в Каммербюль» (1845, акварель, ГТГ, Москва)
  • «Францесбад. Типы и сцены» (1845, акварель, ГТГ, Москва)
  • «Варвик» (1853, не сохранилась)
  • «Вид в саду дачи Марковиль в Финляндии» (1855, ГТГ)
  • «Возвращение. Сцена из рыцарских времён» (1857, акварель, ГТГ, Москва)
  • «В комнатах. За шитьём» (ГТГ)?
  • «Муза» (гуашь, ГТГ, Москва)
  • «Цветы, фрукты, птица»[9]

Две миниатюры Федора Толстого «Птичка» и «Смородина», упоминаемые его дочерью Каменской-Толстой М. Ф. в «Воспоминаниях» находятся в Иркутском Художественном музее, а 17 медалей в Иркутском доме-музее декабриста Волконского.

Рисунок

  • «Начало живописи» (1800, ГТГ, Москва)
  • «Вакхический поезд Силена» (1808, ГТГ, Москва)
  • «Бытовая сцена (Крестьянин, играющий на балалайке)» (1809, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург)
  • «Пашущий крестьянин» (1811, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург)
  • «Душенька при свете лампы узнает в супруге прекрасного Амура» (1827, ГТГ, Москва)
  • «Ветви дуба опускают на землю Душеньку, тщетно пытающуюся умереть» (1829, ГТГ, Москва)
  • «Амур приводит к богам прощённую Венерой и вновь прекрасную Душеньку» (1833, ГТГ, Москва)
  • «Вечер. Аллегория» (1855, ГТГ, Москва)
  • «День. Аллегория» (1855, ГТГ, Москва)
  • «Ночь. Аллегория» (1855, ГТГ, Москва)
  • «Утро. Аллегория» (1855, ГТГ, Москва)
  • «Автопортрет (с пуделем)» (ГРМ, Санкт-Петербург)
  • «Под игру Амура Юность предается забавам, а Время засыпает» (ГТГ, Москва)

Силуэты

  • «Крестьянский двор» (1816—1920, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург)
  • «Нападение разбойников» (1816—1920, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург)
  • «Наполеон на поле боя» (1816—1920, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург)
  • «Наполеон у костра» (1816—1920, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург)
  • «Охота на медведя» (1816—1920, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург)
  • «Охота на уток» (1816—1920, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург)
  • «Сельский пейзаж с возом сена» (1816—1920, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург)
  • «Сельская сцена (Осень)» (1816—1920, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург)
  • «Собака, преследующая оленя» (1816—1920, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург)
  • «Сцена в избе» (1816—1920, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург)
  • «Охота на оленей» (Тверская картинная галерея)

Литературные сочинения

Некоторые способности к литературе для образованного человека XIX столетия — вещь естественная и повсеместная. А поэтому нет ничего удивительного, что подобные сочинения авторства Ф. П. Толстого были обнаружены и опубликованы. Среди них, обзор собственной деятельности, относящийся более к деловой документальной хронике, и традиционные для своего времени довольно любопытные мемуары:

Портреты

  • Т. Г. Шевченко. Портрет Фёдора Петровича Толстого, 1860, Национальный музей Тараса Шевченко, Киев)[10]

Примечания

  1. Юмангулов В. Я., Хадеева Н. Ю. Скульптура Нижнего парка и Верхнего сада: Каталог коллекции. — СПб.: ГМЗ «Петергоф», 2016. — С. 159. — 232 с.
  2. Благовещеский А. А. Шевченко в Петербурге (1858—1861) / Воспоминания о Тарасе Шевченко. — К.: Дніпро, 1988. — С. 337—346. — 608 с.
  3. М. Ф. Каменская. «Воспоминания». М. : Художественная литература, 1991.
  4. По записи в МК церкви при Академии художеств (ЦГИА СПб. Ф.19. О.111. Д.297) от 9 ноября 1838 г.
  5. По воспоминаниям дочери, Е. Юнге, Анастасия Ивановна, происходила из небогатой семьи капитана Иванова.
  6. По записи в МК церкви при Академии художеств (ЦГИА СПб. Фонд 19. Опись 124. Дело 707 Лист 524 об. — 525)
  7. По записи в разделе «О бракосочетании» в метрической книге Екатерининской церкви при Академии художеств от 21 апреля 1868 г. (ЦГИА СПб. Фонд 19. Опись 124. Дело 1036 Лист 84 об. — 85)
  8. Оба сына Ф. П. Толстого от второго брака (Николай, 1840 г.р. и Фёдор, 1841 г.р.) умерли в младенчестве в 1841 г. (ЦГИА СПб. Ф.19. О.111. Д.322-5.)
  9. Самопознание Архивировано 13 декабря 2009 года.
  10. В. Я. Ткаченко. Портрет Ф. П. Толстого. Тарас Шевченко: Энциклопедия жизни и творчества. Дата обращения: 16 декабря 2019. Архивировано 16 декабря 2019 года.

Литература

Ссылки