Иосиф (Богословский)

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Архиепископ Иосиф
Архиепископ Иосиф
Архиепископ Воронежский и Задонский
27 августа 1853 — 14 ноября 1864
Предшественник Парфений (Чертков)
Преемник Серафим (Аретинский)
Епископ Оренбургский и Уфимский
20 ноября 1849 — 27 августа 1853
Предшественник Иоанникий (Образцов)
Преемник Антоний (Шокотов)
Епископ Дмитровский,
викарий Московской митрополии
27 декабря 1842 — 20 ноября 1849
Предшественник Виталий (Щепетев)
Преемник Филофей (Успенский)

Имя при рождении Иван Иванович Кобыльский
Рождение 29.08.1801 (ст.ст.)
село Кобыльский Погост, Зарайский уезд Рязанской губернии
Смерть 19.02.1892 (ст.ст.)
Воронеж, Митрофановский мужской монастырь
Место захоронения Воронеж, Митрофановский мужской монастырь, Благовещенский собор, под полом
Отец Иван Петрович Кобыльский, 1755 г.р., диакон Никольского храма села Кобыльского Погоста
Мать Ксения Никифоровна, 1757 г.р.
Принятие монашества 20 августа 1828

Награды

Архиепископ Иосиф (в миру Иван Иванович Богословский, при рождении Кобыльский) 29 августа 1801, село Кобыльский Погост, Зарайского уезда, Рязанской губернии — 19 февраля (2 марта) 1892 — епископ Русской православной церкви, архиепископ Воронежский и Задонский (1853—1864), епископ Оренбургский и Уфимский (1849—1853)

Биография

Иван родился 29 августа (11 сентября) 1801 года в многодетной, строго православной и глубоко благочестивой семье причетника Никольского храма села Кобыльского Погоста Ивана Петровича Кобыльского (1755 г.р.) и его законной жены Ксении Никифоровны (1757 г.р.), где не быть в утреню в воскресный день считалось тяжким грехом, а нарушить хотя бы и случайно пост среды и пятницы — неслыханным преступлением. Первоначальное религиозно-нравственное образование получил в семье.

Поступил в Зарайское духовное училище 2 сентября 1812 года. Окончил по первому разряду Рязанскую духовную семинарию в 1824 году, где поменял свою фамилию Кобыльский на Богословский. В том же году по рекомендации ректора духовной семинарии Илиодора (Чистякова) поступил в Московскую духовную академию.

В 1828 году окончил курс Московской духовной академии со степенью старшего кандидата богословия с правом на получение через два года степени магистра и был назначен смотрителем Переяславского духовного училища Московской губернии.

С разрешения митрополита Московского Филарета с именем Иосиф поступил 20 августа 1828 года в монашество в Троице-Сергиеву лавру; имя дано митрополитом Филаретом в память чудотворца Иосифа Волоцкого, день памяти 9 февраля; 5 сентября рукоположён во иеродиакона, а 8 сентября — во иеромонаха.

19 марта 1829 года назначен инспектором Московской духовной семинарии и наставником философских наук.

27 сентября 1830 года удостоен звания соборного иеромонаха при московском ставропигиальном Донском монастыре.

19 марта 1833 года по указу Святейшего синода возведён в сан архимандрита без назначения монастыря, но с присвоением лично степени монастыря 3-го класса.

13 ноября 1834 года утверждён действительным ректором Московской духовной семинарии с занятием класса богословских наук.

21 ноября 1835 года определён настоятелем московского Заиконоспасского мужского монастыря.

С 18 января 1836 года — член Московской духовной консистории.

В воздаяние отлично-усердной службы сопричислен 29 апреля 1839 года к ордену Святой Анны 2-й степени.

Архиерейское служение

27 декабря 1842 года рукоположён во епископа Дмитровского, викария Московской митрополии, стал сотрудником и помощником митрополита Филарета (Дроздова). Рукоположение проходило в московском Чудовом монастыре. Ему был поручен надзор за всеми законоучителями во всех учебных заведениях Москвы и Московской губернии.

За усердное служение и ревностные труды сопричислен 5 апреля 1846 года к ордену Святой Анны 1-й степени.

20 ноября 1849 года стал епископом Уфимским и Оренбургским, где приложил много труда по обращению язычников в христианство и старообрядцев в единоверие и православие.

С 27 августа 1853 года — епископ Воронежский и Задонский. Эта кафедра стала для него главной в жизни.

За усердное пастырское служение сопричислен к ордену Святого Равноапостольного князя Владимира 2-й степени большого креста.

В память войны 1853—1856 годов получил 9 мая 1857 года бронзовый крест на Владимирской ленте и 10 сентября 1859 года светло-бронзовую медаль на Андреевской ленте.

Именным Высочайшим указом во внимание к отлично-усердному служению и ревностным пастырским трудам 3 апреля 1860 года возведён в сан архиепископа.

13 августа 1861 года с Высочайшего соизволения указом Святейшего синода ему поручено быть при открытии мощей святителя Тихона Задонского.

Это был человек дела, а не слова, и он спешил делать, как бы понимая, что для него скоро настанет многолетняя ночь. Просмотр массы ученических сочинений на учительском поприще, чтение епархиальных дел, написанных различными почерками, свечное освещение, возраст содействовали окончательной потере зрения. 26 сентября 1863 года он смог отслужить литургию и молебен в Крестовой церкви. Этим днём и закончились его священнодействия.

14 ноября 1864 года уволен на покой с указанием жить в Воронежском Митрофановском монастыре, где он и поселился в нижнем этаже архиерейского дома. Двадцать семь лет, проведённые святителем на покое, были для него временем самого деятельного нравственного самоусовершенствования, временем строгих бдений, поста и непрестанной молитвы.

Умер бывший архиепископ Воронежский и Задонский 19 февраля 1892 года (по старому стилю), на 91-м году жизни, в Митрофановом монастыре от воспаления левого лёгкого. На следующий день, положенный в простой, обитый фиолетовым бархатом гроб, был перенесён в Трапезную церковь Митрофанова монастыря при громадном стечении граждан. За теснотою помещения Трапезной церкви не все желавшие поклониться гробу почившего архипастыря могли поместиться в самом храме и вынуждены были целые часы дожидаться очереди во дворе монастыря. Но ни холод, ни теснота помещения, ни давка посетителей не могли ослабить усердия почитателей покойного, и движение народа ко храму и из храма продолжалось целые дни с раннего утра и до глубокой ночи.

Погребение тела состоялось 22 февраля 1892 года. Гроб с останками почившего архипастыря был обнесён вокруг Благовещенского Митрофанова монастыря с пением великого канона «Помощник и Покровитель» и поставлен в заранее приготовленном склепе рядом с прежде почившими архипастырями Филаретом, Серафимом и Вениамином под полом Благовещенского собора. Массы народа, не поместившегося в соборе, всё время погребения ожидали появление гроба во дворе монастыря и с горячею молитвою на устах и скорбью сердечною проводили почившего святителя на место вечного упокоения.

Награды

Сочинения

  • «О праздниках первенствующей церкви»
  • «Слово по случаю открытия дворянских выборов в Московской губернии» (1844 г.)
  • «Слово при перенесении мощей преподобного Саввы» («Московские губернские ведомости», 1847 г., № 31);
  • «Семь поучений о силе и значении троеперстного и именославного перстосложений» (1860 г.).
  • «Душеполезное чтение», 1892 г., № 4. Здр.
  • «Письма» // «Воронежские епархиальные ведомости». — 1892, 1893.

Примечания

  1. Список кавалерам российских императорских и царских орденов и имеющим знаки отличия беспорочной службы, всемилостивейше пожалованным в течение 1846 года, служащий прибавлением к общему кавалерскому списку. Санкт-Петербург, 1847.

Ссылки