Вальдес Леаль, Хуан де
Хуан де Вальдес Леаль | |
---|---|
исп. Juan de Valdés Leal | |
![]() | |
Место рождения | Севилья |
Место смерти | Севилья |
Гражданство |
|
Жанр | портретист |
Учёба | у Антонио дель Кастильо[англ.] |
Стиль | Vanitas |
Хуан де Вальде́с Леа́ль (исп. Juan de Valdés Leal, 4 мая 1622, Севилья – 15 октября 1690, там же) — испанский художник, график, скульптор и архитектор эпохи барокко.
Биография
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=Juan_de_Vald%C3%A9s_Leal_-_The_Sacrifice_of_Isaac_-_WGA24224.jpg&width=300)
Сын ювелира Фернандо де Ниса и Антонии де Вальдес Леаль. По традиции, издавна существовавшей в Севилье, выбрал фамилию матери, под которой и прославился. Так же сделал еще один севильянец - Диего Веласкес.
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=Finis_gloriae_mundi_from_Juan_Valdez_Leal.jpg&width=300)
Свидетельств о ранних годах будущего художника не сохранилось. Есть предположения, что он учился живописи в Кордове у Антонио дель Кастильо[англ.]. Женился там в 1647 на Елизавете, девушке из благородной семьи, по свидетельству художника и историографа Антонио Паломино. В 1649, спасаясь от эпидемии чумы, вернулся в Севилью.
Стал одним из основателей (вместе с Мурильо) Севильской академии живописи, был избран главным распорядителем гильдии живописцев Севильи - братства Святого Луки. Художницей была также его жена, живописцами стали сын и дочери.
Дети художника —
- Луиза Рафаэла
- Мария Евгения
- Лука де Леаль
- Мария де ла Консепсьон
- Антония Альфонса
Лука де Леаль был второстепенным художником и графиком, стал преемником отца после смерти последнего. К Кордовскому периоду относится и первое известное нам произведение художника, датированное 1652 годом.
Посетил Мадрид. В 1649, спасаясь от эпидемии чумы, вернулся в Севилью.
Творчество
Создал стенописи в монастыре Святой Клары в Кармоне (провинция Севилья), работал в Кордове, но больше всего – в Севилье. В 1671-1672 выполнил для севильской церкви Братства Милосердия Господня цикл работ Иероглифы последних дней человеческих, ставший вершиной его творчества.
Имел склонность к драматическим сюжетам. В картинах, в отличие от позитивного настроя картин Бартоломео Эстебана Мурильо, господствующими были мистические настроения испанского католицизма, разочарования и уныния, характерные для кризисной эпохи позднего испанского барокко.
Некоторые из его картин описывают ванитас (лат. vanitas, букв. — «суета, тщеславие»), быстротечность и смерть:
- In ictu oculi[англ.] — В мгновение ока
- Finis gloriae mundi — Венец славы земной
Галерея
-
«Оплакивание Христа»
-
«Богородица Непорочного зачатия со Св. Андреем и Иоанном Крестителем», Лувр
-
«Св. Матфей».
-
«Св. Иероним», музей Прадо.
-
«Путь на Голгофу», музей изящных искусств, Бильбао.
-
«Коронация Св. Иосифа».
-
Ассунта» (Вознесение Богородицы), Национальная галерея искусств, Вашингтон, США.
Наследие
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=In_ictu_oculi.jpg&width=300)
Многие работы Вальдеса Леаля были уничтожены в ходе Войны за независимость Испании. Сохранившиеся произведения представлены в Прадо, Лувре, музеях Севильи, Вашингтона, Санкт-Петербурга, Ульяновска и др.
Примечания
Литература
- J. Gestoso Perez, Biografia del pintor D. Juan de Valdés Leal, Séville, 1917 (исп.)
- Jacques Lassaigne, La Peinture espagnole de Vélasquez à Picasso, Genève, Skira, 1952 (исп.)
- Kinkead D.T. Juan de Valdés Leal (1622-1690), his life and work. New York: Garland Pub., 1978 (англ.)
Ссылки
- Живопись on line (англ.)