История почты и телеграфа в Валуйках

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

История почты в Валуйках насчитывает больше четырёх веков. После появления первой валуйской крепости была создана ямская слобода для служащих, исполнявших почтовые поручения. Пётр I реформировал ямскую гоньбу и создал военно-полевую почту, которая обслуживала Петра и его армию во время Азовских походов. В XVIII веке в Валуйском уезде появилась «пешая почта», а при императоре Николае I ямские перевозки были окончательно заменены регулярной почтой. В земский период управление почтой передали местному самоуправлению, которое покрыло конно-почтовыми станциями всю территорию уезда, сдавая их в аренду. История местного телеграфа началась с отправки первой телеграммы в 1874 году. Изначально связь была налажена только с губернским городом Воронежем, но впоследствии Валуйки удалось связать также с Курском, Ростовом-на-Дону, Харьковом. Телеграфная сеть существенно пострадала во время гражданской войны, а затем — во время Великой отечественной войны.

Почта

Появление ямской слободы

Схема почтовых трактов южных областей Русского государства в XVI—XVII веках[1]

Валуйки были приграничным городом Русского царства, и именно здесь проходили дипломатические переговоры с Крымским ханством в так называемом Посольском дворе, открытом в 1621 году[2]. В этих условиях нельзя было обойтись без ямской слободы, поскольку ямщики требовались для перевозки послов, а также для доставки указов, писем и других поручений[3]. В момент основания города почтовые перевозки находились во введении Ямского приказа, отдельного государственного органа допетровской России[4]. Прежде чем вступить в должность ямщика, кандидаты должны были пройти отбор. Во-первых, им следовало поцеловать крест и произнести клятву в Валуйской церкви, суть которой заключалась в том, что ямщик обязался не играть в азартные игры, не воровать у государства, не сбегать из слободы и не задерживаться в местном кабаке[3]. Во-вторых, все ямщики должны были письменно поручиться за нового кандидата, дав ему развёрнутую характеристику, что — в том числе — подразумевало их грамотность[1].

На первых порах городские воеводы использовали ямщиков на разных работах, заставляя их рубить лес, добывать известь, чинить дороги[4]. Хотя ямщикам разрешалось заниматься торговлей и промыслами, что повышало их благосостояние, они все равно не выдерживали тяжёлых условий и убегали[4]. Ситуация изменилась, после того как Ямской приказ возглавил Дмитрий Пожарский, который избавил ямщиков от трудовых повинностей, чтобы у них была возможность сосредоточиться на почтовых и транзитных перевозках[4].

По результатам подворной переписи 1626 года в Валуйках насчитывалось 20 ямщиков[5]. Согласно росписи города, составленной в 1621 году, ямскую слободу, находившуюся к тому времени сразу за острогом, было решено переместить дальше, на четверть версты вниз по реке Валуй[6]. Ямщикам выделили землю под пашню вместе с лугами и лесными угодьями. Поскольку валуйский ям был самым крупным на юге государства (в Воронеже, например, было в два раза меньше ямщиков), под огороды им предоставили 25 десятин[1]. Кроме того, для ямских оброчных деревень, крестьяне которых снабжали ямщиков хлебом, овсом и сеном, также выделили землю[1]. Ямская слобода была независима от городского правления[4].

Военно-полевая почта и реформы Петра I

Жалоба Петра I на доставку

Писма твои, маія 26 дня, іюня 2 дня писанныя, мнѣ отданы, въ каторыхъ писано о чесахъ песошныхъ, что посланы. И я тѣ часы всѣ принялъ, только тѣ, которыя черезъ Валуйку, испорчены оба; мню, что для скорой ѣзды. И впредь какъ кумпасы и иные часы будутъ, вели ихъ послать черезъ Воронежъ водою съ норошнымъ человѣкомъ, чтобъ бережнѣя довезъ[7].

Из письма Андрею Кревету. 23 июня 1696 года

Первая попытка учредить военно-полевую почту для связи войск была предпринята во время Крымского похода 1687 года, однако она закончилась неудачно[8]. При организации Первого Азовского похода в 1695 году Пётр I распорядился создать постоянную почту по маршруту Москва — Елец — Воронеж — Острогожск — Валуйки[9]. Дальше почтовых трактов не было, и валуйские ямщики должны были пересечь Дикое поле, чтобы достичь станицы Гундоровская и оттуда ехать до Азова[9]. Путь через Дикое поле не был безопасным: ямщиков регулярно грабили и неоднократно убивали. Это привело к возросшему числу побегов ямщиков из Валуек. Поэтому при подготовке ко Второму Азовскому походу в 1696 году было решено создать военно-полевую почту: к валуйским ямщикам прикомандировали охрану, защищавшую их от нападений во время перевозок[10]. Был также введён новый маршрут Тула — Ливны — Старый Оскол — Новый Оскол — Валуйки[9]. Впоследствии, в 1700 году — уже после взятия Азова — ямскую почту от Азова до Валуек выставили на торги и продали полковнику Николаю Васильеву[9].

Одной из обязанностей валуйских ямщиков была доставка в Москву иностранных послов. Поскольку служащие не могли гарантировать их безопасность, Пётр I приказал поселить казаков, переведённых с Хопра и Медведицы, вдоль дороги Азов — Валуйки — Острогожск, «чтобы оба пути впредь были населены и жилы»[11]. Известно, что ямщики также занимались доставкой почтовых грузов[10]. Когда в 1696 году российская армия осадила Азов, царь продолжал изучать морское дело, для чего ему требовались навигационные приборы и другие инструменты[10]. Вскоре их доставили валуйчане, однако хрупкое оборудование пострадало от сильной тряски, на что царь пожаловался в письме Андрею Кревету, предложив в следующий раз отправлять такие посылки не по земле, а по воде, чтобы избежать возможных поломок[7].

Кроме всего прочего, Пётр I реформировал существующую ямскую гоньбу, предварительно отправив в Валуйки офицера Василия Бочарова, чтобы он проверил состояние почтовых перевозок[11]. Было решено, что почтовыми перевозками займутся «городские и посадские люди», а ямщики, в свою очередь, будут возить этих почтовых служащих от одной станции к другой[11]. Для новой системы в Валуйках был учреждён Почтовый стан, где почтовые служащие могли передавать друг другу письма и посылки, а ямщики — менять лошадей (смена должна была укладываться в полчаса)[11]. Разрядный Приказ, который теперь заведовал почтовыми перевозками, платил ямщикам жалование и снабжал их форменной одеждой: зелёными кафтанами, шубами, валенками. Помимо государственной корреспонденции отныне можно было за определённую плату отправлять и частную[11].

Упадок ямской гоньбы

После смерти Петра I почтовое сообщение пришло в упадок. Ямщики разбегались от непосильной работы[12]. В 1723 году в Валуйках была основана так называемая «скорая верховая гоньба» для пересылки срочной корреспонденции в уездные города[12]. В 1769 году Никита Панин предложил передать Воронежскую, Белгородскую и Киевскую ямскую гоньбу в управление Московскому почтамту[12]. В 1770 году, во время русско-турецкой войны, солдаты, вернувшиеся с поля боя в Воронежскую губернию, принесли с собой чуму. Чтобы предотвратить развитие эпидемии, корреспонденцию во всех уездах губернии, включая Валуйский уезд, окуривали «курительным порошком», при этом посылки проходили дополнительный карантин, оказавшись в Серпухове[12]. Эта практика продолжалась до 1773 года[12]. В конце XVIII и начале XIX веков в уезде появился ещё один вид доставки — «пешая почта», чья суть заключалась в том, что почтальоны доставляли письма пешком в близлежащие поселения[12]. При императоре Николае I ямскую гоньбу постепенно вытеснила регулярная почта: в 1857 году гоньбу окончательно ликвидировали, и ямщиков перевели в разряд государственных крестьян[12]. Одновременно разрешалось владеть частной почтой, чем занимались крестьяне, особенно зимой[12].

Земский период

Бывшая конно-почтовая станция по адресу Малый переулок, 4[13]

В 1865 году — в рамках земской реформы, одной из либеральных «великих реформ» Александра II — в Валуйском уезде была создана система местного самоуправления. Земству поручили заниматься почтой наряду с народным образованием и дорогами. Два раза в неделю земские почтальоны ездили по сёлам Валуйского уезда, чтобы собрать почтовую корреспонденцию и затем передать её валуйской почте[14]. Почтовые станции были открыты в Вейделевке и в Борисовке, затем — в Уразово и Больших Липягах[14]. Решение об открытии очередной почтовой станции земством принималось самостоятельно исходя из своих нужд[15]. Хотя основные денежные вложения при обустройстве станции поступали от органов местного самоуправления, в этой деятельности могли принять участие и жертвователи[15]. Благотворителю было нужно внести единовременно 195 рублей, чтобы стать арендатором и чтобы земство предоставило ему определённые льготы на следующие три года после открытия почты, например, бесплатные дрова для отопления станции[16]. Сдача почтовых отделений в аренду частным лицам была распространённым способом уменьшить издержки, поскольку арендатор сам решал, будет ли он строить отдельное здание или разместит почту на дому[16]. Как следствие, надомные почтовые отделения в Валуйском уезде пользовались популярностью[16]. Кроме того, ежегодно с аукциона продавали и саму земскую почту[14].

С 1830 по 1867 годы в Валуйках было всего два служащих: почтмейстер и его помощник, зарабатывавшие соответственно 171 рубль 42 копейки и 114 рублей 28 копеек в год. Однако уже в 1867 году на службе состояли почтмейстер с жалованием в 400 рублей, помощник с жалованием в 300 рублей и сортировщик, который ежегодно получал 250 рублей[16]. Изначально посылки и письма принимал почтмейстер, но вскоре в центре города повесили первый почтовый ящик жёлтого цвета, поскольку почтмейстер, по-видимому, не успевал вести приём корреспонденции из-за графика работы с 8 до 12 часов дня[14]. Корреспонденцию из почтового ящика доставали раз в сутки. Письма отправлялись из Валуек четыре раза в неделю, тогда как посылки и пакеты — два раза[16]. К концу XIX века, когда почтовые перевозки стали более интенсивными, приём почты вёлся уже с 8 часов утра до 20 часов вечера, и даже в праздничные дни почта работала по три часа[17]. Количество почтовых ящиков увеличилось до двух, и письма из них доставали три раза в день[17]. Почту из Валуек перевозили железнодорожным транспортом или на тройке лошадей в сопровождении почтальона, который был вооружён шестизарядным револьвером и шашкой[18]. Изначально почтальоны возили корреспонденцию на дальние расстояния вплоть до Ставрополя, но впоследствии от таких длинных поездок отказались: максимально удалённым пунктом доставки стала слобода Давыдовка Воронежской губернии[18].

Газета «Рада» сообщала об ограблении почты в слободе Уразово 8 (21) февраля 1908 года[19].

Примерно в 1907 году в Казацкой слободе на городской окраине построили ещё одну конно-почтовую станцию[13]. В главном деревянном здании, обложенном кирпичом, располагались квартиры для служащих, тогда как лошади содержались в конюшне во дворе, которая сохранилась до сегодняшнего дня и используется в качестве сарая[20]. В 1912 году в Валуйском уезде насчитывалось шесть почтовых станций со 172 лошадями, каждая из которых к 1914 году ежегодно находилась в работе 297 суток и проезжала 4523 версты[14]. Были открыты станции в сёлах Белый Колодезь и Малакеево (ныне располагаются в Вейделевском районе), при этом их общее число предполагалось довести до 15 штук[14]. Перед началом Первой мировой войны земство приобрело два автомобиля, каждый из которых обошёлся ему в 5000 рублей, и бензин на 1000 рублей для того, чтобы модернизировать почтовые перевозки. Предполагалось, что два шофёра будут получать жалование в 900 и 1000 рублей, однако служащие не успели воспользоваться автомобилями[14].

Во время войны почта страдала от перегрузок «ввиду особых условий доставки» посылок, адресованных в действующую армию, о чём 27 апреля (10 мая1916 года сообщил в уездной газете начальник Валуйской почтово-телеграфной конторы[21]. «Во избежание получения посылок адресатами в разбитом виде» почта настоятельно рекомендовала местным жителям «заделывать такие посылки самым тщательным образом и притом в крепкие и прочные ящики или в оболочку из крепкого и плотного холста, дерюги, полотна»[21].

Телеграф

Дом связи, введённый в эксплуатацию в 1970 году, где располагались телеграф, почта и АТС

Первую телеграмму из Валуек в Воронеж отправили 19 ноября 1874 года с помощью приобретённого валуйской почтово-телеграфной станцией аппарата системы Морзе[18][22]. Постепенно Валуйки связывали с другими населёнными пунктами. Например, в 1879 году была построена телеграфная сеть, связавшая город с Ростовом-на-Дону[22]. Уже к 1883 году помимо Валуек телеграфная станция имелась в слободе Уразово[22]. В том же году Валуйки приняли 7000 телеграмм, выручив 1734 рубля 64 копейки и став таким образом седьмой в Воронежской губернии станцией по доходам[23]. В 1884 году станцию перевели на постоянный ток[23]. Первоначально телеграф в Валуйках обслуживали всего два человека: начальник линии и начальник телеграфной станции[23].

Во время гражданской войны многочисленные шайки и банды уничтожали телеграфные столбы. В итоге, к 1925 году Валуйки остались без телеграфа[24]. Его пришлось восстанавливать, заменяя устаревшее оборудование. К 1928—1929 годам властям удалось наладить устойчивую связь с Воронежем, Ростовом-на-Дону и Острогожском[24].

Однако с началом Второй мировой войны город снова остался без телеграфа: в момент наступления немецких войск в 1942 году советская армия увезла часть оборудования, которое затем пропало по дороге к Дону[25]. Оккупанты разрушили то, что не успели забрать солдаты во время эвакуации[25]. После освобождения города в начале 1943 года телеграфную связь быстро восстановили, используя в том числе трофейное оборудование. Было налажено телеграфное сообщение с Курском и Воронежем, а к концу года — с Харьковом[25]. Через пять лет после окончания войны объём переданных телеграмм увеличился в полтора раза в сравнении с довоенным уровнем[26]. В послевоенный период станция получила новые аппараты — телетайпы, благодаря которым появилась возможность более оперативно отправлять государственные сообщения и «молнии»[26].

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Щербаченко В. И., 1999, с. 10.
  2. Чепухин А. Г., 2014, с. 198.
  3. 3,0 3,1 Щербаченко В. И., 1999, с. 9.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 Щербаченко В. И., 1999, с. 7.
  5. Чепухин А. Г., 2014, с. 185.
  6. Чепухин А. Г., 2014, с. 174.
  7. 7,0 7,1 Петр I, 1887, с. 75.
  8. Щербаченко В. И., 1999, с. 12.
  9. 9,0 9,1 9,2 9,3 Щербаченко В. И., 1999, с. 13.
  10. 10,0 10,1 10,2 Щербаченко В. И., 1999, с. 14.
  11. 11,0 11,1 11,2 11,3 11,4 Щербаченко В. И., 1999, с. 15.
  12. 12,0 12,1 12,2 12,3 12,4 12,5 12,6 12,7 Щербаченко В. И., 1999, с. 16.
  13. 13,0 13,1 Ильина Евгения, 2017, с. 3.
  14. 14,0 14,1 14,2 14,3 14,4 14,5 14,6 Щербаченко В. И., 1999, с. 17.
  15. 15,0 15,1 Щербаченко В. И., 1999, с. 21.
  16. 16,0 16,1 16,2 16,3 16,4 Щербаченко В. И., 1999, с. 22.
  17. 17,0 17,1 Щербаченко В. И., 1999, с. 22—23.
  18. 18,0 18,1 18,2 Щербаченко В. И., 1999, с. 23.
  19. Рада, 1908, с. 4.
  20. Ильина Евгения, 2017, с. 9.
  21. 21,0 21,1 О посылках воинам, 1916, с. 14.
  22. 22,0 22,1 22,2 Щербаченко В. И., 1999, с. 26.
  23. 23,0 23,1 23,2 Щербаченко В. И., 1999, с. 27.
  24. 24,0 24,1 Щербаченко В. И., 1999, с. 28.
  25. 25,0 25,1 25,2 Щербаченко В. И., 1999, с. 29.
  26. 26,0 26,1 Щербаченко В. И., 1999, с. 30.

Литература