Исход (судно)
«Эксодус» | |
---|---|
Exodus | |
![]() |
|
Класс и тип судна | Пассажирское судно |
Спущен на воду | 1928 |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | 1,814 т |
Длина | 100 м (328') |
Ширина | 13,4 м (44'1") |
Осадка | 4,8 м (16') |
Двигатели | Паровой двигатель[1] |
Скорость хода | 15 узлов (28 км/ч) |
Экипаж | 70 чел |
Пассажировместимость | 400 чел |
«Эксодус» или «Исход-1947» (англ. Exodus) — одно из крупнейших судов, которые пытались нелегально доставить еврейских беженцев в Подмандатную Палестину[2][3].
Планирование операции, приобретение судна, пассажиры
Первоначально имел название «Президент Уорфильд», построен в 1928 году, рассчитан на 400 пассажиров[1]. Во время Второй мировой войны был перестроен с целью увеличения грузоподъёмности, в результате чего мог перевозить более 4000 человек[3]. В конце 1946 года Моссад ле-Алия Бет приобрёл этот корабль[комм. 1] для переправки в Подмандатную Палестину еврейских беженцев[3][4], переживших Холокост[4] и находившихся в лагерях перемещённых лиц в Германии[3], не имея разрешения на въезд от мандатных властей[5]. Став крупнейшей с начала нелегальной алии операцией по переселению евреев в Подмандатную Палестину[6][5], это плавание было призвано, кроме прочего, привлечь к проблеме беженцев внимание мирового сообщества и, в частности, комиссии ООН по вопросам Эрец-Исраэль (UNSCOP)[3].
Путь из Франции к берегам Подмандатной Палестины
К началу июля 1947 года евреи из лагерей в Германии были переправлены на юг Франции[7]. «Президент Уорфильд» находился в гавани коммуны Пор-де-Бук во Франции[8] с середины июня[6], а 9 июля отплыл в город Сет[9][10], который находился в о́круге, руководимом министром транспорта, — давним другом Моссада ле Алия Бет[11]. Беженцы поднялись на корабль, имея при себе коллективную колумбийскую визу[3]. 11 июля 1947 года судно покинуло порт с 4554 пассажирами на борту, 655 из которых были дети[12][13], и направилось к берегам Подмандатной Палестины[3][комм. 2].

Командование осуществляли капитан Айк Ааронович[англ.] и комиссар Хаганы Йоси Харель[англ.][4][17]. Команда состояла из добровольцев — граждан США и Подмандатной Палестины, все они присягали на верность Хагане. Сопровождали пассажиров три члена Хаганы и методистский министр, священник Джон Стэнли Грауэл[англ.][18], который поднялся на корабль одним из первых[19]. На корабле также присутствовали два радиста беспроводной сети Хаганы «Гидон[ивр.]»[комм. 3][20]. Связь между пассажирами и ивритоговорящими членами команды осуществлял Мордехай Розман[ивр.][21]. Важное значение в успехе этого этапа операции имела негласная помощь некоторых членов французского правительства и служб безопасности, поддерживавших сионизм[3][22]. Некоторые беженцы ранее подписали документы об эмиграции не в Подмандатную Палестину, а в другие страны. Однако, по словам Стэнли Грауэла, к его удивлению, находясь на борту, большинство пассажиров указали Подмандатную Палестину в качестве желаемого места назначения[23].
После выхода «Президента Уорфильда» из французских территориальных вод капитан сменил его название на «Exodus 1947» («Исход 1947» или «Эксодус»)[3]. На протяжении плавания судно сопровождали восемь британских военных судов[20][комм. 4]. 18 июля, когда корабль находился в международных водах[3][25] в 40 км от берегов Подмандатной Палестины[26][27], напротив сектора Газа[20][27][комм. 5], военные суда, в нарушение международного права[28], окружили «Исход 1947»[3] и протаранили его, а британские солдаты приступили к захвату корабля. Англичане атаковали судно в открытом море, чтобы избежать столкновения с бойцами Хаганы, которые были готовы встретить «Исход 1947» при приближении к берегу[20]. Пассажиры оказали активное сопротивление поднявшимся на борт солдатам, которые, в свою очередь, открыли огонь по беженцам и членам команды[20]. В результате 217 человек получили ранения[14], два пассажира и офицер-волонтёр погибли, а захваченное судно было доставлено в порт Хайфы. 20 июля[3] британские военные, с применением силы, перевели сопротивляющихся пассажиров на три транспортных корабля[20][29] — «Runnymede Park», «SS Ocean Vigour[англ.]» и «Empire Rival[англ.]»[30].
В это время комитет UNSCOP находился в Подмандатной Палестине в рамках своей деятельности. Три его члена присутствовали в хайфском порту и наблюдали за переправкой беженцев с Эксодуса на британские корабли. Один из них сказал, что это было лучшее из всех представленных им свидетельств[3].
Обратный путь во Францию
Пассажиров кораблей Алии Бет, прибывавших к берегам Подмандатной Палестины ранее, британские власти депортировали в лагеря интернированных на Кипре[англ.]. В случае Эксодуса министерство иностранных дел во главе с Эрнстом Бевиным изменило политику по отношению к репатриантам. Разница заключалась в том, что впредь беженцев возвращали в страны, из которых они отправились в Подмандатную Палестину, вынуждая тем самым правительства этих стран прекратить поддержку сионизма[3] (в тот период эта политика стала известна под названием «англ. Refoulement»[7], см. также Не-возвращение[англ.]). В тайне от беженцев и не достигнув соглашения с руководством Франции, правительство британского мандата приняло решение отправить три корабля с пассажирами обратно во Францию[31], в то время как депортируемые были уверены, что их везут на Кипр[26]. 29 июля корабли прибыли в Пор-де-Бук[15][32]. Британцы потребовали от пассажиров сойти на берег, но те ответили, что только по прибытии в Подмандатную Палестину покинут корабли. Они также отвергли предложение поселиться во Франции[28].
Условия жизни на кораблях были невыносимыми[26]: системы жизнеобеспечения были недостаточны для такого количества людей, что угрожало их здоровью и жизни[33].
Ожидание в порту Франции
В знак протеста против депортации пассажиры отказались подчиниться приказу сойти на берег. Из-за сильной жары среди них начались болезни. Информация о происходящем попала в прессу и стала известной всему миру. Через три недели стояния в порту англичане сообщили беженцам, что если они не сойдут с кораблей, их отправят в Германию. 22 августа три корабля покинули Пор-де-Бук[34], 29 августа прошли Гибралтар[26] и 8 сентября прибыли в Гамбург[3], находящийся в Британской зоне оккупации[34].
Из Франции в Германию
В течение 8 и 9 сентября[34] в порту Гамбурга английские власти насильно высаживали с кораблей беженцев, оказавших серьёзное сопротивление. На глазах у многочисленных корреспондентов из разных стран каждого пассажира вытаскивали несколько солдат в защитных касках[3]. Из порта большинство репатриантов переправили в лагерь для перемещённых лиц Поппендорф (англ. Poppendorf)[35][36], а остальных — в лагерь Ам Штау (англ. Am Stau)[37][38][39] в окрестностях Любека[34]. Зимой евреев из обоих лагерей перевели в зимние лагеря Эмден (англ. Emden) и Вильгельмсхафен (англ. Wilhelmshaven)[37]. В течение двух недель лагеря охранялись британскими войсками, потом британские солдаты ушли, оставив лагеря в руках людей «Хаганы», которые выдали беженцам поддельные документы, чтобы те смогли свободно перемещаться. Позже эти беженцы были переправлены в Израиль.
Реакция мировой общественности
Депортация беженцев — пассажиров «Исхода» широко освещалась прессой и вызвала бурю протестов во многих странах мира и в самой Великобритании. Журнал «Life» (США) посвятил этой теме крупную публикацию, иллюстрированную множеством фотографий[14]. Реакция на историю «Исхода» стала дополнительным фактором, повлиявшим на решение Великобритании передать вопрос о Палестине в компетенцию ООН.
«Исход из Европы 1947 — Эксодус» не был первым кораблём репатриантов, не был он и последним. Его отличием была интенсивная политическая деятельность и влияние, которое она оказала на общественное мнение на Земле Израиля и во всём мире в результате произошедшей на нём битвы рядом с берегом Газы. После той битвы все мировые СМИ сообщали обо всех стадиях противостояния репатриантов. Эти события нанесли британцам серьёзный политический урон и внесли вклад в решение сионистской задачи.
Оригинальный текст (иврит)— Даниэль Розен[34].
В литературе
История «Исхода» в сильно искажённом виде (триста детей из числа нелегальных эмигрантов-евреев, депортированных на Кипр, «выкрадываются из-под охраны англичан, их сажают на корабль и, блокированные, они объявляют голодовку, а затем угрожают самоубийством, если им не дадут выехать в Палестину. Смущённые резонансом, который получает эта акция, англичане уступают шантажу») легла в основу одноименного романа «Исход» Леона Юриса[40].
Комментарии
- ↑ По другим данным, корабль приобрела Хагана[1].
- ↑ Цифры, указывающие количество пассажиров, в различных источниках несколько отличаются: журнал «Life», Рут Грубер — 4554[14][13], Яд ва-Шем, ЭЕЭ — 4500[3], Пальям — 4530[15], Авива Халамиш — 4515[16].
- ↑ Их называли «Гидоним» (ивр. גדעונים).
- ↑ Названия кораблей: HMS Mermaid, (который позднее сменил Cheviot), Ajax, Childers, Chequers, Chieftain, Charity, Bay Cardigan[20]. По другим данным, шесть кораблей — пять эсминцев и один крейсер[24].
- ↑ По другому источнику, битва произошла в 40 км от берега Хайфы[26].
Примечания
- ↑ Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Исторический Очерк. Период Британского Мандата — статья из Электронной еврейской энциклопедии.
- ↑ Перейти обратно: 3,00 3,01 3,02 3,03 3,04 3,05 3,06 3,07 3,08 3,09 3,10 3,11 3,12 3,13 3,14 3,15 3,16 אקסודוס יציאת אירופה תש"ז (иврит). Яд ва-Шем. Дата обращения: 28 сентября 2018. Архивировано 29 сентября 2018 года.
- ↑ Перейти обратно: 4,0 4,1 4,2 Скончался капитан знаменитого судна «Эксодус» . Newsru (23 декабря 2009). Дата обращения: 25 сентября 2018. Архивировано 26 сентября 2018 года.
- ↑ Перейти обратно: 5,0 5,1 Preparing for Their Hoped-for Future in Palestine (англ.). The Times of Israel. Дата обращения: 30 сентября 2018. Архивировано 30 сентября 2018 года.
- ↑ Перейти обратно: 6,0 6,1 Халамиш, 1998, с. 40.
- ↑ Перейти обратно: 7,0 7,1 Халамиш, 1998, с. 42.
- ↑ Бен-Давид, 2002, с. 151.
- ↑ Халамиш, 1998, с. 42, 56.
- ↑ Кандель, 2008, книга 2, гл. 25 «Корабль „Эксодус“. Решение ООН о разделе Палестины», раздел 2.
- ↑ Халамиш, 1998, с. 56.
- ↑ Гидоним, 2017, с. 238.
- ↑ Перейти обратно: 13,0 13,1 Грубер, 1999, с. 45.
- ↑ Перейти обратно: 14,0 14,1 14,2 «Exodus» Refugees End Tragic Voyage . Life (журнал) (22 сентября 1947). — p. 33. Дата обращения: 25 сентября 2018.
- ↑ Перейти обратно: 15,0 15,1 Exodus 1947 — Exodus from Europe (англ.). Пальям. Дата обращения: 28 сентября 2018. Архивировано 15 сентября 2016 года.
- ↑ Халамиш, 1998, с. 48.
- ↑ Скончался капитан легендарного «Эксодуса» . MigNews (23 декабря 2009). Дата обращения: 25 сентября 2018. Архивировано 25 сентября 2018 года.
- ↑ Jerry Klinger. John the Priest. Reverend John Stanley Grauel, the man who helped make Israel possible P. 18. Пальям. Дата обращения: 4 ноября 2018. Архивировано 27 июля 2011 года.
- ↑ Халамиш, 1998, с. 18.
- ↑ Перейти обратно: 20,0 20,1 20,2 20,3 20,4 20,5 20,6 Гидоним, 2017, с. 236.
- ↑ Халамиш, 1998, с. 113.
- ↑ Халамиш, 1998, с. 55.
- ↑ Халамиш, 1998, с. 45.
- ↑ אקסודוס יציאת אירופה תש"ז 1947 (иврит). "עמותת "בית אשכנז. Дата обращения: 1 октября 2018.
- ↑ Кандель, 2008, книга 2, гл. 25 «Корабль „Эксодус“. Решение ООН о разделе Палестины», раздел 3.
- ↑ Перейти обратно: 26,0 26,1 26,2 26,3 26,4 מאיר שוורץ. מפורט דה בוק עד המבורג. אקסודוס (иврит). מכללת הרצוג דעת. Дата обращения: 2 октября 2018. Архивировано 22 июля 2018 года.
- ↑ Перейти обратно: 27,0 27,1 Халамиш, 1998, с. 86.
- ↑ Перейти обратно: 28,0 28,1 אקסודוס — יציאת אירופה תש"ז (Эксодус — Исход из Европы 1947) (иврит). Сайт Хаганы. Дата обращения: 27 октября 2018. Архивировано 27 октября 2018 года.
- ↑ Кандель, 2008, книга 2, гл. 25 «Корабль „Эксодус“. Решение ООН о разделе Палестины», с. 3.
- ↑ Халамиш, 1998, с. 122.
- ↑ Халамиш, 1998, с. 103—104.
- ↑ Халамиш, 1998, с. 116—117.
- ↑ Халамиш, 1998, гл. «A Floating concentration Camp», с. 122—124.
- ↑ Перейти обратно: 34,0 34,1 34,2 34,3 34,4 Гидоним, 2017, с. 237.
- ↑ פופנדורף — גרמניה (иврит). центр информации и исследований "בנתיבי העפלה" (Дорогами репатриации). Дата обращения: 18 октября 2018. (недоступная ссылка)
- ↑ ילדי מחנה העקורים פופנדורף במסיבת מסכות. (иврит). ארכיון בית לוחמי הגטאות. Дата обращения: 14 октября 2018.
- ↑ Перейти обратно: 37,0 37,1 אם-סטאו — גרמניה (иврит). центр информации и исследований "בנתיבי העפלה" (Дорогами репатриации). Дата обращения: 18 октября 2018. (недоступная ссылка)
- ↑ הגדר סביב מחנה העקורים אמסטאו בגרמניה. (иврит). ארכיון בית לוחמי הגטאות. Дата обращения: 14 октября 2018.
- ↑ These photos of Holocaust survivors from the SS Exodus are incredible (англ.). JTA. Дата обращения: 14 октября 2018. Архивировано 14 октября 2018 года.
- ↑ Юрис Леон — статья из Электронной еврейской энциклопедии.
Литература
- Даниэль Розен[ивр.]. גדעונים — פעילי הקשר האלחוטי בשירות המדינה שבדרך (Радисты беспроводной связи на службе будущего государства) : [иврит] / העמותה להנצחת חללי חיל הקשר והתקשוב. — Иерусалим : דפוס פרינטיב, 2017. — 471 с. — ISBN 978-965-92085-6-2.
- Рут Грубер[англ.]. Exodus 1947: the ship that launched a nation (Эксодус 1947: корабль, который возродил нацию) : [англ.]. — Нью-Йорк : Times Books, 1999. — 204 с. — ISBN 0812931548.
- Кандель, Феликс Соломонович. Земля под ногами : [рус.]. — 2008. — 117 с.
- Авива Халамиш[ивр.]. The Exodus Affair: Holocaust Survivors and the Struggle for Palestine : [англ.]. — Лондон : Vallentine Mitchell, 1998. — 313 с. — ISBN 0853033471.
- יהודה בן-דוד (Йегуда Бен-Давид). ביד חזקה. אברהם פולונסקי והמחתרת היהודית בצרפת במלחמת העולם השנייה (Рукою сильною. Авраам Полонский и еврейское подполье во Франции во время Второй мировой войны) : [иврит]. — Тель-Авив : משרד הביטחון (Министерство обороны Израиля), 2002. — 178 с.
Ссылки
- אקסודוס יציאת אירופה תש"ז 1947 (иврит). "עמותת "בית אשכנז. Дата обращения: 1 октября 2018.
- Фотографии и технические характеристики корабля (англ.). NavSource Online: Service Ship Photo Archive. Дата обращения: 30 сентября 2018.
- מאיר שוורץ. .מפורט דה בוק עד המבורג — אקסודוס (иврит). מכללת הרצוג דעת. Дата обращения: 2 октября 2018.
- Элеонора Шифрин. Британский терроризм против выживших в Катастрофе (иврит). NewsWe. Дата обращения: 2 октября 2018.