Испанская живопись XVII века

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Франсиско Рибальта, «Явление Христа Святому Бернарду»
Сурбаран, «Натюрморт (бодегон)»
Хусепе Рибера, «Демокрит»
Диего Веласкес, «Портрет принца Бальтазара Карлоса»
Антонио де Переда, «Vanitas»
Антонио де Пуга, «Портрет матери художника»
Мурильо, «Мальчик с собакой»
Хуан Карреньо де Миранда, «Основание ордена тринитариев»
Хуан Вальдес Леаль, «In ictu oculi»
Мурильо, «Непорочное зачатие девы Марии»
Хосе Антолинес, «Распятие Св. Петра»

Испанская живопись XVII века, Живопись испанского Золотого века, эпохи барокко — эпоха наивысшего расцвета испанского изобразительного искусства.

Характерные черты

Исследователь испанского искусства Татьяна Каптерева отмечает следующие характерные черты живописи данного периода:

  • преобладание остроты наблюдения натуры над художественным воображением
  • концентрация внимания на человеке, с исключением других пластов восприятия реальности (это вело к слабому развитию пейзажа и своеобразному, внесюжетному развитию бытового жанра).

Изображение человека при этом ограничивалось, по большей части, религиозной тематикой, и единственным светским жанром, который поощрялся, был портрет.

Важным фактором формирования испанского искусства была идеология. В этот период в Испании действовало огромное количество монашеских орденов, имевших большую материальную и духовную власть. Именно они выступали основными заказчиками произведений искусства. Кроме того, в 1-й пол. XVII века было слабо развито ремесло фрески, и замещать её при украшении храмов приходилось станковой живописью.

Период становления испанской живописи — это конец XVI — 1-я четверть XVII века, когда активно развиваются местные школы (Севилья, Валенсия, проч.), а также на испанскую почву проникают и активно адаптируются приемы караваджизма.

Живописные школы

Школа Филиппа III

исп. La escuela de Felipe III — школа придворных живописцев, сложившаяся во время царствования Филиппа III.

Кастильский тенебризм

исп. El tenebrismo castellano — течение караваджистского тенебризма, сложившееся в Кастилии.

Эскориальский испанизм

исп. Hispanismo escurialense

Мадридская школа 1-й пол. XVII века

  • Висенсио Кардучо (Vicencio Carducho)
  • Фелис Кастело (Feliz Castelo)
  • Франсиско Фернандес (Francesco Fernández)
  • Педро де Обрегон (Pedro de Obregón)
  • Эухенио Каксес (Eugenio Caxes)
  • Антонио Ланчарес (Antonio Lanchares)
  • Диего Поло (Diego Polo)
  • Педро Вальпуэста (Pedro Valpuesta)
  • Луис Фернандес (Luis Fernández)
  • Анхело Нарди[исп.] (Ángelo Nardi)
  • Хуан Баутиста Майно (Juan Bautista Maino)
  • Антонио Ариас Фернандес (Antonio Arias Fernández)
  • Хуан Монтеро де Рохас (Juan Montero de Rojas)

Валенсийская живопись

Живопись в Мурсии

Толедский тенебризм

исп. El tenebrismo toledano — течение караваджистского тенебризма, сложившееся в Толедо.

  • Блас дель Прадо (Blas del Prado)
  • Луис Тристан (Luís Tristán)
  • Антонио Писарро (Antonio Pizarro)
  • Педро де Орренте (Pedro de Orrente)
  • Пабло Понтонс (Pablo Pontons)
  • Хуан Антонио Кончильос (Juan Antonio Conchillos)
  • Кристобаль Гарсия Сальмерон (Cristóbal García Salmerón)

Севильская школа

Вальядолидская школа

  • Педро Диас Минайя (Pedro Díaz Minaya)
  • Бартоломе де Карденас (Bartolomé de Cárdenas)
  • Франсиско Мартинес (Francisco Martínez)
  • Сантьяго Моран (Santiago Morán)
  • Диего Валентин Диас (Diego Valentín Diaz)
  • Фелипе Хиль де Мена (Felipe Gil de Mena; 1600—1674)
  • Фелипе-и-Мануэль Хиль де Мена (Felipe y Manuel Gil de Mena)
  • Диего Диес Ферререс (Diego Díez Ferreres)
  • Томас де Прадо (Tomás de Prado)
  • Агустин Бара (Agustín Bará)
  • Амаро Алонсо (Amaro Alonso)
  • Симон Пети (Simón Peti)

Арагонская живопись

  • Педро Нуньес (Pedro Nuñez)
  • Хусепе Мартинес
  • Фра Антонио Мартинес (fray Antonio Martínez)
  • Франсиско Вера Кабеса де Вака (Francisco Vera Cabeza de Vaca)
  • Бартоломе Висенте (Bartolomé Vicente)
  • Висенте Вердусан (Vicente Verdusán)
  • Франсиско Хименес (Francisco Jiménez)
  • Хуан Гальван
  • Франсиско де Артигас (Francisco de Artigas)

Каталанская и балеарская школа

Бодегонес и флорерос

исп. Bodegones y floreros — мастера испанской живописи, писавшие натюрморты из повседневной жизни (бодегон) и букеты (флореро).

  • Хуан Санчес Котан (Sánchez Cotán)
  • Фелипе Рамирес (Felipe Ramírez)
  • Алехандро Лоарте (Alejandro Loarte)
  • Хуан ван дер Хамен (Juan van der Hamen)
  • Блас де Ледесма (Blas de Ledesma)
  • Хуан де Арельяно (Juan de Arellano)
  • Бартоломе Перес (Bartolomé Perez)
  • Педро Кампробин (Pedro Camprobín)

Сурбаран и его школа

Веласкес и мадридская школа

Кордовская школа

  • Хуан Луис Самбрано (Juan Luiz Zambrano)
  • Хосе де Сарабиа (José de Sarabia)
  • Антонио дель Кастильо (Antonio del Castillo)
  • Себастьян Мартинес (Sebastián Martínez)
  • Фра Хуан де Гусман (fray Juan de Guzmán)
  • Антонио Гарсия Рейносо (Antonio García Reynoso)
  • Эстебан Вела Кото (Esteban Vela Coto)

Гранадская школа

  • Педро Раксис (Pedro Raxis)
  • Хосе де Сиесар (José de Ciézar)
  • Алонсо Кано
  • Бенито Родригес де Бланес (Benito Rodríguez de Blanes)
  • Хосе де Кастильо (José de Castillo)
  • Хуан Леандро де ла Фуэнте (Juan Leandro de la Fuente)
  • Алонсо де Меса (Alonso de Mesa)
  • Хуан де Севилья (Juan de Sevilla)
  • Педро Атанасио де Боканегра (Pedro Atanasio de Bocanegra)
  • Педро де Мойя (Pedro de Moya)
  • Мигель Манрике (Miguel Manrique)
  • Хосе Рисуэньо (José Risueño)

Севильская школа

  • Мурильо
  • Себастьян Гомес, «мулат Мурильи» (Sebastián Gómez, el mulato de Murillo)
  • Хуан Симон Гутьеррес (Juan Simón Gutiérrez)
  • Менесес Осорио (Meneses Osorio)
  • Андрес Перес (Andrés Pérez)
  • Хуан Гарсон (Juan Garzón)
  • Алонсо Мигель де Тобар (Alonso Miguel de Tobar)
  • Хосе де Рубира (José de Rubira)
  • Бернардо Херман Льоренте (Bernardo Germán Llorente)
  • Эстебан Маркес (Esteban Márquez)
  • Педро де Вильявисенсио (Pedro de Villavicencio)
  • Игнасио де Ириарте (Ignacio de Iriarte)
  • Матиас де Артеага-и-Альфаро (Matías de Arteaga y Alfaro)
  • Франсиско Антолинес (Francisco Antolínez)
  • Хуан де Вальдес Леаль (Juan de Valdés Leal)
  • Лукас Вальдес (Lucas Valdés)

Литература

  • Малицкая К. М. Испанская живопись XVI—XVII вв. М., 1947.
  • Каптерева Т. П. Веласкес и испанский портрет XVII века. М., 1956.
  • Левина И. М. Искусство Испании XVI—XVII веков. М., 1965.
  • Гуецкий Н. С. Испанский живописный портрет XVII века в музеях СССР. Автореферат диссертации. Л., 1971.
  • Каганэ Л. Л. Тициан и испанский портрет XVI—XVII вв. // Проблемы культуры итальянского Возрождения: сб. ст. С. 136—151. Л., 1979.
  • Виноградова Т. Н. Испанская живопись XV-начала XX веков. Каталог.- СПб.:ИПЦ СПГУТД, 2008, 104 с. ISBN 978-5-7937-0406-9
  • Виноградова Т. Н. Картины испанских мастеров в собрании Государственного музей истории религии // Труды Государственного музея истории религии. Вып.5. СПб., 2005.
  • Victor Stoichi, ed. Visionary Experience in the Golden Age of Spanish Art (1997)