Идеальный роман

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Идеальный роман
Автор Макс Фрай
Язык оригинала русский
Дата первой публикации 1999
Издательство Азбука

«Идеальный роман» — книга Макса Фрая, составленная исключительно из названий и последних абзацев никогда не существовавших книг[1][2] (не считая короткого предисловия, в котором объясняется замысел автора).

Представлены примеры 23 литературных жанров, рассортированные в алфавитном порядке по названию жанра. Количественное соотношение разных жанров соответствует представлению автора о предпочтениях читающей публики — больше всего детективов и женских романов, мистики, фантастики и фэнтези, эротики; есть современная проза (много латиноамериканской), «сетература», русская и зарубежная классика, шедевры средневековья и эпохи Возрождения; немного детских книжек, эзотерическая литература, юмор и др.

Разумеется, здесь представлены только образцы художественной литературы, поскольку человек, с волнением заглядывающий в конец справочника ветеринара или англо-русского словаря, — явление замечательное, но маловероятное.

Названия некоторых из несуществующих книг вызывают однозначные аналогии с книгами существующими и хорошо известными — например, «Пикко, который живёт в водосточной трубе» («Карлсон, который живёт на крыше»), «Метроном Ларошфуко» («Маятник Фуко»). Но в основном изображаются не конкретные книги, а жанровые стереотипы. Первоначально роман появился на сайте Макса Фрая и долгое время был известен только пользователям Интернета (которых в России в 1990-е годы было намного меньше, чем сейчас). Позже он был дополнен и опубликован в бумажном виде в одной книге с эссе «Власть литературы» о приёмах, используемых авторами, чтобы привлечь читателей.

«Человек читающий в системе массовых коммуникаций превращается в человека участвующего, человека пишущего. Показателен в этом отношении эксперимент Макса Фрая с его „Идеальным романом“», — считает Мария Черняк, рассуждая о категории автора в современной литературе[3]. — «Публикуя в своем «Идеальном романе» только заголовок и конец литературного произведения, автор даёт возможность «идеальному читателю» пережить в своём воображении чтение всего гипотетического романа.»[4]

Примечания

  1. Андрей Василевский «Дневник праздного читателя», июль 1999«Книга, составленная из последних абзацев книг разных жанров, стилей и эпох, что уже было бы занимательно. Но „абзацы“ эти сочинены Максом(ами) Фраем(ями). Местами очень убедительно, местами смешно.»
  2. Черняк В. Д., Черняк М. А. Заглавие // Массовая литература в понятиях и терминах: учебный словарь-справочник. — 2-е издание, стереотипное. — М.: Флинта, 2015. — С. 53. — 192 с. — ISBN 978-5-9765-2128-5.
  3. Черняк М. А. Категория «автора» в массовой литературе Архивная копия от 18 марта 2009 на Wayback Machine // Феномен массовой литературы XX века. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005, с. 164.
  4. Черняк М. А. Прогнозирование читательской рецепции в новейшей отечественной массовой литературе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2005. — № 11. Архивировано 12 ноября 2022 года.

Ссылки

См. также