Иконина, Мария Николаевна

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Мария Иконина
Имя при рождении Мария Никоновна Иконина
Дата рождения 1788(1788)
Место рождения Российская империя
Дата смерти 6 (18) августа 1866(1866-08-18)
Место смерти Санкт-Петербург, Российская империя
Гражданство  Российская империя
Профессия артистка балета
Годы активности 1806—1829
Театр Большой театр (Санкт-Петербург)

Мари́я Никола́евна Ико́нина (наст. отчество Никоновна[1]; 1788—1866) — русская артистка балета.

Биография

Мария Николаевна училась в Петербургском театральном училище; её педагогом был Ш. Дидло, у которого она была одной из любимых учениц и который возлагал особенные надежды на её будущее[2]. Ещё в бытность её ученичества, Дидло вывел Марию на сцену в своих постановках в Большого Каменного театра. В 1806 году она появилась в небольшой партии Аминты в балете Дидло «Зефир и Флора», а в следующем 1807 году уже исполнила большую партию — Креуса в балете «Медея и Язон», поставленном Ш.Дидло с использованием хореографии Новерра. В том же 1807 году она танцевала в одном из спектаклей па-де-де Дианы и Аполлона в паре со своим педагогом Ш.Дидло[1].

По окончании училища в 1809 году сразу была принята в императорскую Петербургскую балетную труппу на амплуа первой танцовщицы. Там она проработала до конца своей творческой биографии; лишь в самом начале, сразу по принятии в Петербургский театр, 11 августа 1809 года, некоторое время танцевала в Москве с А. С. Новицкой и Луи Дюпором[1]. Среди её других партнеров по сцене: А. И. Истомина, Е. И. Колосова, О.Пуаро, А. А. Лихутина, Я. Люстих, М. И. Данилова, Н. О. Гольц.

Энциклопедия «Русский балет» подчеркивает: «Танец Икониной отличался царственной величавостью и огненным темпераментом»[1]. Уволена от службы с пенсией 11 августа 1831 года. Скончалась в Петербурге в августе 1866 года, после отпевания в Андреевском Соборе была похоронена на Смоленском кладбище. Её дочь Софья Дмитриевна (1812—после 1866) была замужем за коллежским советником Костылевым.

Партии

  • 1806 — «Зефир и Флора», балетмейстер Ш.Дидло — Аминта
  • 1807 — «Медея и Язон», балетмейстер Ш.Дидло по Новерру — Креуса
  • 1808 — «Любовь Венеры и Адониса», балетмейстер Луи Дюпор — одна из нимф
  • 1809 — «Амур и Психея», балетмейстер Ш.Дидло — Венера
  • 1809 — «Суд Париса», балетмейстер Луи Дюпор — Венера
  • 1814 — «Торжество России, или Русские в Париже», балетмейстер И. И. Вальберх — одна из благородных парижских дам
  • 1814 — «Гений Благости, или Распря Аполлона с Марсом», балетмейстер И. И. Вальберх — Муза
  • 1815 — «Амазонка», балетмейстер И. И. Вальберх — Дух в виде волшебницы
  • 1816 — «Ацис и Галатея», балетмейстер Ш.Дидло — Венера
  • 1816 — «Неожиданное возвращение, или Вечер в саду», балетмейстер Ш.Дидло — Клара
  • 1817 — «Карлос и Розальба, или Любовник, кукла и образец», балетмейстер Ш.Дидло — Дона Еливира
  • 1817 — «Венгерская хижина», балетмейстер Ш.Дидло — Венгерская госпожа двора Леопольда
  • 1817 — «Молодая молочница, или Нисетта и Лука», балетмейстер Ш.Дидло — Графиня
  • 1817 — «Тезей и Ариана», балетмейстер Ш.Дидло — Придворная госпожа двора Миноса
  • 1819 — «Рауль де Креки, или Возвращение из крестовых походов», балетмейстер Ш.Дидло — одна из придворных дам
  • 1820 — «Кора и Алонзо, или Дева Солнца», балетмейстер Ш.Дидло — Мелоc
  • 1821 — «Роланд и Моргана», балетмейстер Ш.Дидло — волшебница Мелита
  • 1829 — «Зефир и Флора», балетмейстер Ш.Дидло — Венера

Кроме балетных партий на протяжении всего творческого периода исполняла дивертисменты в операх: «Алина, Королева Голкондская» (1815), «Прекрасная Арсена», «Эдип в Колоне», «Ромео и Юлия», «Вавилонские развалины» (1818).

Литература

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Русский балет. Энциклопедия
  2. Иконина Мария Николаевна // Биографический словарь. — 2000.