Масонство в России
Масонство в России — масонские организации и масоны, которые находились и находятся в России с 1731 года по наши дни. Русское масонство преследовало гуманистические и просветительские цели, больше внимания уделяло этическим вопросам. Фактически оно представляло собой более духовное сообщество людей, единых в стремлении способствовать процветанию своего отечества и просвещённости людей живущих в нём.
В XVIII веке
Масонство в России появилось в первой половине XVIII века. В масонских легендах основателями масонства в России часто называют Петра I и его соратников Франца Лефорта и Патрика Гордона. Эта версия, однако, не имеет документального подтверждения[1].
Первое достоверное упоминание о появлении первой масонской организации в России относится к 1731 году, когда великий мастер Великой ложи Англии, лорд Ловель назначил капитана Джона Филипса провинциальным великим мастером для России[2]. Широкое распространение масонства в России началось с основания нескольких масонских лож генералом русской службы Джеймсом Кейтом в 1740-х годах. В документах Великой ложи Англии указывается, что в 1741 году он был назначен провинциальным великим мастером для России. Первоначально большинство членов русских лож были иностранцами — офицерами на русской службе и купцами, но вскоре стало расти и число масонов русских по рождению. В 1750-х годах в Санкт-Петербурге работала ложа под руководством графа Воронцова.
Впервые правительство Российской Империи обратило внимание на масонов в 1747 году. Есть известие о существовании в Санкт-Петербурге ложи «Молчаливость», в Риге — «Северной звезды», в 1750 году. В 1756 году существовала петербургская ложа, где мастером ложи состоял граф Р. И. Воронцов, а членами — преимущественно молодые гвардейские офицеры, многие со значимыми впоследствии для истории именами: князь М. М. Щербатов, И. Н. Болтин, А. П. Сумароков и другие. Тогда уже масоны были под надзором правительства и «внушали панический страх» обществу. Вместе с тем, по преданию, император Пётр III учредил масонскую ложу в Ораниенбауме и подарил дом Санкт-Петербургской ложе «Постоянство». В 1762 году существовала в Санкт-Петербурге ложа «Счастливого согласия», признанная в 1763 году берлинской Великой национальной материнской ложей «Три глобуса». Во время розыска по делу В. Я. Мировича у его сообщника, поручика Великолуцкого полка, нашли отрывок масонского катехизиса (первая русская рукопись франкмасонов). В 1766 году существовала в Архангельске ложа «Святой Екатерины». В 1770 году открыта в Санкт-Петербурге великая провинциальная ложа. С этого года появляются систематические записи по истории масонства. По суждению Елагина, франкмасонство в России до 1770 года не носило серьёзного характера: Обращали внимание на обрядовую сторону, слегка благотворили, занимались пустыми спорами, оканчивавшимися иногда празднествами Вакха.
Елагинские масонские ложи
В 1770 году Иван Перфильевич Елагин получает разрешение от берлинской ложи «Роял Йорк» на открытие первой в России провинциальной великой ложи и становится её великим мастером. В 1772 году Елагин обращается в Первую великую ложу Англии и вторично получает разрешение на открытие ПВЛ. Ему присылают Конституцию Андерсона и патент провинциального великого мастера[3]. Кроме самого Елагина в возглавляемую им провинциальную великую ложу в Санкт-Петербурге входили такие известные в то время масоны, как граф Р. И. Воронцов (наместный мастер), генерал-майор А. Л. Щербачев, князь И. В. Несвицкий и другие. Под управлением великой ложи, возглавляемой Елагиным, в первой половине 70-х годов XVIII века работало 14 лож:
- Ложа «Муз» (мастер Елагин, Иван Перфильевич),
- Ложа «Урании» (мастер Лукин, Владимир Игнатьевич),
- Ложа «Беллоны» (Несвицкий, Иван Васильевич),
- Ложа «Астреи» (Дубянский, Яков Фёдорович),
- Ложа «Марса» (Яссы, мастер Мелиссино, Пётр Иванович),
- Ложа «Минервы» (барон Гартенберг),
- Ложа «Скромности» (Санкт-Петербург),
- Ложа «Клио» (Москва),
- Ложа «Талии» (Москва-Полоцк),
- Ложа «Равенства» (Москва-Санкт-Петербург),
- Ложа «Екатерины» (Архангельск),
- Ложа «Трёх подпор» (Архангельск),
- Ложа «Эрато» (Санкт-Петербург),
- Ложа под управлением Р. И. Воронцова (Владимир).
Общее число членов елагинских лож составляло приблизительно 400 масонов.
Елагин развил активную деятельность как в распространении франкмасонства, так и в его благоустройстве. Вследствие этого, система господствовавшая в ложах от него зависимых, называлась «Елагинской»; она была сначала скопирована с английской, а потом к ней примешались влияния других систем.
Благодаря исследованиям академиков А. Н. Пыпина и П. П. Пекарского, известны многие подробности работы, осуществлявшейся в елагинской системе лож, и её отличий от других систем. Академиком Пекарским были найдены подлинные ритуалы, переведенные Елагиным с актов ложи «Аполлона». Особенность их, в сравнении со старинными английскими, которые можно найти в книгах «Иоакин и Боаз, или подлинный ключ к двери франкмасонства старого и нового» (1762 год), и «Три сильных удара, или дверь древнейшего франкмасонства, открытая для всех людей», заключается в так называемом «Пути», или «мытарствах» новопоступающего во время приёма: допускаются устрашающие эффекты в виде брата в «окровавленной срачице», устремленных против него шпаг, «смешения крови… с кровию братиев наших». Ещё больше эффектов показано в церемонии возведения брата в степень мастера, хотя все же эти «прикрасы» проще, чем о том говорится в донесении М. М. Олсуфьева о масонах при императрице Елизавете Петровне. Эти «прикрасы», однако, скоро распространились и в Англии, так что здесь ещё нет отличия елагинской системы от староанглийской. Елагин стремился удержать три первоначальных степени — «ученика, товарища и мастера», и если он и принял впоследствии четыре высших, рыцарских степени, то они не играли большой роли, а были просто почетные[4]. Сам Елагин в § 12 своих «Бесед» относится отрицательно к увеличению числа степеней: Не уповайте новых орденских степеней, ниже суетных украшений.
В книге «Обряд принятия в мастера свободные каменщики», помещены установленные Елагиным правила для приуготовления новичка к принятию в ложу. Эти правила, в связи с «Уставом, или правилом свободных каменщиков», а также с «Беседами» Елагина, в общих чертах определяют отдельные пункты его системы со стороны содержания. Первая цель ордена согласно Елагину: Сохранение и предание потомству некоторого важного таинства от самых древнейших веков и даже от первого человека до нас дошедшего, от которого таинства может быть судьба целого человеческого рода зависит, доколе Бог благоволит ко благу человечества открыть оное всему миру.
Сохранение и передачу этой тайны мы находим и в древнем английском масонстве, например в «Apologie pour l’ordre de F.-M.» (1742 год). Вскоре эту тайну, которая, по объяснению старых масонов, была «тайной братской любви, помощи и верности», стали эксплуатировать в самых разнообразных формах, «от заговора в пользу Стюартов вплоть до дикой алхимии и нелепого колдовства». Несомненно, что и Елагин понимал эту тайну в мистическом духе: он искал «сладкого и драгоценного древа жизни, которого мы с потерянием едема лишены стали». Если мы обратимся к тем источникам, из которых он черпал своё вдохновение своим идеям, то увидим, что они все весьма загадочные, по-видимому, зачастую всё того же розенкрейцерского происхождения.
Согласно исследованиям академика А. Н. Пыпина, у Елагина был наставник в масонской премудрости — некий Эли, «в знании языка еврейского и каббалы превосходный, в теософии, в физике и химии глубокий». Как пишет Пыпин, этот Эли был розенкрейцером; книга его «представляет весьма характерный образчик розенкрейцерского, мнимо глубокого теологического и алхимического вздора». Существует ещё известие на страницах дневника некоего немца-розенкрейцера, найденного академиком П. П. Пекарским в бумагах Елагина, что Елагин «хотел выучиться от Калиостро делать золото». Из другого источника[5] мы знаем, что Елагин был близок с Калиостро, и что секретарь его дал Калиостро пощечину, может быть, за обман насчет делания золота. Этим, вероятно, объясняется позднейшая ненависть Елагина к делателям «мечтательного золота». Второй основной пункт елагинской системы, наиболее ценный для русского общества — необходимость самопознания и нравственного самоусовершенствования и исправления всего человеческого рода. Елагинская система была чужда политики: об этом говорится в бумагах Елагина, на это указывал Новикову и Рейхель. Вообще, Елагину не удалось построить систему, которую можно было бы выставить в противовес тем «вольтерьянским взглядам», против которых боролось масонство. Серьёзные этические, религиозные, отчасти и социальные вопросы оказались не под силу тогдашней научно-критической мысли[6].
Устав Циннендорфа
В начале 1770-х годов альтернативной Елагинской масонской системе лож, стала так называемая «Шведская» или «Циннендорфова система», основанная приехавшим в Россию из Берлина в 1771 году бывшим гофмейстером Браунгшвейгского двора П. Б. Рейхелем. В 1772—1776 годах Рейхель основал несколько лож:
- Ложа «Аполлона» (Санкт-Петербург),
- Ложа «Гарпократа» (Санкт-Петербург),
- Ложа «Аполлона» (Рига),
- Ложа «Изиды» (Ревель),
- Ложа «Горусы» (Санкт-Петербург),
- Ложа «Латоны» (Санкт-Петербург),
- Ложа «Немезиды» (Санкт-Петербург)
- Ложа «Озириса» (Санкт-Петербург — Москва).
Елагин и члены его лож относились к новой системе отрицательно и, как видно из протоколов ложи «Урания», не допускали к себе лиц, не отрекшихся от Рейхеля. Однако, сохранить чистоту своей первоначальной системы Елагину не удалось: в итоге он начал работать, кроме прежних трёх степеней «Иоанновского масонства», ещё в четырёх высших рыцарских степенях. В 1775 году в ложу «Астрея» елагинской системы, был принят сразу в третью, мастерскую степень знаменитый Николай Иванович Новиков. В это время собрания масонские происходили уже публично, не возбуждая подозрений. О характере тогдашнего масонства мы знаем из отзывов Новикова. Он говорит, что ложи занимались изучением этики и стремились к самопознанию, сообразно с каждой степенью; но это его не удовлетворяло, хотя он и занимал высшую степень. Новиков и некоторые другие масоны искали другой системы, более глубокой, что и привело к соединению, против воли Елагина, большинства елагинских лож с рейхелевскими. Случилось это в 1776 году, после переговоров между членами елагинских и рейхелевских масонских систем. Ложи объединились в единую систему[7], и стали называть себя «Соединённые». От 3-го сентября 1776 года они признали себя подчиненными Великой ложе Берлина «Минерва».
Кроме прежней елагинской системы, и системы «Соединенных», существовала ещё по рейхелевской системе ложа Розенберга-Чаадаева, которая не пожелала соединиться с елагинцами. Главную роль в тогдашнем франкмасонстве в России играл Рейхель, стремившийся удержать русских франкмасонов от тамплиерства или, как его ещё называли системы «Строгого соблюдения». Союз Елагина с Рейхелем на время оживил петербургских франкмасонов и теснее связал их с Москвой. Однако, вышедшая в 1775 году книга «О заблуждениях и истине» Луи Клода де Сен-Мартена, имевшего огромное влияние на умы русских масонов того времени, вызвала новое движение среди франкмасонов и стремление завязать более близкие сношения с иностранными ложами. Это произвело раскол в русском франкмасонстве. По совету Рейхеля, многие ложи присоединились, через посредство князя Куракина и князя Гагарина, к Швеции. Сам Рейхель, а также петербургская ложа, где поместным мастером был Новиков, и московская ложа князя Η. Η. Трубецкого остались верны Елагину. Таким образом в России стали существовать две системы: рейхелевско-елагинская и Шведская (Циннендорфская). В 1777 году приезжал в Петербург шведский король, стоявший вместе со своим братом во главе шведских масонов; он посетил собрания франкмасонов и посвятил в масонство великого князя Павла Петровича[8].
В 1778 году московская ложа князя Η. Η. Трубецкого присоединилась к Шведской системе; к ней примкнул и Николай Иванович Новиков. Ложа, членом которой он являлся, в 1779 году закрылась, а сам он переехал в Москву. Этим закончилось господство елагинской системы.
Новиков и масонство в Москве
Новый этап в развитии русского масонства связан с Москвой, куда сместился центр деятельности русского масонства, и с именем Николая Ивановича Новикова, развернувшего в ней по переезде из Санкт-Петербурга широкую масонскую деятельность.
В то время в истории московского масонства играют главную роль две ярких личности — сам Новиков и Иоганн Шварц[9]. Они оба, особенно Шварц, способствовали тому, что масонство получило определенную структуризацию; они же широко развили просветительскую сторону масонства. Шварц содействовал Новикову во всех его предприятиях, давал советы, указывал книги для перевода, работал в университете и гимназии, задумал общество для распространения в России просвещения, которое и возникло официально в 1781 году под названием «Дружеского ученого общества»[10]. В Москве, кроме ложи князя Η. Η. Трубецкого, существовала также ложа Татищева, «Трёх римлян», которая влачила жалкое существование. В 1780 году была открыта, по настоянию Новикова, тайная сиентифическая ложа «Гармония», из 9 членов — братьев внутреннего ордена, жаждавших истинного масонства и не сочувствовавших партийности. В 1781 году, по предложению Шварца, руководители существовавших лож, не изменяя их организации, соединились в «Гармонии». Тогда же решено было отправить Шварца за границу для устройства масонских дел, так как Швеция вызывала общее недовольство. Результат поездки был следующий: русское франкмасонство признано было независимым от Швеции и получило организацию «теоретического градуса», по которому братья могли получать новые познания, а также обещание содействия для устройства из России самостоятельной «провинции» и приглашение на Вильгельмсбадский конвент в июле 1782 года. Все это было санкционировано великим мастером шотландских лож в Германии, герцогом Фердинандом Брауншвейгским. Система осталась старая, нелюбимая Новиковым Строгое соблюдение. Шварц был объявлен кем-то вроде диктатора, в качестве единственного верховного предстоятеля теоретической степени соломоновых наук в России, с правом передачи этой степени другим в том числе и Новикову, но со строгим отбором. Кроме того, Шварц, сдружившийся с Вёльнером, привез от него «Познания розенкрейцерства» и право основать из избранных орден «Злато-розового креста».
16 июля 1782 года собрался Вильгельмсбадский конвент, под председательством герцога Фердинанда Брауншвейгского. На конвенте присутствовали представители масонских лож Франции, верхней и нижней Германии, Австрии и Италии; Россия также имела представительство. На конвенте Россия, «во внимание к её обширному пространству и к большому числу лож, ревностно в ней работавших», была признана за восьмую провинцию ордена. По решению конвента, русское масонство организовалось следующим образом:
- В капитуле: провинциальный великий мастер — вакансия (по всей вероятности, оставлена для великого князя Павла Петровича);
- Приор — П. А. Татищев;
- Декан — князь Ю. Н. Трубецкой;
- Генеральный визитатор — князь Н. Н. Трубецкой;
- Казначей — Н. И. Новиков;
- Канцлер — И. Шварц;
- Генеральный прокуратор — князь А. А. Черкасский.
В директории для исправления текущих дел: президент — Н. И. Новиков; члены — В. В. Чулков, И. П. Тургенев, Я. Шнейдер, Ф. П. Ключарёв и Г. П. Крупенников.
Две ложи были признаны высшими материнскими ложами. Мастерами в степени теоретического градуса Соломоновых наук были в ложе «Коронованного знамени» — П. А. Татищев, в ложе «Латоны» — князь Н. Н. Трубецкой. Петербургские ложи в общение с Москвой не вступали и заметно падали. В 1782 году составился орден «Злато-розового креста», под начальством Шварца; членами ордена были: Н. И. Новиков, князья Трубецкие, Кутузов, Александр Михайлович, Лопухин, Тургенев, Чулков, Херасков. Началась серьёзная масонская работа, как в общих ложах, так и в ордене «Злато-розового креста». Здесь были пока низшие степени; члены занимались «познанием Бога через познание натуры и себя самого по стопам христианского нравоучения». В 1783 году в степень ложи-матери была возведена ложа «Озириса», с князем Н. Н. Трубецким во главе; место его в «Латоне» занял Н. И. Новиков. Вскоре появилась четвёртая ложа-мать — «Сфинкс», которая порвала сношения со Швецией и присоединилась к Новикову и Шварцу. Всех лож, объединившихся, насчитывалось в Москве до 20. Тогда же начались переговоры с Петербургом через Ржевского, результатом чего явилось учреждение в Петербурге ложи-матери; но к объединению это не привело, а дело ограничилось только формой.
В 1783 году по именным прошениям братьев состоялся приём их в состав главного розенкрейцерского братства и вместе с тем порвались — по примеру берлинской ложи «Трех глобусов», где главой был Вёльнер, — связи с герцогом Брауншвейгским; братья перестали интересоваться обрядовой стороной и занялись теоретическими вопросами. 1783 год является годом расцвета собственно масонской и общественной работы московского франкмасонства; в этом году возникли при Дружеском обществе типографии: две гласные и одна «тайная», для целей собственно розенкрейцерства.
В 1784 году скончался «живой пример и вождь на пути нравственного усовершенствования» — Шварц. Со смертью последнего не стало руководителя розенкрейцеров. Теден, товарищ Вёльнера, посоветовал учредить вместо одного руководителя директорию из Татищева, Новикова и Трубецкого, а затем избрать двух надзирателей, одного для русских, другого для иностранцев. В 1784 году директория была учреждена и были выбраны два надзирателя: Лопухин и, по совету Тедена, бывший член «Трех глобусов», подозрительная личность, приехавший ещё раньше в Россию барон Шрёдер. Позже Вёльнер назначил барона Шрёдера на место Шварца. Уже с 1783 года главы франкмасонов мало занимались общим масонством и всецело предались розенкрейцерству. Теперь через Шрёдера они получили иероглифические знаки, аллегорическую азбуку, по которой упражнялись в отыскивании таинств высших степеней, формы присяги, нелепой «мистической таблицы» и т. д. К этому времени относится распространение розенкрейцерства и в провинции — в Орле, Вологде, Симбирске, Могилеве.
В 1784 году из «Дружеского общества» выделилась «Типографическая компания», исключительно для печатания книг, из 14 членов, в том числе 12 франкмасонов. Вдохновителем этой компании был Н. И. Новиков. Дружеское общество и Типографическая компания выпустили множество книг, частью общего содержания, частью специально масонских. В том же году, по требованию комиссии народных училищ в Петербурге, были уничтожены некоторые учебники и запрещено печатание «Истории ордена иезуитов». В 1785 году к франкмасонству присоединились Карамзин и некоторые другие замечательные личности. Но развитию франкмасонства грозила сильная опасность. Императрица Екатерина II, относившаяся к нему подозрительно в последнее время, предписала произвести обыск в книжной лавке Н. И. Новикова и поручила митрополиту Платону испытать Новикова в Законе Божием и осмотреть изданные им книги. Новикова митрополит признал верным правилам церкви, но четыреста шестьдесят одно сочинение было опечатано.
В 1786 году было почти отнято от франкмасонов школьное и больничное дело; из четыреста шестидесяти одного подозрительных сочинений, шесть специализированно масонских — «Апология, или защищение В. К.» (вольных каменщиков), были уничтожены, а шестнадцать запрещено перепечатывать и продавать; франкмасонам было сделано строгое внушение относительно издания книг. Книги франкмасонов были признаны, вопреки мнению митрополита Платона, более вредными, чем книги французских энциклопедистов в общем, и Энциклопедия Дидро и Д’Аламбера в частности. Н. И. Новиков продолжал, однако, издавать книги франкмасонов. Между тем, король прусский Фридрих-Вильгельм II, ревностный масон и враг России, сделал Вёльнера своим советником; следовательно, русские франкмасоны оказались подчиненными советнику враждебной державы.
В 1787 году уехал навсегда за границу барон Шрёдер; по делам ордена поехал туда и Кутузов, Александр Михайлович. В этом же году особенно ярко проявилась филантропическая деятельность франкмасонов, помогавших голодавшему вследствие неурожая народу. К 1787 году относится начало попыток сближения между франкмасонами московскими и великим князем Павлом Петровичем. В том же году было запрещено печатать духовные книги иначе, как в духовных типографиях, что связывало руки компанейской типографии. Розенкрейцеры, предавшись работам четвёртой, высшей степени «Теоретического градуса», мало заботились о поддержании лож общемасонских, вследствие чего к 1789 году закрылись две ложи-матери, татищевская и гагаринская, а также собрания лож иоанновских трёх степеней и некоторые ложи в провинциях. Таким образом франкмасонство все больше концентрировалось в розенкрейцерстве. С приездом в Москву главнокомандующего, князя Прозоровского, деятельность франкмасонов стала окончательно подавляться, а сами они состояли под строгим надзором.
В 1791 году Типографическая компания была уничтожена.
В 1792 году были опечатаны книги, из которых двадцать продавались вопреки запрещению, а восемнадцать были изданы вовсе без разрешения; в то же время был арестован Н. И. Новиков. Заточение его в Шлиссельбурге продолжалось до 1796 года. Причина тяжкого наказания, постигшего Новикова, до сих пор неясна; её видят в сношениях его с великим князем Павлом Петровичем. Это тем вероятнее, что приговор относительно остальных франкмасонов, называемых иначе мартинистами, был довольно снисходителен: князь Трубецкой и Тургенев были высланы в дальние их деревни, с запрещением выезда; Лопухину разрешено было остаться в Москве. Прочие розенкрейцеры были только «потревожены». Проживавшим за границей за счёт франкмасонов студентам Невзорову и Колокольникову грозила ссылка в Сибирь, но по болезни они попали в больницу, где Колокольников умер, а Невзоров был помещён в дом умалишенных. Книготорговцы, имевшие у себя в продаже запрещенные книги, были помилованы. Франкмасоны на время замолкли. В целом, императрицей были предприняты обыкновенные для всякой власти действия по ликвидации идеологической конкуренции и уменьшении общественной опоры на традиционные ценности и усилении его революционности (по её выражению: «разврата»). Вместе с тем, она неоднократно высказывалась относительно того, что по её мнению франкмасонами и мартинистами декларировался «ложный пафос» и «нарочитая духовность». Причём, в первую очередь, это относилось именно к Новикову, что очевидно и определило меру его наказания.
В царствование Императора Павла I франкмасоны отчасти оправились от удара, нанесенного им императрицей Екатериной II, что впрочем не свидетельствует о симпатиях к ним императора, но было проделано демонстративно, в пику правлению его матери. Павел приказал освободить Н. И. Новикова из заточения, снял надзор с Лопухина, разрешил свободное проживание повсюду Татищеву и Трубецкому, велел освободить Невзорова и послать его к Лопухину в Москву, наградил многих франкмасонов, ненадолго приблизил к себе Новикова и Лопухина, но возобновить орден вольных каменщиков не разрешил. Только в царствование Императора Александра I начинается некоторое оживление масонства, во главе которого стояли сначала Лопухин с Ковальковым и Невзоровым, а затем Α. Ф. Лабзин.
В XIX веке
Великая ложа «Астрея»
Согласно циркулярному письму от 30 сентября 1815 года, все великие ложи Европы были уведомлены об образовании на Востоке Санкт-Петербурга «Великой ложи Астрея». Была она образована по примеру Великой ложи Англии, и также выступили её учредителями четыре ложи: «Пётр к истине», «Палестина» в Петербурге, «Изида» в Ревеле и «Нептун к надежде» в Кронштадте. Великим мастером Великой ложи «Астрея» стал граф Василий Валентинович Мусин-Пушкин-Брюс[11].
В 1817 году в европейские великие ложи было разослано второе циркулярное письмо — Свод законов. Цель союза лож, входивших в состав ВЛ Астреи, была сформулирована в учредительных документах следующим образом:«Усовершенствовании благополучия человеков исправлением нравственности, распространением добродетели, благочестия и неколебимой верности государю и отечеству и строгим исполнением существующих в государстве законов… Эта новая великая ложа приняла представительную форму правления и отмела у себя все высшие степени, так что в состав её вошли только представители её четырёх иоанновских лож.»
ВЛ Астрея избрала Шведскую систему, приняв за правило, что каждая из её лож в праве была выбрать себе любую из существующих на тот момент в Европе масонских систем. С целью более эффективного привлечения на свою сторону масонов из других лож, ВЛ Астрея гарантировала им право свободного избрания своих должностных лиц и свободное распоряжение своими финансами. Всякие поборы с мастерских, которые практиковались прежде были отменены, за исключением сборов на благотворительные нужды[11]. Система, к которой обратился в поисках истинного масонства идеолог создания союза Е. Е. Эллизен, была так называемая Шрёдерова система, названная так в честь известного реформатора масонства — Фридриха-Людвига Шрёдера (1744—1810)[11].
Организационная структура, порядок и характер работ нового союза подробнейшим образом были регламентированы в «Уложении Великой ложи Астрея». Первые 16 пунктов его были приняты братьями 13 августа 1815 года. Работа над уложением продолжилась после принятия его. 20 августа того же года к документу прибавилось ещё 156 параграфов. 20 января 1816 года число параграфов увеличилось до 389. В результате число параграфов «Уложения» составило 561. «Уложение Великой ложи Астрея» было рассчитано всего на 6 лет. Это означало, что братья отнюдь не намеревались останавливать свою законотворческую реформаторскую деятельность. Е. А. Кушелев писал в связи с этим:«Потом ещё сочинили под названием „Прибавление к книге законов“, присовокупляя к сему последнему ещё и разные дополнения. Что утвердили подписанием: первое дополнение — 14 октября 1816 года, второе дополнение — 14 апреля, третье — 21 апреля 1817 года и, наконец, четвёртое — 24 марта 1818 года». Таким образом, руководители Астреи демонстрировали братьям свою приверженность курсу реформ в возглавляемом ими масонском сообществе.
Проводимые реформы Астреи привели к отпадению от Великой провинциальной ложи «Владимир к порядку» и переход в Астрею лож «Пламенеющая звезда» и «Соединённые друзья». Особенно влиятельной среди них была последняя, среди членов которой в 1816 году значились имена гвардейских офицеров Грибоедова, Чаадаева, Норова, Бенкендорфа, Пестеля и ряда других.
1 августа 1822 года последовал высочайший рескрипт Александра I на имя управляющего министерством внутренних дел графа В. П. Кочубея «О уничтожении масонских лож и всяких тайных обществ». «Все тайные общества под какими бы они наименованиями не существовали, как то: масонские ложи или другими — закрыть и учреждения их впредь не дозволять»[11][12].
Реестр Великой ложи Астрея насчитывал к моменту закрытия 1404 масона, которые были объединены в 19 лож. Соперница ВЛ Астреи — Великая провинциальная ложа «Владимир к порядку» насчитывала всего 7 лож и 230 масонов.
11 августа 1822 года В. В. Мусин-Пушкин-Брюс известил петербургского военного генерал-губернатора, что Великая ложа Астрея и восемь зависящих от неё в Петербурге масонских лож отныне закрыты[13].
В начале XX века
Первые ложи в России, после их запрета в 1822 году, начинают вновь открываться в 1905 году. Эти ложи открывают Великий восток Франции и Великая ложа Франции. Первые ложи учреждаются в Санкт-Петербурге и Москве. Известными ложами о которых сохранилась достоверная информация были: «Возрождение»[14], «Северное сияние»[15], «Полярная звезда» и «Астрея», которые были открыты под эгидой Великого востока Франции. А также ложа «Феникс»[16], которая была открыта в двух городах Москве и Санкт-Петербурге под эгидой Великой ложи Франции. Ложи были немногочисленны, так в ложах «Возрождение», «Северное сияние», «Полярная звезда» и «Астрея» насчитывалось около 94 масонов. Информация о ложе «Астрея» весьма скупа. Известно, что ложа работала в 1916—1917 годах, в Москве и Санкт-Петербурге, и вероятно по ДПШУ. В 1908 году для работ в дополнительных степенях ДПШУ был открыт капитул «Астрея», работы в котором проводились с 4 по 18°[17]. Ложи Великого востока Франции были закрыты в 1910 году, после появления парамасонской политической организации Великий восток народов России (ВВНР). Причиной закрытия лож стал переход 37 (из 94) членов лож ВВФ в ВВНР. И поскольку ВВНР заявил о разрыве отношений с иностранными масонскими организациями, то целесообразность нахождения лож ВВФ в Российской Империи потеряла свою актуальность. Ложи Великой ложи Франции вероятно проработали до 1917 года и после были запрещены[18].
Великий восток народов России
Как пишет историк масонства В. С. Брачёв, в 1910 году, членами лож Великого востока Франции начинают образовываться ложи, которые к 1912 году составили основу новой организации, получившей название «Великий восток народов России»[19].
«Великий восток народов России» (ВВНР) был создан на учредительном съезде в Москве летом 1912 года. Характерным отличием лож ВВНР от лож ВВФ являлась отмена ряда обязательных пунктов в работе масонских лож. Такими пунктами стали: упразднение степени подмастерья, упрощение ритуалов, написание политических программ вместо зодческих работ, обсуждение политических вопросов на собраниях, работа не во имя Прогресса, как в ложах Великого востока Франции, а политическая активность в Государственной думе[11][13]. Ложи ВВНР носившие название «масонские» таковыми не являлись, а члены ВВНР не признавались масонами Великим востоком Франции и другими масонскими организациями, а считались политическими кружками. Это привело в будущем часть бывших членов ВВНР, когда после Октябрьской революции 1917 года они покинули Россию, к прохождению ими заново ритуала масонского посвящения[11][13].
Руководящей структурой ВВНР был верховный совет, во главе которого стоял генеральный секретарь, а не великий мастер, как в масонских великих ложах. Первым генеральным секретарем Верховного совета ВВНР был Н. В. Некрасов, с 1913 по 1914 годы А. М. Колюбакин, левый кадет, далее на пост руководителя организации вернулся Н. В. Некрасов, а начиная с Конвента 1916 года — эсер А. Ф. Керенский. После того, как А. Ф. Керенский стал во главе Временного правительства России, в июле 1917 года, пост руководителя ВВНР перешёл к управляющему делами Временного правительства меньшевику А. Я. Гальперну.
ВВНР объединял несколько десятков лож, приблизительно от 5 до 25 человек каждая. Ложи создавались по территориальному принципу. В ВВНР было несколько специальных лож — «Военная», «Литературная», и думская ложа «Роза». Численность членов ВВНР составляла около 400 человек. ВВНР прекратил свою деятельность после революции 1917 года[18].
-
Некрасов Н.В.
-
Колюбакин А.М.
-
Керенский А.Ф.
В конце XX века
В 1990 году, с посвящения Георгия Дергачёва — первого масона в новейшей истории, началось возрождение масонства в России. 28 апреля 1991 года, в Москве, под эгидой Великого востока Франции была открыта первая масонская ложа. Всего было открыто, с 1991 по 1997 год, 6 лож ВВФ: «Северная звезда», «Свободная Россия», «Девять муз», «Северные братья», «Полярная звезда» и «Москва»[20]. С 1991 по 1993 год Великая ложа Франции открывает свои ложи. Ею были открыты 3 ложи: «Николай Новиков», «Сфинкс» и «Лютеция».
После перехода в Великую национальную ложу Франции Георгия Дергачёва и части масонов ложи «Северная звезда», в 1992 году Великая национальная ложа Франции начинает открывать свои ложи. В 1992-93 годах она открыла 4 ложи: «Гармония», «Лотос», «Новая Астрея», «Гамаюн»[21][22].
Когда в 1995 году проходит учреждение Великой ложи России, то отток масонов из лож ВВФ и ВЛФ усиливается, что приводит к закрытию почти всех лож ВВФ и ВЛФ на территории России.
6 июля 1996 года десять русских масонов ВЛР, посвящённых М. В. Гардером в высший, 33° Древнего и принятого шотландского устава, учредили Верховный совет России Древнего и принятого шотландского устава[18].
В 1996 году декретом великого мастера ВВФ были закрыты все ложи ВВФ на территории России. Ложа «Полярная звезда» ВВФ в 1997 году перешла в ВЛР[22]. До 1998 года также были закрыты ложи ВЛФ «Лютеция» и «Сфинкс». Ложа «Николай Новиков» продолжила свои работы под юрисдикцией ВЛФ.
В 1997 году ВВФ разрешил открыть новую ложу в России, ею стала ложа «Москва»[20]. В 1998 году было дано разрешение от ВВФ на возобновление работ ложи «Северная звезда».
С 1995 по 1999 годы Великая ложа России открыла 7 новых лож: «Аврора» № 5 (Москва, 1996 г.), «Полярная звезда» № 6 (Архангельск, перешла в полном составе из ВВФ в 1997 г.), «Юпитер» № 7 (Москва, 1997 г.), «Четверо коронованных» № 8 (Москва, 1998 г.), «Северное сияние» № 9 (Москва, 1998 г.), «Братская любовь» № 10 (Москва, 1998 г.), «Александр Сергеевич Пушкин» № 11 (Москва, 1999 г.).
В конце 1999 года в России было 12 лож ВЛР, 2 ложи ВВФ и 1 ложа ВЛФ[18].
В XXI веке
В 2000 году, во Владивостоке, Великой ложей России, была открыта ложа «Тихоокеанское побережье» № 12.
В 2001 году, Великой ложей России, были открыта ложи: «Фёдор Волков» № 14 (Ярославль), «Орион» № 15 (Москва), «Феникс» № 16 (Москва), «Изида и Озирис» № 17 и «Сер» № 18 (Москва).
В марте 2001 года, из Великой ложи России вышло около 100 масонов[23]. Из трёхтомника «История русского масонства в XX веке»[21] историка масонства А. И. Серкова следует, что из ВЛР ушли ложи: «Гармония», «Лотос», «Астрея», «Юпитер», «Орион»[18][24][25].
16 апреля 2001 года вышедшие провели свою первую ассамблею, после которой было объявлено о создании «Русской великой регулярной ложи» (РВРЛ). Согласно материалам словаря «Масоны», историка масонства С. П. Карпачёва[11][22], РВРЛ стала добиваться признания Объединённой великой ложи Англии и великих лож англо-американского союза[25][18][26][27].
В 2002 году, Великой ложей России, были открыты ложи: «Северные братья» № 19 (Мурманск), «Доблесть» № 20 (Москва), «Созвездие» № 21 (Москва), «Под тремя коронами» № 22 (Калининград) и «Альфа и Омега» № 23 (Новосибирск).
В 2003 году, Великой ложей России, в Москве, была открыта ложа «Дружба» № 24.
С 2003 по 2005 годы, в Санкт-Петербурге были созданы ещё три ложи Русской великой регулярной ложи: «Сфинкс», «Пеликан» и «Воскресенье». На основе четырёх лож («Астрея», «Сфинкс», «Пеликан» и «Воскресенье»), в 2005 году, в Санкт-Петербурге, под юрисдикцией РВРЛ, была создана «Великая провинциальная ложа Санкт-Петербурга»[18].
В 2004 году, Великой ложей России, в Москве, была открыта ложа «Белый рыцарь» № 25.
В 2005 году, Великой ложей России, в Москве, была открыта путешествующая ложа «Треугольник Хирама» № 26, которая планировалась как международная.
В 2006 году, Великой ложей России, в Москве, была открыта ложа «Цитадель» № 27.
В 2006 году ложа «Северная звезда» в связи с малочисленностью прекратила свои работы, а оставшиеся члены ложи перешли в ложу «Москва» (ВВФ).
В 2006 году Великой ложей России в Воронеже была открыта ложа «Святой Грааль» № 28, которая начала проводить свои работы по ритуалу Циннендорфа.
В 2007 году, в ходе проведения ассамблеи ВЛР, из неё вышли 30 масонов, членов лож «Гармония», «Лотос», «Феникс» и «А. С. Пушкин»[21][13]. В течение нескольких дней прошло объединение вышедших из ВЛР с членами РВРЛ. Новое объединение решило использовать название Великая ложа России, только добавила к нему уточнение: руководимая великим мастером А. С.[28]
В июне 2008 года, некоторыми членами «ВЛР руководимой великим мастером А. С.», было принято решение установить отношения с Великой ложей Франции и сменить название на Объединённая великая ложа России[29].
В 2008 году, Великой ложей России, в Сочи, была открыта ложа «Акация» № 29, а в Магнитогорске ложа «Форпост» № 30.
В 2009 году, Великой ложей России, в Екатеринбурге, была открыта ложа «Каменный пояс» № 31, а в Москве ложа «Франция» № 32, которая стала проводить свои работы по Французскому обряду.
В январе 2009 года в состав Объединённой великой ложи России вошли две харьковские ложи — «Геометрия» и «Феникс Украины».
В 2010 году, Великой ложей России, были открыты ещё две ложи, которые стали проводить свои работы по Французскому обряду, это ложи: «Муз» № 33 (Санкт-Петербург) и франкофонная «Совершенное согласие» № 34 (Москва).
В 2011 году, Великой ложей России, были открыты ложи: «Дельта» № 35 (Краснодар), «Фёдор Ушаков» № 36 (Саранск), «Клио» № 37 (Москва).
В 2012 году, Великой ложей России, была открыта ложа «Два орла» № 38 (Минск).
Летом 2012 года, братья ложи «Астрея» приняли решение о выходе из ОВЛР. 8 июня 2013 года, в Санкт-Петербурге, прошла инсталляция ложи «Астрея» под эгидой ВВФ. Ложе был присвоен № 6032 и был выдан патент на право проведения регулярных работ в юрисдикции Великого востока Франции[18].
В 2013 году, Великой ложей России, были открыты ложи: «Святой Давид — Строитель» № 39 (Тбилиси), «Леон Великий» № 40 (Сухуми), «Святая Тамара» № 41 (Тбилиси), «Арарагат» № 42 (Москва, Ритуал Эмулейшн), «Павел Павлович Демидов» № 43 (Екатеринбург) и «Золотой ключ» № 44 (Пермь).
В сентябре 2013 года, Масонским смешанным международным орденом Право человека в Москве была учреждена смешанная ложа «Новый свет» № 1989[30].
В 2014 году, Великой ложей России, были открыты ложи: «Александр Сергеевич Грибоедов» № 45 (Санкт-Петербург), «Череп и крест» № 46 (Нижний Новгород) и «Братская цепь» № 47 (Челябинск).
В 2015 году, Великой ложей России, были открыты ложи: «Георгий V Блистательный» № 48 (Тбилиси), «Джузеппе Гарибальди» № 49 (Москва, Восточный обряд), «Шипка» № 50 (Москва)[30].
Масонские организации в современной России
По состоянию на 2020 год в России представлены следующие масонские организации:
- Великая ложа России — около 700 братьев в 33 ложах[31];
- Объединённая великая ложа России[18] — неизвестно количество членов в приблизительно 5 действующих ложах;
- Великий восток Франции — около 100 братьев и сестёр в 4 ложах;
- Великая женская ложа Франции — около 30 сестёр в 1 ложе[18];
- Le Droit Humain — около 9 сестёр и братьев в 1 ложе[32].
См. также
Примечания
- ↑ Сергей Карпачев. Тайны масонских орденов. — М.: «Яуза-Пресс», 2007. — с. 29. — ISBN 978-5-903339-28-0
- ↑ Захаров В. Ю., Основные этапы развития масонства в России . Дата обращения: 21 февраля 2016. Архивировано 16 октября 2013 года.
- ↑ НП ИнфоРост. ГПИБ | Пыпин А. Н. Русское масонство : XVIII и первая четверть XIX в. - Пг., 1916. . elib.shpl.ru. Дата обращения: 4 февраля 2016. Архивировано 6 апреля 2017 года.
- ↑ Лонгинов, Михаил Николаевич «Новиков и московские мартинисты. 1867»
- ↑ Вейдемейер, «Двор и замечательные люди в России», ч. 1, стр. 197, 198
- ↑ Романченко Н. Ф. Материалы по масонству в России. — Б. м., б. г., с. 61; Серков А. И. 250 лет масонства в России. — М., 1993, с. 88
- ↑ Сергей Карпачев. Тайны масонских орденов. — М.: «Яуза-Пресс», 2007. — с. 34. — ISBN 978-5-903339-28-0
- ↑ см. «Вестник Европы», 1868 г., кн. 6, стр. 574; «Русский Вестник», 1864 г., кн. 8, стр. 375; «Сочинения» Державина, изд. 1 акад. наук, 1 т., 793 стр.
- ↑ Аржанухин С. В. Шварц Иван Григорьевич. МегаЭнциклопедия Кирилл и Мефодий
- ↑ см. Новиков, Шварц, Дружеское общество
- ↑ 11,0 11,1 11,2 11,3 11,4 11,5 11,6 Русское масонство. 1731—2000 (Энциклопедический словарь)
- ↑ Сергей Карпачев. Тайны масонских орденов. — М.: «Яуза-Пресс», 2007. — с. 49. — ISBN 978-5-903339-28-0
- ↑ 13,0 13,1 13,2 13,3 Кандауров Л. Д. Записка по истории российского масонства, 1731в1936 // ОА КГБ СССР, ф. 730, оп. 1, д. 172, л. 1в46
- ↑ Ложа Возрождение . Дата обращения: 21 февраля 2016. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ Ложа Северное сияние . Дата обращения: 4 декабря 2016. Архивировано 9 июля 2017 года.
- ↑ Ложа Феникс . Дата обращения: 21 февраля 2016. Архивировано 22 августа 2012 года.
- ↑ Капитул Астрея . Дата обращения: 21 февраля 2016. Архивировано 17 августа 2011 года.
- ↑ 18,0 18,1 18,2 18,3 18,4 18,5 18,6 18,7 18,8 18,9 С. П. Карпачёв «Искусство вольных каменщиков», «ИПК Парето-Принт», 2015 год, 475 стр. 2000 экз. ISBN 978-5-990-54931-9
- ↑ Серков А. И. История русского масонства 1845—1945. — СПб.: Изд-во им. Н. И. Новикова, 1997. — С. 115. — ISBN 5-87991-015-6
- ↑ 20,0 20,1 Ложа «Москва» № 6018 ВВФ . Дата обращения: 14 марта 2020. Архивировано 30 мая 2019 года.
- ↑ 21,0 21,1 21,2 Серков А. И. История русского масонства XX века. В 3 т. — СПб.: Издательство им. Н. И. Новикова, 2009. стр 442—446
- ↑ 22,0 22,1 22,2 С. П. Карпачев, Масоны. Словарь, М., «АСТ», 2008
- ↑ Карпачёв С. Путеводитель по тайнам масонства стр.303-305
- ↑ Карпачёв С. Путеводитель по тайнам масонства стр. 162
- ↑ 25,0 25,1 Отчет комиссии по признанию Конференции великих мастеров масонов Северной Америки . Дата обращения: 21 февраля 2016. Архивировано 9 марта 2014 года.
- ↑ Иванов С. Ю. «Исторический союз русских лож» СПб.: АИР. 2011.- 520 с.: ISBN 978-5-9902797-1-1
- ↑ Отчет комиссии по признанию Конференции великих мастеров масонов Северной Америки . Дата обращения: 21 февраля 2016. Архивировано 21 февраля 2016 года.
- ↑ Отчет комиссии по признанию Конференции великих мастеров масонов Северной Америки . Дата обращения: 21 февраля 2016. Архивировано 9 марта 2014 года.
- ↑ Commission on Information for Recognition 2008 Report . Дата обращения: 21 февраля 2016. Архивировано 9 марта 2014 года.
- ↑ 30,0 30,1 С. П. Карпачев, Искусство вольных каменщиков. Научно-справочная монография, Форпост, 2015, ISBN 978-5-990-54931-9, стр. 218
- ↑ С. П. Карпачев, Искусство вольных каменщиков. Научно-справочная монография, Форпост, 2015, ISBN 978-5-990-54931-9, стр. 54-55
- ↑ С. П. Карпачев, Искусство вольных каменщиков. Научно-справочная монография, Форпост, 2015, ISBN 978-5-990-54931-9
Литература
- Елагин И. П. Учение древнего любомудрия и богомудрия, или Наука свободных каменщиков; из разных творцов светских, духовных и мистических собранная и в 5 частях предложенная И. Е., великим российской провинциальной ложи мастером. Начато в 1786 г. Повесть о себе самом // Русский архив, 1864. — Вып. 1. — Стб. 93-110.
- Ешевский С. В. Московские масоны восьмидесятых годов прошедшего столетия (1780—1789) («Собрание Сочинений», т. III). М., 1870, 1900.
- Пыпин А. Н. Русское масонство в XVIII в. («Вестник Европы», 1867, № 2); «Русское масонство до Новикова» (ib., 1868, № 7); «Материалы для истории масонских лож» (ib., 1872, № 7); «Очерки общественного движения при Александре I»
- Пекарский П. П. Дополнения к истории масонства в России XVIII столетия.
- Тукалевский В. Н. Искания русских масонов. СПб., 1911.
- Сочинения Лопухина: «Записки некоторых обстоятельств жизни и службы» (М., 1870 и Л., 1860); «Некоторые черты о внутренней церкви»; «Ό Ζηλοςοφος, искатель премудрости или духовный рыцарь»; «Излияние сердца, чувствующего благость единоначалия и ужасающегося, взирая на пагубные плоды и т. д.»
- Аржанухин С. В. Философские взгляды русского масонства: По материалам журнала «Магазин свободнокаменщический» / Уральский государственный университет им. А. М. Горького. — Екатеринбург: УрГУ, 1995. — 224 с. — 1000 экз. — ISBN 5-230-06757-8. (обл.)
- Аржанухин С. В. Философские и общественно-политические взгляды русских масонов второй половины XVIII- первой четверти XIX вв. Дисс. на соискание д-ра филос. наук. Екатеринбург, 1996. 398 с.
- Джейкоб М. К. Масонство // Мир Просвещения. Исторический словарь
- Захаров В. Ю. Основные этапы развития масонства в России, его соотношение с конституционализмом // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». — 2008. — № 6 — История.
- Воспоминания о московском масонстве XVIII века. Перевод с немецкой рукописи / Перевод О. Балашовой // Русский архив, 1874. — Кн. 1. — Вып. 4. — Стб. 1031—1042. — Под загл.: Письмо неизвестного лица о московском масонстве XVIII века.
- Екатерина II. О видах добра (переписка с гр. А. С. Строгановым) // Русский архив, 1863. — Вып. 5/6. — Стб. 587—590.
- Ильин А. Я. Из дневника масона. 1775—1776 гг. // Чтения в Императорском Обществе истории и древностей российских (ЧОИДР), 1908. — Кн. 4. — Отд. 4. — С. 1-15.
- Лонгинов М. Н. Новиков и московские мартинисты / Санкт-Петербургский университет МВД России. — СПб.: Лань, 2000. — 672 с. — (Мир культуры, истории и философии). — 3000 экз. — ISBN 5-8114-0245-7. (в пер.)
- Масонство и русская литература XVIII — начала XIX вв. / Под редакцией В. И. Сахарова. — М., Эдиториал УРСС, 2000.
- Пятигорский А. М. Кто боится вольных каменщиков? Феномен масонства = Who’s Аfraid of Freemasons? Phenomenon of Freemasonry / Авториз. перевод с англ. К. Боголюбова. Под общ. ред. К. Кобрина. — М.: Новое литературное обозрение, 2009. — 448, [16] с. — (Интеллектуальная история). — 1500 экз. — ISBN 978-5-86793-663-1. (в пер.)
- Сахаров В. Чаяния ветхого Адама. Человек в философии русских масонов
- Сахаров В. Царство Астреи. Миф о Золотом веке в русской масонской литературе XVIII столетия
- Серков А. И. История русского масонства 1845 - 1945. — СПб.: Изд-во им. Н. И. Новикова, 1997. — 480 с. ISBN 5-87991-015-6
- Серков А. И. История русского масонства после Второй мировой войны — СПб.: Изд-во им. Н. И. Новикова, 1999. — 445 с. ISBN 5-87991-016-4
- Серков А. И. История русского масонства XIX века. — СПб.: Изд-во им. Н. И. Новикова, 2000. — 400 с. ISBN 5-87991-017-2
- Серков А. И. Русское масонство. 1731-2000 (Энциклопедический словарь) — М.: РОССПЭН, 2001. — 1224 с., илл. ISBN 5-8243-0240-5
- Смит Д. Работа над диким камнем: Масонский орден и русское общество в XVIII веке = Douglas Smith. Working the Rough Stone: Freemasonry and Society in Eighteenth-Century Russia. 1999 / Дуглас Смит; Авторизованный перевод с англ. К. Осповата и Д. Хитровой. — М.: Новое литературное обозрение, 2006. — 224 с. — (Historia Rossica). — 1500 экз. — ISBN 5-86793-478-0. (в пер.)
- Соколовская Т. О. Русское масонство и его значение в истории общественного движения (XVIII и первая четверть XIX столетия) / Государственная публичная историческая библиотека России. — М.: ГПИБ, 1999.
- Соколовская Т. О. Статьи по истории русского масонства / Государственная публичная историческая библиотека России. — М.: ГПИБ, 2008. — 340 с. — 500 экз. — ISBN 5-85209-209-6, ISBN 978-5-85209-209-0
- Соловьёв О. Ф. Масонство в России // Вопросы истории. — 1988. — № 10.
- Старцев В. И. Русское политическое масонство. 1906—1918 гг.: Документы из архива Гуверовского института войны, революции и мира. // История СССР. 1989. № 6. С. 119—134; 1990. № 1. С. 139—154.
- Исторический союз русских лож: Сборник статей и документов / Редактор-составитель С. Ю. Иванов. — СПб.: АИР. 2011. — 520 с. — ISBN 5-9902797-1-X; ISBN 978-5-9902797-1-1.
- При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).