Казахская железная дорога

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится на начальном уровне проработки
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Казахская железная дорога
Годы работы 1958-1977
Страна  СССР
Город управления Алма-Ата
Состояние расформирована
Подчинение МПС СССР
Телеграфный код КЗХ
Протяжённость 13250 км
Награды Орден Ленина — 1971

Казахская желе́зная доро́га — железная дорога в СССР, существовавшая в период с 1958 по 1977 год. В 1971 году была награждена Орденом Ленина[1].

Казахская железная дорога была создана в 1958 году на базе Туркестано-Сибирской, Карагандинской дорог, двух отделений Ташкентской, трёх отделений Оренбургской, Южно-Уральской и других участков на территории Казахской ССР[1]. Центром управления дороги стала Алма-Ата[2] Дорога была создана в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР № 631 от 13.06.1958 г. и приказом МПС № 44Ц от 21.06.1958 г.[3]. Казахская железная дорога, образованная в 1958 году, протяжённостью свыше 11 тысяч км, была самой крупной в СССР[4][1].

Пролегала дорога по территории Казахской ССР, частично по территории РСФСР, Киргизской ССР[1]. Граничила со Среднеазиатской железной дорогой по станции Ченгельды, с Западно-Сибирской железной дорогой по станциям Локоть, Кулунда и Кзылту, с Приволжской железной дорогой по станциям Озинки и Аксарайская, с Южно-Уральской железной дорогой по станциям Золотая Сопка, Петропавловск, Тобол, Никель-Тау и Илецк[1].

Протяжённость железной дороги в 1971 году составляла 13250 км, что составляло 9 % от общей протяжённости железных дорог СССР. При этом развёрнутая длина главных путей составляла 15084 км[1].

В 1958 году начальником дороги был назначен И. А. Задорожный. С 1969 года начальник дороги Г. В. Виноградов[5]

В 1960-е годы на дорогу, пролегающую по маловодной и безводной местности приходит тепловозная тяга и начинается электрификация. В 1964 году электрифицирован на переменном токе участок Астана-Караганда[4], в 1966 году участок Тобол — Железорудная, в 1967 Целиноград — Атбасар, в 1968 Атбасар — Есиль, в 1969 Есиль-Тобол[3].

В 1960-е дорога, помимо электрификации, вводит в строй новые участки: Новоурицкое — Пески Целинные — Володарское, Павлодар — Кулунда, Есиль — Аркалык, Тобол — Джетыгара, Актогай — Дружба, Караганда — Карагайлы, Ерментау — Айсары, Тобол — Лисаковск, Макат — Мангышлак — Узень — Каратау — Жанатас, Дубовская — Углерудная — Балхаш — Саяк[1].

Дорога обслуживала районы развитой добычи руд, угля, минеральных строительных материалов, предприятия металлургии, машиностроения, химической промышленности, сельскохозяйственные районы. В отправлении преобладали уголь, руда, зерно и строительные материалы. Для ввоза и транзита грузов характерны были машины, лесоматериалы, нефтепродукты изделия лёгкой промышленности, пищевой промышленности[1].

Дорога расформирована в 1977 году. В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР № 282 от 11.04.1977 г. и приказом МПС № 26Ц от 18.09.1977 г. за счет разукрупнения Казахской железной дороги организованы Алма-Атинская железная дорога с центром в городе Алма-Ата, Западно-Казахстанская (Актюбинск) и Целинная (Целиноград)[3].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 Казахская железная дорога // Италия — Кваркуш. — М. : Советская энциклопедия, 1973. — С. 144—145. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 11).
  2. Талгат Кирбетов. Краткий курс истории ҚТЖ. Газета «Время» (22 июля 2014). Дата обращения: 4 октября 2023.
  3. 3,0 3,1 3,2 Сведения о железных дорогах общего пользования с 1918 по 1990 гг.. Исторические материалы. Дата обращения: 10 сентября 2023.
  4. 4,0 4,1 Задорожный Иван Акимович. Герои страны. Дата обращения: 4 октября 2023.
  5. Этапы большого пути. Железным дорогам Казахстана – 100 лет. Гудок (6 августа 2004). Дата обращения: 4 октября 2023.

Ссылки