Сибирь (ледокол, 1938)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Иосиф Сталин (ледокол)»)
Сибирь
Сибирь
Почтовая марка СССР, 1977 годПочтовая марка СССР, 1977 год
Флаг СССР
Класс и тип судна Пароход-ледокол
Изготовитель Балтийский судостроительный завод № 189 имени С. Орджоникидзе, Ленинград
Спущен на воду 14 августа 1937
Введён в эксплуатацию 1938
Выведен из состава флота 1973
Статус разобран на металл в 1973 году
Награды и почести Орден Ленина
Основные характеристики
Водоизмещение 11 000 тонн
Длина 106,9 метров
Ширина 23,1 метр
Осадка 8,8 метра
Валовая вместимость 4866 брт
Двигатели ГЭУ котломашинная, 3 х 3800 л.с.
Мощность 10 000 л.с.
Движитель 3 винта
Скорость хода 15,5 узлов
Экипаж 142

Сибирь (построен как И. Сталин) — первый линейный ледокол[неизвестный термин] построенный в СССР. Головной корабль проекта 51 в серии из четырёх ледоколов.

История

Конверт с фото ледокола «И. Сталин» (на марке — ледокол «Красин»)
Почтовая марка СССР, 1940 год: Михаил Белоусов и Иван Папанин

Проект № 51, разработка петроградского «Судопроекта», руководитель К. И. Боханевич. В качестве прототипа использован хорошо зарекомендовавший себя ледокол «Красин». Проект использовал проверенные решения и учитывал накопленный при эксплуатации «Красина» опыт. Паровые машины строились по британским чертежам, котлы — угольные. «И. Сталин» — головной корабль в серии. Следующими кораблями серии были «В. Молотов» («Адмирал Макаров»), тоже ленинградской постройки, затем «Л. Каганович» («Адмирал Лазарев») и «О. Шмидт» («А. Микоян») николаевской постройки.[1]

Назван в честь советского государственного деятеляИ. В. Сталина. Вышел в свой первый рейс 23 августа 1938 года под командованием И. П. Воронина.

На самой первой странице судового журнала № 1 была сделана запись:

23 августа 1938 года в 7.00 построенный на отечественном заводе ледокол „Сталин“ принят от представителей верфи и вступил в ведение ГУСМП под командованием капитана дальнего плавания В. И. Воронина, о чём составлен генеральный приемо-сдаточный акт. В 8.00 поднят кормовой флаг СССР и объявлены морские вахты.

В 1939—1940 гг. капитаном ледокола был Белоусов М. П., совершивший за одну навигацию два сквозных рейса по Северному морскому пути.

Впервые подробно о флагмане Арктического флота ледоколе «И.Сталин» было написано в журнале «Техника — молодёжи» № 5 за 1939 год.

19 марта 1940 года награждён орденом Ленина (номер 6015).[2]

В годы Великой Отечественной войны ледокол был под командованием капитана советского ледокольного флота Воронина В. И..

В начале 1942 года во время налета немецкой авиации «И. Сталин» получил повреждения и был направлен на ремонт в Сиэтл (США).
В 1943 году ледокол работал в Охотском море на проводке судов, следующих из американского Портленда с грузами ленд-лиза, а также в Восточном секторе Арктики.

Ледокол был капитально перестроен в 1958 году во Владивостоке, позднее переименован в «Сибирь».
В 1972—1973 участвовал в дальневосточной нефтеразведочной экспедиции.
В 1973 году ледокол был сдан на слом.

Капитаны

См. также

Ссылки

Примечания

  1. «Техника — молодёжи» №5, 1995 г. [1] Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine
  2. ОРДЕНСКАЯ КНИЖКА — Тип 10. Дата обращения: 17 апреля 2010. Архивировано 7 февраля 2009 года.