Иванов, Алексей Николаевич (рекламист)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Иванов Алексей Николаевич
На форуме «Матрица рекламы», 2018 годНа форуме «Матрица рекламы», 2018 год
Дата рождения 4 февраля 1969(1969-02-04) (55 лет)
Место рождения Химки, Московская область
Гражданство  СССР Россия
Направление реклама и маркетинг
mastermind.ru

Алексе́й Николáевич Иванóв (род. 4 февраля 1969, Химки) — российский рекламист, спикер, автор книг-бестселлеров по рекламе и маркетингу. Автор слоганов «Хорошо иметь Домик в деревне»[1], «Maggi. Маленькие победы каждый день», «Nuts — крепкий орешек» и других. Член Союза журналистов Москвы.

Биография

Родился в семье инженеров-механиков по летательным и космическим аппаратам[2].

В 1983—1985 годах учился в Москве в физико-математической школе-интернате № 18 (сегодня: Специализированный учебно-научный центр — школа-интернат имени А. Н. Колмогорова) при МГУ (двухгодичный поток)[3].

В 1991 году окончил с отличием Московский физико-технический институт[4] (последний выпуск в СССР) и продолжил учёбу в аспирантуре МФТИ.

В 1993 году стажировался в компании Space Exploration Associates (сегодня: Applied Sciences), США.

В 1994 на базе НИИТП (сегодня: Исследовательский центр имени М. В. Келдыша) досрочно защитил диссертацию по теме «Кинетика деградационных процессов в пучковой плазме»[5] (научные руководители — А. С. Коротеев, М. М. Прудников[6]) и получил учёную степень кандидата физико-математических наук.

Начинал работу в рекламной индустрии в 1993 году как копирайтер BBDO Marketing. После этого работал в агентствах Young&Rubicam, Publicis United Campaigns и Адвента. Создавал рекламу для брендов Nestlé, Unilever, Lufthansa, Вимм-Билль-Данн, шоколадной фабрики «Россия»[7] (Nuts[8], «Россия — щедрая душа!», конфеты «Родные просторы»), Coca-Cola.

Принадлежит к первому поколению отечественных рекламистов.

В 2002 году основал компанию «МастерУм».

В 2010 году написал книгу «Бесплатная реклама: результат без бюджета», которая выдержала 10 изданий[9].

Обложка одной из книг автора

Статьи и рецензии на книги Иванова выходили в журналах Forbes[10], «Коммерсантъ Секрет Фирмы»[11], «Эксперт»[12],[13], «Профиль»[14], «Компания»[15], «Генеральный директор»[16], «Коммерческий директор», Psychologies[17],[18], MAXIM (с анонсом на обложке)[19], «Наука и жизнь»[20], «Химия и жизнь»[21], «За науку»[22], газетах «Московская правда»[23], «Литературная газета»[24], «Наша версия», на радио Business FM[25], Сити FM, MediaMetrics[26] и телевидении[27],[28].

Труды рекламиста неоднократно замечены на книжной ярмарке интеллектуальной литературы Non/fiction[29],[30]. Среди десятки лучших премьер в 2012 году журнал «Профиль» назвал работу «Не может быть. Парадоксы в рекламе, бизнесе и жизни»[31].

Презентации книг, творческие встречи автора с читателями и журналистами проходили на XIII национальной выставке «Книги России»[32] на ВВЦ, ХХIII Московской международной книжной ярмарке, в «Московском доме книги» на Новом Арбате, «Библио-Глобусе»[33], «Молодой гвардии» и в книжных магазинах «Республика». Часть из них в формате «Печа-куча».

Входил в состав жюри бизнес-конкурсов, которые проводил журнал «Генеральный директор» совместно с социальной сетью Профессионалы.ру и компанией 3M[34],[35],[36].

С 2008 года в качестве приглашенного спикера проводит мастер-классы по теории и практике рекламы в МГУ, МФТИ[37], Высшей школе экономики (НИУ ВШЭ), Российском университете дружбы народов (РУДН)[38], Российском новом университете (РосНОУ) и других вузах. С 2016 преподаёт в компании «Сити Класс» вместе с Ириной Хакамадой, Степаном Демурой, Эвелиной Хромченко, Максимом Поташевым[39],[40].

Интервью и онлайн-конференции публиковались на порталах E-xecutive.ru[41],[42],[43], Клерк.Ру[44],[45],[46] и в социальной сети Профессионалы.ру[47]. Колумнист журнала «Свой бизнес»[48],[49],[50],[51],[52].

Обложки четырёх его книг оформила «Студия Артемия Лебедева»[53],[54],[55],[56].

В 2014 году вышла книга «Как придумать идею, если вы не Огилви», где описаны и приведены в систему восемь креативных приёмов (Предельный переход[57], Разделение, Инверсия, Приумножение, Метафора, Скрытые резервы, Гипербола, Намеренное нарушение симметрии), статистически наиболее часто встречающихся в рекламных кампаниях за последние 30 лет[58]. По итогам года образовательная онлайн-платформа «Нетология» включила работу в список 11 лучших книг по маркетингу.

В 2019 году книга переведена на английский язык[59] и представлена во многих странах мира[60].

В 2020 книга переведена на украинский, болгарский[61] и турецкий[62] языки.

В 2021 году «Альпина Паблишер» перевыпустила 6-е издания книг «Реклама. Игра на эмоциях» и «Как придумать идею, если вы не Огилви» в одной бизнес-серии с Филипом Котлером.

Увлечения и хобби

Обложка книги о юморе

Игра разума во всех её проявлениях, жизнь и поэзия А.С. Пушкина, любовная лирика В.В. Маяковского, юморотворчество[63]. В студенческие годы играл в КВН, занимался в театральной студии. Участник 1-го и 2-го Всесоюзных фестивалей «КиВиН». Более 30 лет коллекционирует остроумные афоризмы и философские шутки.

В конце 2022 года в издательстве «Библос» выпустил книгу «Как научиться шутить. Инженерный подход к юморотворчеству».

Как отметил Борис Надеждин[64]:

Автору удалось то, что мне всегда представлялось недостижимым – систематизировать процесс юморотворчества.

Среди любимых занятий рекламиста СМИ называли также плавание, игру в теннис, прогулки на велосипеде, бег. Четырехкратный чемпион МФТИ на дистанции 100 метров[65] (тренеры — В. В. Поляков, В. А. Мякишев и А. В. Митрофанов).

Цитата

Творчество гораздо чаще, чем это принято думать, сводится к вычитанию, отказу от лишнего и ненужного.

Российские издания

  • Иванов А. Н. Бесплатная реклама: результат без бюджета. — М.: Альпина Паблишер, 2010. — 206 с. — ISBN 978-5-9614-1218-5.
  • Иванов А. Н. Здравому смыслу вопреки. Парадоксальные решения в рекламе, бизнесе и жизни. — М.: Претекст, 2011. — 272 с. — ISBN 978-5-98995-070-6.
  • Иванов А. Н. Волшебный пинок, или Как рекламироваться бесплатно. — М.: Библос, 2012. — 304 с. — ISBN 978-5-905641-01-5.
  • Иванов А. Н. Не может быть. Парадоксы в рекламе, бизнесе и жизни. — М.: Библос, 2013. — 408 с. — ISBN 978-5-905641-04-6.
  • Иванов А. Н. Зависть и другие вечные двигатели рекламы. — М.: Библос, 2014. — 212 с. — ISBN 978-5-905641-08-4.
  • Иванов А. Н. Как придумать идею, если вы не Огилви. — М.: Альпина Паблишер, 2014. — 240 с. — ISBN 978-5-9614-4965-5.
  • Иванов А. Н. Реклама. Игра на эмоциях. — М.: Альпина Паблишер, 2015. — 250 с. — ISBN 978-5-9614-5297-6.
  • Иванов А. Н. Сильный ход. Нестандартные решения в рекламе. — М.: Альпина Паблишер, 2016. — 216 с. — ISBN 978-5-9614-5748-3.
  • Иванов А. Н. Откровения рекламиста. — М.: Библос, 2017. — 192 с. — ISBN 978-5-905641-42-8.
  • Иванов А. Н. Рекламист в гостях у физика. — М.: Библос, 2019. — 280 с. — ISBN 978-5-905641-61-9.
  • Иванов А. Н. Доказательная реклама. — Ростов н/Д: Феникс, 2021. — 192 с. — ISBN 978-5-222-36075-0.
  • Иванов А. Н. Как научиться шутить. Инженерный подход к юморотворчеству. — М.: Библос, 2022. — 319 с. — ISBN 978-5-6048478-2-4.

Зарубежные издания

  • Alexey Ivanov. How to Create an Idea If You Are Not Ogilvy. The Secret Weapons of Advertising (англ.). — Stuttgart: Ibidem-Verlag, 2019. — 172 p. — ISBN 978-3-8382-1233-3.
  • Иванов А. Скритите оръжия в рекламата. Как да създадеш идея, без да си Огилви (болг.). — София: Изток-Запад, 2020. — 176 с. — ISBN 978-619-01-0598-5.
  • Alexey Ivanov. Eğer Ogilvy Değilseniz Bir Fikir Yaratmanın Yolları: Reklamcılığın Gizli Silahları (тур.). — İstanbul: Cinius Yayınları, 2020. — 205 с. — ISBN 978-625-7863-72-8.
  • Іванов O. Як придумати ідею, якщо ви не Оґілві (укр.). — Дніпро: Моноліт-Bizz, 2020. — 216 с. — ISBN 978-617-577-172-3.

Интересные факты

Файл:Откровения рекламиста.jpg
Книга-интервью
  • Интервью Алексея Иванова различным газетам и журналам за 10 лет изданы отдельной книгой[66].
  • Его рекламное объявление стало предметом вопроса для игры «Что? Где? Когда?» и принесло очко телезрителям в финале 2017 года (автор вопроса заработал 461 тысячу рублей)[67].
  • Идею обложки книги How to Create an Idea If You Are Not Ogilvy придумал сам автор при помощи тех креативных приемов, которым она и посвящена[68].
  • Первая публикация вышла, когда автору было 10 лет[69].
  • Цитаты рекламиста послужили эпиграфами глав в трудах генерального директора Instinct BBDO Светланы Петровой[70] и копирайтера Дениса Каплунова[71].
  • Книгу, которая выдержала 10 изданий, никто не хотел издавать[72].

Аудиокниги

  • Иванов А. Н. Рекламист в гостях у физика. — М.: Библос, 2019.
  • Иванов А. Н. Как придумать идею, если вы не Огилви. — М.: Альпина Диджитал, 2020.
  • Иванов А. Н. Реклама. Игра на эмоциях. — М.: Альпина Диджитал, 2021.
  • Иванов А. Н. Чувство вины в рекламе. Как побудить клиентов к покупке. — М.: Библос, 2022. — ISBN 978-5-905641-21-3.
  • Иванов А. Н. Страх в рекламе. Как побудить клиентов к покупке. — М.: Библос, 2022. — ISBN 978-5-905641-22-0.
  • Иванов А. Н. Любопытство в рекламе. Как побудить клиентов к покупке. — М.: Библос, 2022. — ISBN 978-5-905641-24-4.
  • Иванов А. Н. Зависть в рекламе. Как побудить клиентов к покупке. — М.: Библос, 2022. — ISBN 978-5-905641-23-7.
  • Иванов А. Н. Любовь в рекламе. Как побудить клиентов к покупке. — М.: Библос, 2022. — ISBN 978-5-905641-27-5.
  • Иванов А. Н. Жадность в рекламе. Как побудить клиентов к покупке. — М.: Библос, 2022. — ISBN 978-5-905641-25-1.
  • Иванов А. Н. Тщеславие в рекламе. Как побудить клиентов к покупке. — М.: Библос, 2022. — ISBN 978-5-905641-26-8.
  • Иванов А. Н. Как научиться шутить. Инженерный подход к юморотворчеству. — М.: Библос, 2022. — ISBN 978-5-6048478-2-4.

Примечания

  1. Лучшие слоганы России. Дата обращения: 30 ноября 2021. Архивировано 30 ноября 2021 года.
  2. Как прожить вместе 55 лет? «Изумрудные» юбиляры Ивановы знают секрет Архивная копия от 30 декабря 2022 на Wayback Machine // Газета «Химкинские новости», №50 (2948), 23 декабря 2022, стр. 14.
  3. СУНЦ МГУ. Известные выпускники Архивная копия от 24 января 2022 на Wayback Machine: Летопись Московского университета
  4. Правила жизни физтехов Архивная копия от 30 ноября 2021 на Wayback Machine: Интервью с Алексеем Ивановым к 70-летию МФТИ
  5. Библиотека авторефератов и диссертаций по физико-математическим и химическим наукам. Дата обращения: 30 ноября 2021. Архивировано 30 ноября 2021 года.
  6. Исследование неравновесного излучения слабоионизованной плазмы гелия Архивная копия от 24 июня 2022 на Wayback Machine // ТВТ, т. 30, №2, март-апрель 1992, стр. 230–235.
  7. «Россия»: шоколадная душа // «Рекламный мир», №11-12 (84-85), 2000, стр. 36, 37.
  8. Хаос в production house // «Рекламный журнал», №5, 2000, стр. 6, 7.
  9. Единственная в России книга по рекламе, выдержавшая 10 изданий Архивная копия от 30 ноября 2021 на Wayback Machine // Рекламный совет, 8 октября 2021.
  10. Как парадоксы и загадки выручают бизнесменов Архивная копия от 30 ноября 2021 на Wayback Machine // Forbes, №3 (108), март 2013, стр. 28.
  11. Данных много не бывает Архивная копия от 30 ноября 2021 на Wayback Machine // «Коммерсантъ Секрет Фирмы», №3 (339), март 2014, стр. 104.
  12. В поисках отсутствия смысла Архивная копия от 30 ноября 2021 на Wayback Machine // «Эксперт», №11 (745), 21 марта 2011, cтр. 97.
  13. Изменить мышление Архивная копия от 19 июля 2022 на Wayback Machine // «Эксперт», №11 (843), 18 марта 2013, cтр. 89.
  14. Парадоксов друг Архивная копия от 20 октября 2022 на Wayback Machine // «Профиль», №42, 15 ноября 2010, cтр. 70.
  15. Этот тест не проходит 3/4 рекламы Архивная копия от 9 декабря 2021 на Wayback Machine // «Компания», №11 (648), 28 марта 2011, cтр. 52.
  16. Всегда ли в бизнесе и в жизни выгодно быть первым? Архивная копия от 18 ноября 2022 на Wayback Machine // «Генеральный директор», №3 (63), март 2011, cтр. 74, 75.
  17. Книги. Наш выбор Архивная копия от 16 июля 2022 на Wayback Machine // Psychologies, №72, апрель 2012, стр. 204.
  18. Книги. Наш выбор Архивная копия от 13 октября 2022 на Wayback Machine // Psychologies, №90, октябрь 2013, стр. 171.
  19. Правила нарасхвата Архивная копия от 27 августа 2022 на Wayback Machine // MAXIM, №9, сентябрь 2009, cтр. 64–68.
  20. Снаряд против брони Архивная копия от 16 мая 2022 на Wayback Machine // «Наука и жизнь», №8, август 2010, cтр. 63.
  21. Держите руки шире // «Химия и жизнь», №6, июнь 2012, стр. 28.
  22. Как решать нерешаемые задачи Архивная копия от 21 мая 2022 на Wayback Machine // «За науку», 17 сентября 2019.
  23. Деньги из воздуха Архивная копия от 30 ноября 2021 на Wayback Machine // «Московская правда», №6 (660), 29 марта 2012, стр. 5.
  24. С медведями — без очереди Архивная копия от 30 ноября 2021 на Wayback Machine // «Литературная газета», №5 (6448), 5 февраля 2014.
  25. Полезные книги на Business FM Архивная копия от 8 июля 2022 на Wayback Machine // Business FM, 26 апреля 2010.
  26. Дао бизнеса Архивная копия от 10 августа 2022 на Wayback Machine // MediaMetrics, 19 сентября 2017.
  27. Засекреченные списки – 7 смертных грехов торговли Архивная копия от 8 июля 2022 на Wayback Machine // РЕН ТВ, 17 апреля 2021.
  28. Эмоции в рекламе и торговле Архивная копия от 16 марта 2022 на Wayback Machine // Комментарии эксперта на канале РЕН ТВ.
  29. Требуются личности // «Профиль», №45, 5 декабря 2011, стр. 87.
  30. Чтение для ума Архивная копия от 6 июля 2022 на Wayback Machine // «Профиль», №45, 2 декабря 2013, стр. 68, 69.
  31. Пища для ума Архивная копия от 13 октября 2022 на Wayback Machine // «Профиль», № 45, 3 декабря 2012, стр. 78, 79.
  32. Презентация книги «Бесплатная реклама» на выставке «Книги России» Архивная копия от 20 сентября 2022 на Wayback Machine // XIII национальная выставка-ярмарка «Книги России», 13 марта 2010.
  33. Алексей Иванов в «Библио-Глобусе» Архивная копия от 15 марта 2022 на Wayback Machine // «Библио-Глобус», 2 июня 2015.
  34. Ташкент помог Якутску: итоги конкурса на лучшие решения бизнес-кейсов Архивная копия от 26 октября 2022 на Wayback Machine // «Генеральный директор», №9 (57), сентябрь 2010.
  35. Победила точка зрения потребителя: итоги конкурса бизнес-кейсов Архивная копия от 26 октября 2022 на Wayback Machine // «Генеральный директор», №12 (60), декабрь 2010.
  36. Как продвигать интернет-проект: итоги конкурса бизнес-кейсов Архивная копия от 26 октября 2022 на Wayback Machine // «Генеральный директор», №5 (65), май 2011.
  37. Встреча с рекламистом в МФТИ Архивная копия от 28 сентября 2022 на Wayback Machine // МФТИ, 31 октября 2019.
  38. Мастер-класс «Как придумать идею, даже не будучи творческим человеком» Архивная копия от 28 сентября 2022 на Wayback Machine // РУДН, 22 ноября 2017.
  39. Алексей Иванов в Сити Классе Архивная копия от 7 ноября 2022 на Wayback Machine // Сити Класс, 2016—2022.
  40. Логотип YouTube Инверсия от быта до ядерной физики (Сити Класс) // Сити Класс, 7 июля 2016.
  41. Чем креативнее реклама, тем она дешевле Архивная копия от 13 мая 2021 на Wayback Machine // E-xecutive.ru, 13 ноября 2012.
  42. Почему вы так завистливы? // E-xecutive.ru, 28 января 2014.
  43. Почему одни добиваются успеха, а другие - нет? // E-xecutive.ru, 26 марта 2013.
  44. Половину из тех, кто к нам обращается, мы отправляем домой Архивная копия от 8 июля 2022 на Wayback Machine // Клерк.Ру, 13 декабря 2011.
  45. 10 золотых правил рекламы от Алексея Иванова // Клерк.Ру, 28 августа 2016.
  46. Если нет бюджета на рекламу: 25 лайфхаков, как самому продвигать бизнес // Клерк.Ру, 20 июня 2017.
  47. Как придумать то, что выучит вся страна? Архивная копия от 10 августа 2022 на Wayback Machine // Онлайн-конференция Профессионалы.ру в рамках проекта «Доска почёта», 18 июля 2015.
  48. О прорывных идеях // «Свой бизнес», 20 января 2014.
  49. Эффект избирательного внимания // «Свой бизнес», 29 апреля 2014.
  50. Самый важный секрет интернет-маркетинга // «Свой бизнес», 19 ноября 2015.
  51. Почему бесплатные идеи обходятся так дорого? // «Свой бизнес», 15 августа 2016.
  52. Почему реклама подобна венчурным инвестициям // «Свой бизнес», 27 декабря 2016.
  53. Оформление книги «Здравому смыслу вопреки» Архивная копия от 21 июля 2022 на Wayback Machine // «Студия Артемия Лебедева», 2 октября 2010.
  54. Оформление книги «Волшебный пинок, или Как рекламироваться бесплатно» Архивная копия от 6 июля 2022 на Wayback Machine // «Студия Артемия Лебедева», 9 декабря 2011.
  55. Оформление книги «Не может быть» Архивная копия от 21 июля 2022 на Wayback Machine // «Студия Артемия Лебедева», 24 октября 2012.
  56. Оформление книги «Зависть и другие вечные двигатели рекламы» Архивная копия от 21 июля 2022 на Wayback Machine // «Студия Артемия Лебедева», 5 декабря 2013.
  57. Рекламист в гостях у физика Архивная копия от 16 декабря 2017 на Wayback Machine // Клерк.Ру, 26 ноября 2014.
  58. Иванов А. Н. Как придумать идею, если вы не Огилви. — М.: Альпина Паблишер, 2014. — 240 с. — ISBN 978-5-9614-4965-5.
  59. Отечественная книга о рекламе впервые издана на Западе Архивная копия от 30 ноября 2021 на Wayback Machine // Cossa.ru, 25 июля 2019 года.
  60. Книга жителя ЗАО вышла в США, Японии и 65 других странах Архивная копия от 30 ноября 2021 на Wayback Machine // «Наша версия», 29 августа 2019.
  61. 'Руският Огилви': Будният и любознателен ум е безценен капитал за всеки бизнес (болг.) Архивная копия от 3 декабря 2021 на Wayback Machine / «Русский Огилви»: Открытый, любознательный ум — бесценный капитал в любом бизнесе // Offnews.bg, 19 марта 2020.
  62. Первая русская бизнес-книга в Турции Архивная копия от 30 ноября 2021 на Wayback Machine // Рекламный совет, 29 октября 2020.
  63. Как научиться шутить. Инженерный подход к юморотворчеству Архивная копия от 28 сентября 2022 на Wayback Machine — М.: Библос, 2022. — 319 с. — ISBN 978-5-6048478-2-4.
  64. Рекламист «систематизировал процесс юморотворчества» // Рекламный совет, 16 января 2023.
  65. Старты легкоатлетов // «За науку», №17 (1073), 14 апреля 1989.
  66. Вышла в свет уникальная книга нашего земляка Алексея Иванова Архивная копия от 3 декабря 2021 на Wayback Machine // Газета «На Западе Москвы», 4 апреля 2017.
  67. Плакат жителя ЗАО принес победу над магистрами «Что? Где? Когда?» Архивная копия от 1 декабря 2021 на Wayback Machine // Газета «На Западе Москвы», 15 января 2018.
  68. How to Create an Idea If You Are Not Ogilvy Архивная копия от 5 июля 2022 на Wayback Machine // Каталог Columbia University Press, май 2019.
  69. «По волжской Ахтубе» // Газета «Вперёд», №80 (6513), 5 июля 1979.
  70. «Буквоед» Архивная копия от 16 марта 2022 на Wayback Machine // Петрова С. Большая идея. — М.: Альпина Паблишер, 2016. — 184 с. — ISBN 978-5-9614-5930-2.
  71. Теория бесконечности выгод Архивная копия от 11 октября 2022 на Wayback Machine // Каплунов Д. А. Нейрокопирайтинг. — М.: Эксмо, 2016. — 352 с. — ISBN 978-5-04-018011-0.
  72. Книга химчанина выдержала 10 изданий // Газета «Химкинские новости», 23 декабря 2021.

Ссылки