Инвенция (изобразительное искусство)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Инве́нция (от лат. inventio — находка, изобретение, выдумка). В искусстве итальянского барокко второй половины XVI—XVII веков инвенцией называли идею, замысел, композицию, а также литературную программу изобразительной композиции, в которой подробно излагается сюжет, приводится иконография персонажей, объясняются атрибуты, аллегории, символы, девизы и эмблемы. Такие программы, ввиду особой сложности тем и сюжетов в искусстве барокко, по поручению заказчиков произведений составляли «инвенторы». Для такой работы требовались специальное образование, эрудиция, знание истории, мифологии и иконографии религиозных сюжетов. Близкое понятие — кончетто. Краткое изложение — абрегé[1].

В искусстве Франции XVII—XVIII веков инвенторами называли рисовальщиков, создававших проекты, картоны, подготовительные рисунки для гобеленов, фресок, декоративного убранства интерьеров, деталей мебели. Так, например, в 1804—1813 гг. инвентором Императорского стеклянного завода в Санкт-Петербурге был французский архитектор Ж.-Ф. Тома де Томон. Близкое понятие — дессинатор (фр. dessinateur — рисовальщик). Термин «дессинатор» используется и в наше время, но в иных значениях[2].

Примечания

Литература

  • Власов В. Г. Инвентор, инвенция // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства : в 10 т. / В. Г. Власов. — СПб : Азбука-классика, 2010. — Т. IV. — С. 101—102.