Исламофобия в России
Исламофобия в России — неприязнь, страх или враждебность по отношению к религии ислам и мусульманам в Российской Федерации.
Мусульманские народы являются коренными на территории современной России, так как были включены в её состав в ходе российской колониальной экспансии, начавшейся в XVI веке. Завоевание мусульманских земель сопровождалось систематическим угнетением мусульман и ислама . При советской власти исламофобская политика не прекратилась . В современной России катализатором исламофобии стали войны с Чечнёй, развитие исламизма, который угрожает российской государственности, трудовая миграция из Средней Азии и с Кавказа .
В России «экстремистскими» признаны различные ненасильственные проповеднические исламские организации
, некоторые переводы и трактовки Корана и другая исламская литература . Мусульмане являются самой угнетаемой религиозной группой в российских тюрьмах . В ряде регионов девочки в хиджабах не допускаются к учёбе, мусульманам препятствуют в постройке мечетей . Мусульмане зачастую подвергаются дискриминации в больницах, общественном транспорте, на предприятиях, ВУЗах .Данные опросов 2008 и 2017 годов Левада-Центра об отношении россиян к мусульманам показали[1]:
Ответ опрошенного | 2008 | 2017 |
---|---|---|
Очень положительное | 23 % | 18 % |
В какой-то мере положительное | 27 % | 31 % |
Ни положительное, ни отрицательное | 32 % | 31 % |
В какой-то мере отрицательное | 6 % | 10 % |
Очень отрицательное | 2 % | 4 % |
Затруднились ответить | 9 % | 6 % |
История
Средние века
Первая встреча с исламом
Первые знакомства Руси с её мусульманскими соседями начались ещё в Средневековье. В 986 году булгарские послы прибыли в Киев для обращения князя Владимира Святославича из язычества в ислам. Но успеха они не имели из-за недовольства князя, вызванного требующимися в исламе отказами от свинины, вина, а также обрезанием. После мусульман, помимо прочих, князь принял православного миссионера. Миссионер начал свою речь с осуждения других вер, в частности, мусульманской, о которой он сказал: «Слышали мы, что приходили болгары и учили тебя принять свою веру; вера же их оскверняет небо и землю, и прокляты они сверх всех людей, уподобились жителям Содома и Гоморры, на которых напустил Господь горящий камень и затопил их, и потонули. Так вот и этих ожидает день их погибели, когда придёт Бог судить народы и погубят всех, творящих беззакония и скверное делающих. Ибо, подмывшись, вливают эти отходы в рот, мажут ими по бороде и поминают Магомета. Так же и жены их творят ту же скверну». Выслушав его, князь плюнул на землю и добавил: «Нечистое это дело». Русские послы по воле князя поехали в Булгарию познакомиться с исламом. Вернувшись, они доложили: «Ходили в Болгарию, смотрели, как они молятся в храме, то есть в мечети, стоят там без пояса; сделав поклон, сядет и глядит туда и сюда, как безумный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их». Первая встреча русских с исламом оказалась негативной и вызвала у них неприязнь.
Монголо-татарское иго
Монголо-татарские нашествия на Русь оставили глубокие шрамы в коллективном сознании Руси. Золотоордынские правители в центральноазиатских регионах перешли в ислам. Южная Русь основательно была разорена, а Северная изолирована от экономических отношений между Востоком и Западом. Этот период погрузил страну в «тёмные века». Российская историография представляет эпоху господства татар-мусульман как период «абсолютной монархии, крепостничества и надменного мессианства».
Русское царство и Российская империя
В XVI веке началось покорение Россией восточных земель, это стало основой для долгосрочных отношений России с мусульманами. В 1552 году Иван Грозный покорил мусульманскую Казань, началось строительство империи. Подъем русского государства с XVI века до советского периода был основан на различных консервативных и либеральных представлениях об исламе. Мусульмане всё больше и больше включались в состав империи[К. 1].
Одновременно с этой политикой были и попытки сделать исламское население верным путём создания подконтрольного духовенства. С эпохи Екатерины конца XVIII века начался более либеральный подход к мусульманам России, допускавший относительное политическое, культурное и экономическое партнёрство, результатом стал расцвет мусульманского модернистского и реформистского движения джадидов. Екатерина сменила политику с искоренения ислама на управление им, в том числе путём создания «духовных управлений мусульман» (муфтиятов), и при этом продолжала политику усмирения и покорения в Крыму и на Северном Кавказе.
СССР
Исламофобская политика с приходом советской власти в начале XIX века не исчезла. СССР продвигал идею создания идеального советского человека.
После установления советской власти начал постепенно опускаться «железный занавес». Для мусульман СССР это привело к их отсечению от остального исламского мира.
Советское правительство стало притеснять мусульман своей антирелигиозной политикой, которой были характерны: запрет на ежегодное паломничество, массовое закрытие мечетей, распространение антиисламской пропаганды, изъятие вакфов, запрет арабского языка в некоторых регионах, попытки лингвистической ассимиляции (принудительная кириллизация) мусульманских народов, продвижение идеи о советской терпимости по отношению к исламу путём взращивания советских мусульманских лидеров и отправки их в заграничный мусульманский мир для пропаганды.
Профессор Тлостанова, характеризуя политику советов по отношению к мусульманским женщинам, пишет, что советская мусульманка должна была быть модернизирована «великими русскими» с великой идеей сделать её соответствующей будущему стандарту советского гражданина, она должна была стать «расово смешанной атеисткой, на идеях русского культурного превосходства и проявления театральной поликультурности в кухне, пении, танцах, художественной литературе, театре, национальном костюме и т. д.».
Султан Галиев и другие мусульманские национал-коммунисты говорили, что советский коммунизм по своей колониальной сути не отличается от русского царизма. Египетский философ Сейид Кутб писал, что, как и капиталистической Америке, Советскому союзу был характерен «дух крестоносцев», они имели страх империализма перед исламским духом и стремление разрушить силу ислама.
В Афганистане, в ходе войны в 1980-х годах был отмечен также исламофобский настрой.
Современная Россия
После распада СССР Чечня объявила независимость, после чего начались две чеченские войны. Чеченские сепаратисты представлялись бандитами, международными террористами и исламскими экстремистами. После чудовищных террористических актов российские силовики начали с подозрением относиться ко всем мусульманам, особенно к кавказцам, систематически подвергать их проверкам.
По мнению муфтия РФ Равиля Гайнутдина, «исламофобия и ксенофобия в современной России паразитирует на структурной разобщённости, недисциплинированности и разгильдяйстве самих мусульман»[2].
По принятому в 2017 году закону Яровой, миссионерская деятельность и публичное исполнение религиозных обрядов разрешено только членам зарегистрированных религиозных организаций. Незарегистрированные миссионеры рискуют подвергнуться преследованию.
Председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль в 2010 году писал[3]: «В России сегодня сформировалась устойчивая и показательная „группа риска“ (в политическом смысле!). Это российские мусульмане. Именно против них проводится основная масса спецопераций, именно они по сфабрикованным обвинениям сотнями сидят по российским зонам. Именно их книги запрещают суды по первому представлению местных прокуратур и с подчеркнутым игнорированием позиций экспертов… На Северном Кавказе администрации некоторых республик вообще ведут необъявленную войну против собственной молодёжи, в первую очередь, против верующих мусульман, которые на жаргоне силовиков получили кодовое обозначение „молящиеся“. Мусульмане чувствуют себя в современной России гражданами второго сорта. А возможно, и вообще „негражданами“».
Обвинения в экстремизме и терроризме
По данным «Мемориала», «мусульмане (и особенно трудовые мигранты из стран Средней Азии) — одна из наиболее уязвимых групп для политических репрессий». Как сообщают правозащитники, 9 из 11 осуждённых за организацию теракта в санкт-петербургском метро 2017 года якобы были невиновны и являются политзаключёнными, а виновность остальных двоих вызывает сомнения. Правозащитники утверждают, «такие дела фабрикуются не только по прямому указанию и наводке высоких „правоохранительных“ чиновников, но часто потому, что чиновники просто чувствуют конъюнктуру и пытаются со всей ретивостью в неё встроиться. А конъюнктура момента заключается в том, что в официальных кругах, в том числе и на самом верху, говорят об исламской угрозе, опасности для России создания „всемирного халифата“»[4].
В 2007 году «Мемориалом» и комитетом «Гражданское содействие» выпущен доклад, согласно которому[5] «Поводы для преследований мусульман в России не исчерпываются обвинениями в причастности к запрещённым организациям. Причиной для подозрений иногда становится простое соблюдение исламских норм в одежде и быту. Широко распространённое на Северном Кавказе обвинение в ваххабизме начали предъявлять и мусульманам Поволжья. Религиозные и политические дискуссии в исламской среде в ряде случаев рассматриваются государством как подрывная деятельность. Репрессиям подвергаются также граждане, оказывающие гуманитарную помощь осуждённым единоверцам и их семьям. Известны случаи, когда в качестве вещественного доказательства совершения преступления у подозреваемых изымался Коран и популярная исламская литература. Нередко в отношении „исламских экстремистов“ фабрикуются и чисто уголовные обвинения».
Как считают различные исследователи и журналисты, государством активно культивируется «традиционный ислам», под которым понимается лояльность и патриотизм по отношению к России, а все остальные течения, неугодные властям, объединяются в «салафизм», а ранее — в «ваххабизм»[6]. Таким образом реализуется проект изолированного российского национального ислама[7]. Политика приручения ислама в России коренится в восприятии мусульманских регионов как «чужих» территорий, угрожающих суверенитету России, пишут исследователи в «Journal of Organizational Behavior»[7]. Характеризуя «традиционный ислам», российский исламовед Роман Силантьев, которого нередко обвиняли в исламофобии, говорит, что «для России традиционен ислам, который лоялен государству, когда его представители готовы воевать за свою страну, даже ведя войну с единоверцами. Немаловажную роль здесь играет уважительное отношение к православному большинству через недопущение агрессивного прозелитизма, оскорбительных высказываний в адрес православных верующих».
В 2007 году 3000 мусульман России написали письмо президенту РФ Владимиру Путину. Там говорилось, что «в ряде регионов страны под благовидным предлогом борьбы с терроризмом обрушились настоящие гонения»[8].
Запреты движений
Исследователи указывают, что применяемый в российском законодательстве термин «экстремизм» используется как метод запугивания официальными муфтиятами своих конкурентов[9]. На территории РФ была признана экстремистской организация Хизб ут-Тахрир[9], движения Таблиги Джамаат и Нурджулар, ряд крымскотатарских религиозных организаций[10].
В 2017 году из 89 граждан РФ, осуждённых за участие в экстремистско-террористических движениях, мусульманами были 79[11].
В 2021 году 360 осуждённых подверглись преследованиям на религиозной основе, среди которых большинство — мусульмане, которым вменяется участие в запрещённых организациях.
Запреты литературы
Некоторые переводы и трактовки Корана запрещены российским законодательством за пропаганду экстремизма. Так, был запрещён перевод Эльмира Кулиева, где, по утверждениям экспертов, замечены «утверждения о превосходстве мусульман над немусульманами», «негативная оценка лиц, не имеющих отношения к мусульманской религии», «положительная оценка враждебных действий мусульман против немусульман», а также подстрекательство к насилию. Совет муфтиев России осудил приговор. Впоследствии решение суда было отменено[12].
В 2007 году были запрещены переводы 14 книг турецкого богослова Саида Нурси[13]. Запрет осудило Духовное управление мусульман Азиатской части России, уточнив, что Нурси — суфийский учёный, которого невозможно обвинить в экстремистских наклонностях. Заместитель муфтия РФ Мухаммад Карачай прокомментировал это, сказав: «факт этого запрета кроме как глупостью, с одной стороны, а с другой, — антиисламской, антимусульманской провокацией я назвать не могу»[14].
В 2012 году российский суд запретил более 60 исламских книг, включая классические сборники хадисов[15].
В 2015 году произошёл резонансный случай, когда глава ЧР Рамзан Кадыров пригрозил прокурору Южно-Сахалинского суда за запрет исламской книги, после чего суд отменил свой предыдущий приговор. После этого было множество примеров, когда суды отменяли свои предыдущие решения под сопротивлением всё более агрессивной мусульманской общины[12].
В 2022 году экстремистским был признан перевод сборников хадисов «Сахих аль-Бухари»[16]. По мнению экспертизы, «издания содержат тезисы, отрицающие светскую систему государства, а также признаки враждебного отношения к иудеям, христианам и другим лицам, не исповедующим ислам»[17]. Совет муфтиев России осудил запрет[17]. С критикой запрета выступил Рамзан Кадыров[17].
В обществе
Согласно исследованиям Pew Research Center, российский социум проявляет меньший исламофобский настрой в сравнении с европейским[18].
74 % опрошенных в 2015 году россиян отрицательно относятся к хиджабу, наибольшая концентрация недовольных — в Москве, там 91 % опрошенных дали негативный ответ[19]. 40 % россиян отрицательно относятся к исламу, многие граждане-христиане воспринимают его как «как нечто опасное, связанное с терроризмом»[7].
Как пишут учёные из ИНИОН РАН, в России исламская религия в общественном сознании начала вызывать ассоциации с опасностью для государственности страны, экстремизмом, радикализмом, терроризмом[20].
Дискриминация людей, опознанных по одежде как мусульман, зафиксирована аналитическим центром SETA в больницах, общественном транспорте, высших учебных заведениях[21][19].
Каждый год фиксируется от 6 до 14 протестных акций против строительств новых мечетей. Только 29 % опрошенных дали положительный ответ на вопрос об отношении к строительству мечети[19]. Помимо протестов, как отмечает французский социолог Марлен Ларюэль, строительству мечетей часто мешает администрация, создавая юридические проблемы и отвечая отказами на выдачу разрешения на строительство[22].
Согласно официальным данным властей 2017 года, уровень исламофобии в 2016 году снизился на 10 % в сравнении с предыдущим. Утверждается, что в РФ «самый низкий уровень исламофобии среди десяти наиболее значимых европейских стран»[23].
В тюрьмах
У заключённых мусульман изымают религиозные книги, молитвенные коврики, манипулируют религиозными предписаниями, в частности, пищевыми запретами. По информации правозащитников, мусульман наиболее дискриминируют в российских колониях[24].
СМИ
Французская учёная Ларуэль утверждает, что в используемых российскими таблоидами, телеканалами, ток-шоу нарративах смешиваются понятия ислам, исламизм и трудовая миграция[25]. Самый часто сочетающийся со словом «ислам» в новостях эпитет — это «радикальный», который применятся в случаях освещения всего, что касается неспокойной обстановки в мире. По этой причине произошла секьюритизация ислама — когда к теме религии обязательно привязывается вопрос безопасности[26].
Своими взглядами известен Владимир Жириновский[27]. Выступая на федеральном телеканале «Россия-1», Жириновский призвал ввести ограничения на уровень рождаемости на преимущественно мусульманском Северном Кавказе, запретить любой вид изучения ислама[28] и ограничить передвижение северо-кавказцев по стране. По словам Жириновского, «задача России — уложить ислам в рамки лишь культуры»[26]. В 2016 году лидер партии «Яблоко» Сергей Митрохин в приватной беседе с журналистом назвал ислам «ужасом современного мира», «тормозом модернизации», запись разговора была слита в интернет, после чего политик принёс извинения перед мусульманами[28].
После вступления в силу закона об оскорблении чувств верующих 2013 года уменьшилось количество преступлений на почве религиозной ненависти. Вероятно, это способствовало и снижению исламофобии в СМИ[29].
Бытовая агрессия
30—60 % случаев агрессий на этнической почве совершается против мусульман, при этом агрессия нечасто сопровождается исламофобскими высказываниями[27].
Против мусульманских объектов совершаются акты вандализма[18][30]. На русско-националистических пространствах интернета чаще всего появляются исламофобские речи[18].
Хиджаб
В ряде российских регионов девочек-мусульманок, одетых в хиджаб, который является обязательным атрибутом их религии, не допускают к учёбе в школе[19]. Запрет поддержан президентом РФ Владимиром Путиным[31], Верховным судом РФ, министром образования и науки Дмитрием Ливановым[32] и министром образования Ольгой Васильевой, которая сказала, что «хиджабу не должно быть места в школе»[33].
В 2003 году МВД РФ начало исламофобскую операцию «Фатима», в ходе которой полагалось обыскивать всех женщин в хиджабах как возможных террористок[34].
В 2003 году мусульманки из Татарстана потребовали право не снимать хиджаб при фотографировании их на паспорт. Они проиграли судебные дела. Президент Путин призвал их не продолжать борьбу. Вскоре дело дошло до Верховного суда РФ, который выпустил решение, разрешающее верующим женщинам не снимать головные плати во время съёмок на документы[28].
По регионам
В 2006 году в мечети города Адыгейска мужчины-силовики обыскали беременную жену имама, что является нарушением закона. Обыскивали также и прихожан. Имам Наджмуддин Абази был задержан по делу о торговле «наркосодержащим» препаратом, так назвали масло тмина, а также за «религиозный экстремизм»[35].
В марте 2006 года сотрудниками силовых структур в посёлке Новая Адыгея был проведён массовый обыск верующих мусульман, направлявшихся в мечеть на пятничную молитву[35].
С 2015 года массовый характер получила практика постановки жителей на профилактический учёт в качестве «экстремистов». Сообщалось о множестве поставленных на учёт. В основном это были приверженцы салафитского ислама: «такие действия сотрудников полиции нарушают права граждан на свободу и личную неприкосновенность, на свободу вероисповедания, передвижения, на неприкосновенность частной жизни, на получение информации, касающейся прав и свобод граждан». В 2017 году постановка на учёт по категории «ваххабизм» отменена.
В 2009 году был убит проповедник Муртазали Магомедов, в 2010 году — Исмаил Гаджиев, построивший в Учкенте салафитскую мечеть. В 2011 году в Махачкале прошёл крупный митинг против притеснения мусульман силовиками. В 2012 году убит исламский учёный Магомедхабиб Заурбеков, с отцом и братом был убит салафитский имам Калимулла Ибрагимов. В 2013 году убит журналист Ахмеднаби Ахмеднабиев, освещавший нарушения прав человека и преследования мусульман, и исламский активист Абдулла Гаппаев. В 2014 году было найдено сожжённое тело салафитского имама Омарасхаба Алибегова, которого прежде задерживали силовики.
Глава Республики Ингушетии Евкуров потребовал установить контроль над мечетными проповедями, установив видеокамеры. За это муфтият Республики Ингушения отлучил главу от мусульманской общины.
В 2008 и 2009 годах в республике были убиты мусульманские правозащитники Магомед Евлоев и Макшарип Аушев. В 2009 году убит имамы Муса Эсмурзаев, Саид Ибрагим Калиматов и Абдурахман Картоев.
В 2006 году представители власти с целью противодействия распространению «ваххабизма» посещали образовательные учреждения и отмечали всех учеников, совершавших намаз. В ОФД был доставлен мальчик, молившийся на перемене в лицее. Сотрудники правоохранительных органов Зольского района брали у вдов умерших боевиков расписки, что те не станут «шахидками»[36].
В марте 2006 года 59 мусульман хотели обратиться в ЕСПЧ по поводу нарушений прав верующих, исповедующих ислам, в Кабардино-Балкарии[36]: «в этих заявлениях мы указали о массовых нарушениях прав верующих мусульман, пытках, убийствах, незаконных задержаниях, которые имели место как до событий 13 октября, так и после, и требовали привлечь виновных должностных лиц к уголовной ответственности»[37].
В 2014 году был убит мусульманский правозащитник Тимур Куашев.
В 2010 году реакцией на строительство мечети в Калининграде стала волна митингов[38]. В 2011 году радикальный противник постройки мечети пытался взорвать стройку, однако был задержан ФСБ[39].
В 2019 году в Черняховске властями был разрушен молельный дом, который построил за свои деньги русский мусульманин-активист Артур Русяев. Русяев продолжал пытаться построить мечеть в области. В 2020 и 2021 годах активист заявлял, что ему приходят угрозы от сотрудников правоохранительных органов. В 2021 году он был осуждён на 4,5 года тюремного заключения за хранение наркотиков. В 2022 году он скончался в колонии от инфаркта[40].
Как указывает уполномоченный по правам человека в Республике Дагестан Джамал Алиев, пытки и унижения происходят на этнической и религиозной почве[41].
Согласно обращениям отбывших наказание заключённых в ИК № 6 в Кировской области, они подвергались различным пыткам во время заключения. Ими отмечается, что заключённым мусульманам приходится молиться тайком, так как это запрещается под угрозой пыток, у верующих отбирают Кораны, пытки сопровождались громкой музыкой, чтобы не было слышно криков.
В Сочи, где проживает более 20 000 мусульман, нет ни одной мечети, хоть город и является частью Западного Кавказа, где исторически проживают мусульмане-черкесы. В городе есть исламский культурный центр, однако функции мечети он выполнять не может. Как утверждает Халед Бейдун, при освещении олимпийских игр в Сочи в 2014 году ислам и мусульмане упоминались исключительно в виде террористической угрозы, «чёрных вдов» с платками на головах и запретов религиозных обрядов из соображения национальной безопасностиKhaled A. Beydoun. Discrimination Olympics: Muslims in Sochi (англ.). Al Jazeera English (2014-2-17).</ref>.
После воссоединения Крыма с Россией в 2014 году ряд религиозных организаций экстремистского толка в попали под запрет[10]. Заместитель российского муфтия Крыма Баирова считает, что в Крыму нет политзаключенных, осуждённых по религиозному признаку, а преследованию подвергаются только экстремисты.
91 % опрошенных москвичей отрицательно относятся к хиджабу, согласно опросам «Левада-Центра»[19].
В городе с двухмиллионным мусульманским населением действуют пять мечетей[К. 2]. Разрешений на строительство новых власти не выдают, ссылаясь на то, что большинство мусульман — мигранты, а для мусульман-россиян уже имеющихся достаточно. Как считает журналист Василий Радич, отсутствие мусульманских религиозных сооружений способствует росту антиисламских настроений, так как московские мусульмане вынуждены отмечать исламские праздники Курбан-байрам и Ураза-байрам под открытым небом на улицах, что вызывает недовольство окружающих[44].
По данным The Moscow Times, лозунг «Россия для русских» находит поддержку у 43 % москвичей[42].
После теракта в московском метро в 2010 году некоторые женщины в мусульманской одежде или со смуглой кожей подвергались атакам в метро[45].
В 2017 году имам мечети Ярдям Махмуд Велитов был приговорён к трёхлетнему сроку заключения за публичное оправдание терроризма.
В 2006 году в Яхроме неизвестными была совершена попытка взорвать местную мечеть. Здание устояло, но существенный ущерб был причинён соседним домам[46].
В школах запрещено носить хиджаб. Как отмечали представители местной мусульманской общины, с девочек срывали платки и не давали присутствовать на линейке[32]. В 2016 году в селе Белозерье, где абсолютное большинство жителей составляют татары, новый директор школы ввёл запрет на хиджаб и для учителей под угрозой увольнения. Из 20 учительниц-мусульманок 4 уволились, 3 отказались от платков в школе, 13 продолжили носить лёгкие платки[33].
В 2016 году во время пятничного намаза в Лямбире к мечети приехали полицейские вместе с представителем ЦПЭ и увезли на автобусах в отдел полиции практически всех молящихся, около 40 человек.
В 2006 году соборная мечеть в Джержинске подверглась атаке вандалов, которые закидали её камнями. В следующий день вандалами был брошен «коктейль Молотова» в мечеть, но никто не пострадал[47].
В 2019 году по требованиям прокуратуры «с целью соблюдения основополагающих принципов противодействия экстремистской деятельности» 20 школ приняли положение, запрещающее мусульманские женские платки[33].
В 2012 году Правительство Ставропольского края запретило ношение религиозной одежды в школе. Верховный суд РФ постановил, что это не нарушает права верующих[48].
В Ставропольском крае с 2012 по 2016 год были убиты 5 имамов. На момент 2018 года дела оставались нераскрытыми. Все убитые имамы занимались общественной деятельностью и открыто сопротивлялись запрету ношения хиджаба в крае[49]. В 2014 году убит исламский активист Замир Таибов.
Мусульманской общине было отказано в праве вернуть себе историческую мечеть в Ставрополе, которая была закрыта в советское время и с 1987 года используется как художественная галерея[50].
В казанских школах учителей попросили отправить в полицию данные о детях и их семьях, придерживающихся «строгих религиозных убеждений», то есть носят на голове хиджаб. Адвокат Руслан Нагиев назвал это грубым нарушением конституционного права на свободу совести и свободу вероисповедания[51].
Как указывается в исследовании правозащитников, в 2006 году ранним утром в тюменскую мечеть на утренней молитве вошли вооружённые люди с требованием ко всем предъявить документы. Они представились сотрудниками ФСБ, но не предъявили ни документы, ни объяснения ситуации. Под угрозой расправы мусульман провели в автобус, отвёзший их в отдел милиции, где с ними провели персональные беседы[35]. Шестеро из них были таджиками — их перевезли в ОВД, у одного из них была просрочена регистрация и его увезли[52].
См. также
Примечания
- Комментарии
- ↑ После завоевания Казанского ханства в 1552 году было завоёвано Астраханское в 1556 и Сибирское в 1589 годах. К концу XVIII века земли Крымского ханства стали российскими, Кавказ по частям был завоёван в XIX веке, колонизация Средней Азии пришлась на последнюю треть XIX века
- ↑ При этом ни одна из них не может разместить более 10 000 человек[42].
В Москве, согласно переписи, живёт 53 000 евреев, которые имеют 5 крупных синагог[28].
Для сравнения — в Лондоне — 100 мечетей, в Нью-Йорке — 140[43].
- Источники
- ↑ Отношение к религиям . Левада-Центр (23.01.2018). Дата обращения: 18 августа 2022.
- ↑ СМР заявил о росте исламофобии и противодействии появлению новых мечетей . РИА Новости (2016.09.26). Дата обращения: 18 августа 2022.
- ↑ Джемаль Г. Д. Фузеи и Карамультуки / Исламский комитет России. — М.: Социально-политическая мысль, 2010. — С. 45. — 184 с. — (Россия и Ислам). — ISBN 978–5–91579–040–6.
- ↑ Бурьянов, 2007, с. 61.
- ↑ Бурьянов, 2007, цит. по: Доклад ПЦ «Мемориал» и комитета «Гражданское содействие» «Фабрикации уголовных дел об «исламском экстремизме» в России: кампания продолжается», 2007., с. 61.
- ↑ Ларюэль, 2021, с. 26.
- ↑ 7,0 7,1 7,2 Miri SJ, Vezvaei S. Critiquing Islamophobia And Universality; How To Explain The Prejudice Against Muslims In Russia? (англ.) // J Organ Behav Res. — 2021. — No. 6 (1). — P. 256—62.
- ↑ Бурьянов, 2007, с. 69.
- ↑ 9,0 9,1 Ларюэль, 2021, с. 12.
- ↑ 10,0 10,1 Ларюэль, 2021, с. 13.
- ↑ Ларюэль, 2021, с. 14.
- ↑ 12,0 12,1 Sorokin, 2017, p. 531.
- ↑ Бурьянов, 2007, с. 25.
- ↑ Бурьянов, 2007, с. 26.
- ↑ Ошибка цитирования Неверный тег
<ref>
; для сносок:2
не указан текст - ↑ «Сахих аль-Бухари» внесён в список экстремистских книг . Коммерсантъ (30 августа 2022).
- ↑ 17,0 17,1 17,2 «Сахих аль-Бухари» нашёл своего читателя . Коммерсантъ (1 сентября 2022).
- ↑ 18,0 18,1 18,2 Ларюэль, 2021, с. 17.
- ↑ 19,0 19,1 19,2 19,3 19,4 Ларюэль, 2021, с. 18.
- ↑ Добаев, Щукина, 2019, с. 26.
- ↑ Sorokin, 2017, p. 534.
- ↑ Ларюэль, 2021, с. 19.
- ↑ Sorokin, 2017, p. 522.
- ↑ Сокирянская Е. Л., Гуревич В. Северокавказские мусульмане в тюрьмах России: права человека, стратегии адаптации, вызовы радикализации и реинтеграция после освобождения / Под ред. Е. Сокирянской. — Центр анализа и предотвращения конфликтов. Архивная копия от 10 ноября 2021 на Wayback Machine
- ↑ Ларюэль, 2021, с. 15.
- ↑ 26,0 26,1 Вопросы соблюдения прав мусульман в России / Духовное собрание мусульман России, Российская ассоциация защиты религиозной свободы. — М., 2020.
- ↑ 27,0 27,1 Ларюэль, 2021, с. 16.
- ↑ 28,0 28,1 28,2 28,3 Малахов В., Летняков Д. Ислам в восприятии российского общества: сравнительно-политический аспект // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. — 2018. — № 2 (36). — С. 248—271. — doi:10.22394/2073-7203-2018-36-2-248-271.
- ↑ Sorokin, 2017, p. 532.
- ↑ Бурьянов, 2007, с. 78—79.
- ↑ Путин выступил против ношения хиджабов в школах . Вести (18 октября 2012).
- ↑ 32,0 32,1 ВС РФ утвердил запрет носить хиджабы и мини-юбки в школах Мордовии . РИА Новости (11.02.2015). Дата обращения: 18 августа 2022.
- ↑ 33,0 33,1 33,2 Дудорова, Маркова, 2019, с. 59.
- ↑ Abbasi, 2022, p. 19.
- ↑ 35,0 35,1 35,2 Бурьянов, 2007, с. 64.
- ↑ 36,0 36,1 Бурьянов, 2007, с. 63.
- ↑ Бурьянов, 2007, с. 63—64.
- ↑ В Калининграде митинговали против строительства мечети в городском парке . ЗакС.Ру. Дата обращения: 18 августа 2022.
- ↑ Марков И.. Мечеть в Калининграде еще не построили, но уже хотят снести, Комсомольская правда (13 февраля 2014).
- ↑ В колонии скончался мусульманский активист Артур Русяев . islamnews.ru. Дата обращения: 16 сентября 2022.
- ↑ Напавшие на сотрудников колонии в Калмыкии заключенные пожаловались на проблемы со здоровьем - омбудсмен . Интерфакс (2022-08-162).
- ↑ 42,0 42,1 Ошибка цитирования Неверный тег
<ref>
; для сносокarab news
не указан текст - ↑ Ошибка цитирования Неверный тег
<ref>
; для сносокSidorov
не указан текст - ↑ Vasily Rudich. Russia's Muslim Reality (англ.) // Foreign Affairs. — 2014-05-08. — ISSN 0015-7120.
- ↑ Islamophobia on the rise after Moscow Metro attacks (англ.). AsiaNews (04/06/2010).
- ↑ Бурьянов, 2007, с. 80.
- ↑ Бурьянов, 2007, с. 78.
- ↑ Дудорова, Маркова, 2019, с. 58.
- ↑ Sorokin, 2017, p. 23.
- ↑ Sorokin, 2017, p. 525.
- ↑ Дудорова, Маркова, 2019, с. 60.
- ↑ Бурьянов, 2007, с. 65.
Литература
- Iskander Abbasi. Russian Islamophobia. From Medieval Tsardom to the Post-Soviet Man / Islamophobia Studies Center. — Berkeley: Islamophobia Studies Journal, 2022.
- Samuel Alexey Sorokin. Islamophobia in Russia. National report // European islamophobia report / Enes Bayraklı, Farid Hafez. — SETA, 2017. — ISBN 978-975-2459-61-8.
- Бурьянов С. А. Ксенофобия, нетерпимость и дискриминация по мотивам религии или убеждений в субъектах Российской Федерации : специализир. информ.-аналит. доклад за 2006 — первую половину 2007 годы. — М.: Московская Хельсинкская группа, 2007. — 240 с. — ISBN 5-98440-039-1.
- Дудорова А. С., Маркова Н. М. Запрет ношения хиджаба в российских школах: история развития конфликта // Научный журнал. — 2019. — № 6 (40).
- Добаев И.П., Щукина Е. Л. Исламофобия в России: истоки и современное состояние // Россия и мусульманский мир. — 2019. — № 2 (312).
- Марлен Ларюэль. Ислам в России. Поиск баланса между безопасностью и интеграцией / ИФРИ. — Russie.NEI.Visions[англ.], № 125, 2021.