Зыбковец, Владимир Филатович
Владимир Филатович Зыбковец | |
---|---|
Владимир Филатович Атрошенко | |
Дата рождения | 19 июня 1908 |
Место рождения | деревня Тростань, Новозыбковский уезд, Черниговская губерния, Российская империя |
Дата смерти | 25 октября 1973 (65 лет) |
Место смерти | Москва, СССР |
Страна | |
Научная сфера |
религиоведение история религии краеведение музееведение |
Место работы |
Государственная академия истории материальной культуры (1934–1935) Новгородский музей-заповедник (1934–1935) Псковский государственный музей (1935–1937) Институт истории АН СССР (1955–1973) МГУ имени М. В. Ломоносова |
Альма-матер |
Новозыбковский агропедагогический техникум Тимирязевская сельскохозяйственная академия МГУ имени М. В. Ломоносова Государственная академия истории материальной культуры |
Учёная степень | кандидат исторических наук |
Научный руководитель | Б. Д. Греков |
Известен как | религиовед, историк, краевед и музеевед, специалист по истории религии и атеизма[англ.] |
Влади́мир Фила́тович (Феофила́ктович[1]) Зыбкове́ц (настоящая фамилия — Атроше́нко[2][3][4]; 19 июня 1908, деревня Тростань, Новозыбковский уезд, Черниговская губерния, Российская империя — 25 октября 1973, Москва, СССР) — советский религиовед, историк, краевед и музеевед, специалист по истории религии и атеизма[англ.]. Кандидат исторических наук (1960). Старший научный сотрудник сектора истории религии и атеизма Института истории АН СССР. Профессор кафедры истории и теории религии и атеизма и кафедры этики философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова. Один из авторов «Настольной книги атеиста», «Атеистического словаря», «Карманного словаря атеиста» и «Краткого научно-атеистического словаря».
Биография
Родился 19 июня 1908 года в деревне Тростань Новозыбковского уезда Черниговской губернии в белорусской крестьянской семье сельского писца Филата (Феофилакта) Романовича Антоненко и учительницы начальных классов Александры Ивановны Гордиенко[2][3][5]. После Октябрьской революции отец стал уполномоченным продовольственным комиссаром, а также председателем местного революционного военного трибунала и секретарём местного отделения Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем при Совете народных комиссаров РСФСР[4].
В 1916 году поступил Новозыбковское реальное училище, откуда в 1921 году перевёлся в Новозыбковский агропедагогический техникум, который окончил в 1927 году[2][3][4].
Во время учёбы в техникуме работал сельским корреспондентом ряда газет, где подписывал свои заметки и статьи псевдонимом «Зыбковец», позднее утвердившимся в качестве официальной фамилии[2][3][4].
В 1927–1929 годах учился на агролесомелиоративном факультете Тимирязевской сельскохозяйственной академии, а в 1927–1930 годах также был вольным слушателем на историческом факультете Московского государственного университета. Во время учёбы работал инструктором по работе в деревне Центрального Совета Союза воинствующих безбожников в Москве[2][3][4].
По одним данным в 1925 году[6][7], а по другим — в 1928 году[2][4], стал членом ВЛКСМ.
С 1928 года «был на секретной работе на Урале в трудовых лагерях»[6][7].
С 1930 годах участвовал в деятельности отрядов, занимавшихся раскулачиванием в Ровенском районе[6][7].
С ноября 1930 по октябрь 1931 год проходил службу в Рабоче-Крестьянской Красной Армии сначала в качестве курсанта школы младших командиров в Ленинграде, а затем был назначен командиром батареи артиллерийского полка[2][3][4].
Согласно одним данным стал членом ВКП(б) в 1931 году[4] или в 1932 году[6][7], согласно другим в октябре 1932 года стал только кандидатом в члены ВКП(б)[2].
В 1934 году окончил аспирантуру Государственной академии истории материальной культуры с присвоением квалификации историка первобытной культуры[исп.]. Из-за большой загруженности на работе не закончил работу над диссертацией. Во время учёбы являлся секретарём комсомольской организации[2][6][7].
С февраля 1934 по февраль 1935 года — директор Института исторической технологии Государственной академии истории материальной культуры[2][4]. Кроме того, являлся заместителем декана и деканом факультета музееведения и краеведения[4].
С сентября 1934 года по совместительству — директор Новгородского государственного музея[2][3][4][6][7].
С марта по сентябрь 1935 — директор районного музея в г. Луге[2][3].
С сентября 1935 по август 1937 года — директор Псковского государственного музея[3][6][7][8]. При нём в музее был создан историко-революционный отдел и экспозиция «Ленин в Пскове», а также была открыта комната В. И. Ленина, где воссоздана среда 1900 года. В связи с празднованием 30-летия революции 1905–1907 годов была отдельно оборудована комната «1905 год»[9]. В 1936 году в составе экспедиции, вместе с другими сотрудниками Псковского музея Н. Е. Алаевой и А. Э. Меднис, провёл обследования левого берега реки Великой в километре южнее от деревни Гоголевка Псковского района на площади в 20 кв. м, где была найдена ранее неизвестная науке стоянка Каменного века, представляющая памятник материальной культуры новокаменного века и ранней бронзы (около II тыс. лет до н.э.). Сам Зыбковец проследив процесс развития ремесла и торговли, сделал важные предположения и выводы касающиеся возникновении Пскова, что в обобщённом виде нашло отражение в статье «К вопросу о возникновении Пскова»[10].
20 августа 1937 году арестован местным отделом НКВД СССР, с санкции прокурора Псковской области, по обвинению в принадлежности к контрреволюционной организации: «Состоял членом контрреволюционной организации, занимался подрывной контрреволюционной деятельностью, будучи заведующим государственным музеем, в контрреволюционных целях извращал исторические материалы, посещал контрреволюционные собрания организации, где высказывался за необходимость перехода к совершению массовых терактов против руководителей ВКП(б) и Советской власти». 21 июня 1938 приговорён к 8 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительно-трудовом лагере. С 1946 и до реабилитации, в 1955 году, находился на поселении в Сибири[6][7] [11][12].
1 июля 1960 года защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата исторических наук, представив на рассмотрение диссертационного совета свою монографию «Дорелигиозная эпоха. К истории формирования общественного сознания»[13].
С сентября 1955 года — младший научный сотрудник, с 1960 года — старший научный сотрудник сектора истории религии и атеизма Института истории АН СССР[3][6][7][14].
Кроме того, являлся профессором кафедры истории и теории религии и атеизма и кафедры этики философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, читал лекции, вёл семинары и специальные курсы, а также был научным руководителем у дипломников и аспирантов[13].
Подготовил рукопись диссертации на соискание учёной степени доктора исторических наук по теме «Национализация монастырских имуществ в Советской России (1917–1921 гг.)», защита которой была назначена на декабрь 1973 года[13].
Умер 25 октября 1973 года в Москве[3][14][15]. Похоронен на Рогожском кладбище[15][16].
Семья
- Жена — Галина Яковлевна Зыбковец. По образованию — экономист[11]. Была заметным в Ленинграде комсомольским и партийным работником[11]. Работала в Ленинградском городском комитете ВКП(б), лично знала С. М. Кирова и участвовала в составе делегации ленинградских коммунистов, которые сопровождали траурный эшелон с телом Кирова для похорон в Москву[17]. В 1953–1954 годах — библиотекарь Машуковской семилетней школы[18]. После восстановления членства в КПСС работала по своей основной специальности на химической фабрике имени Д. И. Менделеева[11]. Умерла 30 июня 1974 года и похоронена рядом с мужем на Рогожском кладбище[15].
- Старший сын — Ярослав Владимирович Зыбковец (22 июня 1935[19] — осень 1938[11]). Умер от менингита[11].
- Средний сын — Валерий Владимирович Зыбковец (род. 4 апреля 1938, Ленинград, СССР) — историк и археолог, специальный корреспондент журнала «Наука и религия», консультант Комитета по связям с религиозными организациями Правительства Москвы.
- Младший сын — Александр Владимирович Зыбковец (род. 10 июня 1947, Ныроб, СССР)[20].
Научная деятельность
Совместно с В. В. Зыбковцом составил первоначальный словник будущего «Атеистического словаря».
Научные труды
Монографии
- Зыбковец В. Ф. Производственный план коллективного хозяйства. — М.; Л.: Госиздат, 1930. — 141 с.
- Зыбковец В. Ф. К вопросу о возникновении заводов сельскохозяйственного машиностроения в России. — Л.: Экгиз — ГАИМК, 1932. — 19 с. (Известия Государственной академии истории материальной культуры; Т. 14, в. 3. 1932).
- Зыбковец В. Ф. Всегда ли существовала религия. — М.: Госполитиздат, 1959. — 112 с.
- Зыбковец В. Ф. Дорелигиозная эпоха. К истории формирования общественного сознания. / Отв. ред. М. О. Косвен; Акад. наук СССР. Ин-т истории. — М.: Издательство Академии наук СССР, 1959. — 248 с.
- Зыбковец В. Ф. Наука и религия о происхождении нравственности. (Первые шаги нравственного развития человека). — М.: Знание, 1959. — 44 с. (Знание в массы/ О-во по распространению полит. и науч. знаний РСФСР).
- Зыбковец В. Ф. От Бога ли нравственность (Наука и религия о происхождении нравственности). — М.: Госполитиздат, 1961. — 147 с. (Научно-популярная библиотечка по атеизму).
- Зыбковец В. Ф. О чёрной и белой магии. — М.: Госполитиздат, 1963. — 127 с.
- Зыбковец В. Ф. О чёрной и белой магии. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1965. — 195 с.
- Зыбковец В. Ф. Человек без религии. У истоков общественного сознания. — М.: Политиздат, 1967. — 240 с.
- Зыбковец В. Ф. Происхождение нравственности. — М.: Политиздат, 1974. — 124 с.
- Зыбковец В. Ф. Национализация монастырских имуществ в Советской России (1917-1921 гг.) / АН СССР. Ин-т истории СССР. — М.: Наука, 1975. — 205 с.
Статьи
- Зыбковец В. Ф. Опыт интерпретации мустьерских погребений (был ли неандерталец религиозным) // Вопросы истории религии и атеизма. — 1956. — № 4.
- Зыбковец В. Ф. К проблеме длительности дорелигиозного периода // Вопросы истории религии и атеизма. — 1958. — № 5.
- Зыбковец В. Ф. Проблема происхождения религии в советской науке // Вопросы истории религии и атеизма. — 1958. — № 6.
- Зыбковец В. Ф. Ликвидация монастырского землевладения в Советской России. 1917–1921 гг. // Проблемы аграрной истории советского общества. Материалы научной конференции 9-12 июня 1969. — М.: Наука, 1971.
Публицистика
Книги
- Зыбковец В. Ф. День урожая / С предисл. В. С. Рожицына; Центр. совет Союза воинствующих безбожников СССР; Обложка: П. Кезеньян. — М.: Акц. изд-ское о-во "Безбожник", 1929. — 32 с.
- Зыбковец В. Ф. Безбожники и социалистическая перестройка деревни / Под ред. А. А. Субботина; Центр. совет Союза воинствующих безбожников СССР. — М.: Акц. изд-ское о-во "Безбожник", 1930. — 31 с.
- Зыбковец В. Ф. Религия и крестьянское хозяйство. / Центральный совет Союза воинствующих безбожников СССР. — М.: Акц. изд-ское о-во "Безбожник", 1930. — 94 с.
- Зыбковец В. Ф. Почему ещё верят в Бога? — М.; Л.: Молодая гвардия, 1930. — 32 с. (Библиотека "Жгучие вопросы").
- Зыбковец В. Ф. Социалистическая перестройка деревни и религия: Объяснительная брошюра к серии кино-пленочных диапозитивов / Под ред. А. Берзина ЦСВ безбожника. — М.: Союзкино, 1931. — 20 с.
- Зыбковец В. Ф. За безбожный посев. — Л.: ОГИЗ - Прибой, 1931. — 32 с.
- Зыбковец В. Ф. От сохи к трактору. — Л.: Ленпартиздат, 1934. — 84 с.
- Зыбковец В. Ф. Памятка безбожника в колхозах. — Л.: ОГИЗ - Прибой, 1931. — 32 с. (Библиотека активиста безбожника).
Статьи
- Зыбковец В. Ф. Ленин в Пскове // Псковский колхозник. — 1935. — 3, 4 нояб.
- Зыбковец В. Ф. К вопросу о возникновении Пскова // Псковский колхозник. — 1936. — 18 нояб.
- Зыбковец В. Ф. Об изучении истории гражданской войны на Псковщине // Псковский колхозник. 1937. 12 июля.
- Зыбковец В. Ф. Ленин в Пскове // Псковский колхозник. — 1938. — 21 янв.
Примечания
- ↑ Зыбковец-Атрошенко Владимир Феофилактович Архивная копия от 18 января 2022 на Wayback Machine // Сетевой ресурс "Историки Петрограда-Ленинграда" (1917–1934). Авторский коллектив: В. В. Андреева, Д. А. Баринов, Д. В. Боднарчук, Т. Н. Жуковская (отв. ред.), И. П. Потехина, Е. А. Ростовцев (отв. ред.), И. В Сидорчук, Д. А. Сосницкий, И. Л. Тихонов (отв. ред) и др.
- ↑ 2,00 2,01 2,02 2,03 2,04 2,05 2,06 2,07 2,08 2,09 2,10 2,11 Филимонов, 2003, с. 152.
- ↑ 3,00 3,01 3,02 3,03 3,04 3,05 3,06 3,07 3,08 3,09 3,10
- Зыбковец Владимир Филатович Архивная копия от 18 января 2022 на Wayback Machine // Официальный сайт Псковской областной универсальной научной библиотеки
- 100 лет исполнилось со дня рождения бывшего директора Псковского музея-заповедника Владимира Зыбковца Архивная копия от 18 января 2022 на Wayback Machine // Псковское агентство информации, 19.06.2008 (копия Архивная копия от 18 января 2022 на Wayback Machine)
- ↑ 4,00 4,01 4,02 4,03 4,04 4,05 4,06 4,07 4,08 4,09 4,10 Зыбковец, 2018, Пора возвращаться к автобиографии папы. «В Новозыбковское реальное училище я поступил в восемь лет, а в следующий, 1917 год, видимо, в конце его и вся семья переехала на житьё в город. Мой отец получил повышение по должности, его назначили Упродкомиссаром, а спустя год – Председателем Ревтрибунала, а затем Секретарём ВЧКа. Училище я не закончил и поступил в агропедагогический техникум. В 1923 году был принят в ряды РКСМ. В эти годы увлёкся поэзией, начал сам пописывать и даже опубликовал в местной газете несколько стихотворений. В 1927 году поехал в Москву для продолжения образования и поступил в Сельскохозяйственную Академию имени К. А. Тимирязева на агролесомелиоративный факультет и одновременно вольнослушателем на исторический факультет МГУ. Занятия поэзией продолжались и довольно успешно. Мне удались несколько публикаций в Московских газетах под псевдонимом В. Зыбковец.» Кстати, псевдоним придумали папа вместе с его дядей Иваном Романовичем Атрошенко. Они перебрали несколько вариантов, среди которых попробовали и такой: «Тростянец», но он им показался менее «звучным». В 1949-м «Красноярский рабочий» опубликовал папины стихи, подписанные так: «Колхозник из деревни Мурма В. Филатов.» Ну это так, штришок... Отец одновременно окончил оба учебных заведения, и его практически сразу забрали на действительную службу в РККА в артиллерийский полк, расквартированный в Ленинграде. Там в 1931 году он вступил в Партию, а после демобилизации был зачислен в аспирантуру Государственной Академии Истории Материальной Культуры (ГАИМК). В том же году его избирают секретарём комитета комсомола Академии. Вскоре отца назначают вначале заместителем декана факультета музееведения и краеведения Института Истории Материальной Культуры, затем деканом этого же факультета, а спустя какое-то время и директором Института. По совместительству он ещё исполнял обязанности директора Новгородского Государственного музея. В связи с большой занятостью он не смог во время подготовить к защите кандидатскую диссертацию., с. 142–143.
- ↑ Зыбковец, 2018, В автобиографии (или анкете), которую цитируют все исследователи научной деятельности его, Владимира Филатовича Зыбковеца-Атрошенко сообщается, что родился он в семье крестьянина-середняка в деревне Троштань. Первое недоразумение: деревни с таким названием нет. А существует поселение с незапамятных времён – Тростань. И относилась эта деревня к Топольской сотне (выделено мной) Стародубского полка (выделено мной). Подобное «административное» деление имели только поселения казачества. [...] А вот и фрагмент автобиографии отца, доказывающий нашу с Вами правоту: «Я родился 19 июля 1908 года в дер. Тростань, Новозыбковского района, Брянской области в семье сельских служащих (выделено мной) — отец служил сельским писцом, а мать — учительницей начальной школы.» Позже я ещё вернусь к тексту этого документа, ссылаться на который придется ещё не раз. Кстати, датирован он 3/III 1954 года., с. 73–74.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 6,5 6,6 6,7 6,8 Панкратова, 2019, с. 264.
- ↑ 7,0 7,1 7,2 7,3 7,4 7,5 7,6 7,7 7,8 Панкратова, 2020, с. 736.
- ↑ Филимонов, 2003, с. 152–153.
- ↑ Филимонов, 2003, с. 154.
- ↑ Филимонов, 2003, с. 156.
- ↑ 11,0 11,1 11,2 11,3 11,4 11,5 Зыбковец, 2018, Я, Валерий Владимирович Зыбковец, родился в Ленинграде 04.04.1938 года в семье... Вот семьи-то как раз на тот момент уже и не было, была только мама. Отца арестовали в августе 1937 года и, как сообщала комсомольская газета «Смена», враг народа, контрреволюционер Зыбковец-Атрошенко Владимир Филатович приговорён к высшей мере наказания, и приговор приведён в исполнение.
Вскоре маму пригласил один из секретарей горкома ВКПб и предложил отказаться от мужа, разоблачённого контрреволюционера. В этом случае горком гарантирует её безопасность и сохранение статуса. (В скобочках следует подчеркнуть, что мама в то время довольно заметный в Ленинграде комсомольский, а затем и партийный работник). Как ни странно, беседа протекала в спокойной и даже дружеской атмосфере и закончилась мамиными словами: «Если партии не нужны такие коммунисты, как Володя, то мне такая партия не нужна!» Произнеся эту фразу, она достала партийный билет, положила его на стол секретаря и вышла из кабинета своего старого товарища. Интересная деталь – когда маму восстановили в партии в 1955 году и выдали ей партийный билет, то сделали это с припиской: «С перерывом в стаже».(!) Маму признавали выбывшей из партии, а не исключённой из неё. Страшная была эпоха. Как только человек выделялся, приподнимался над среднестатистическим гражданином СССР, он попадал в сферу внимания НКВД. И не дай бог совершить неосторожное движение, попытаться защитить невинного или заиметь недруга, способного написать и отправить донос – тюрьма, лагерь, а порой что-нибудь и пострашнее. Маме везло на порядочных людей. Бывшие коллеги помогли ей трудоустроиться по её основной профессии экономиста на химическую фабрику имени Д. Менделеева. Вскоре её избрали председателем фабкома профсоюза. Весной появился я, но ещё осенью на маму обрушилась очередная беда – умер в трёхлетнем возрасте от менингита её старший сын Ярослав, Яроша., с. 34. - ↑ Филимонов, 2003, с. 160–161.
- ↑ 13,0 13,1 13,2 Зыбковец, 2018, Папа всегда был трудоголиком, но в первые годы возвращения в науку он превзошёл самого себя: в 1959 году он выпускает сразу две книги – «Дорелигиозная эпоха», представленная им как диссертация на соискании учёной степени кандидата исторических наук (защита состоялась 1 июля 1960 года), и «Всегда ли существовала религия». Первую из них в 1962 году перевели на греческий и издали в Афинах. Затем последовали «От Бога ли нравственность» (1961 г.), «О чёрной и белой магии» (1963 и 1965годы), изданную в Японии в 1972 году, «Человек без религии» (1967 г.), «Происхождение нравственности» (1974 г.), сразу же переведённую в Германии, и «Национализация монастырских имуществ в советской России (1917-1921 гг.)» (1975 г.). Последняя книга представляла собой рукопись, подготовленную папой как работа на соискание учёной степени доктора исторических наук. Она прошла все необходимые апробации и получила положительные отзывы и рецензии. Защита должна была состояться в декабре 1973 года, но отец не дожил до этого события всего два месяца. Мне (по просьбе коллег папы по Институту) довелось готовить её к печати, значительно сократив объём. Кроме того он опубликовал несколько брошюр и более ста статей, в составе авторских коллективов участвовал в составлении не раз переиздававшихся словарей по научному атеизму и этике; по совместительству в должности профессора читал лекции, вёл спецкурсы и семинары, был научным руководителем дипломников и аспирантов на двух кафедрах – «Истории и теории религии и атеизма» и «Этики» — философского факультета Московского Государственного Университета имени М. В. Ломоносова., с. 160–162.
- ↑ 14,0 14,1 Филимонов, 2003, с. 161.
- ↑ 15,0 15,1 15,2 Зыбковец, 2018, Умер отец 25 октября 1973 года. Мама пережила его на несколько месяцев. Она скончалась 30 июня 1974 года. Мы похоронили их на Рогожском кладбище в Москве..., с. 162.
- ↑ Рогожское кладбище Захоронения . Дата обращения: 29 июня 2022. Архивировано 16 сентября 2019 года.
- ↑ Зыбковец, 2018, Конечно, вспоминая 1934 год, родители обязательно рассказывали мне о первом декабря, о дне, когда убили Сергея Мироновича Кирова. Мама работала с ним в Горкоме ВКПб, они были знакомы. Она входила в делегацию ленинградских коммунистов, сопровождавших траурный эшелон, перевозивший тело Сергея Мироновича для похорон в Москву., с. 146–147.
- ↑ Зыбковец, 2018, Рядом с Ниной Борисовной сидит моя мама – Галина Яковлевна Зыбковец. 1953-54 учебный год она работала школьным библиотекарем... А кто же такие мы – выпускники Машуковской семилетней школы 1953 года?, с. 11.
- ↑ Зыбковец, 2018, Итак, чем же, какими событиями запомнился родителям этот отрезок времени? В личном плане, конечно же, рождением первенца – сыны, названного Ярославом (Ярошей) 22 июня., с. 144.
- ↑ Зыбковец, 2018, Мама ждала ребёнка. 9 июня 1947 года папа поехал в Соликамск встречать бабушку. 10 июня мама отправилась в родильное отделение районной больницы. 11 июня я навестил маму, и она познакомила меня с моим младшим братом Александром, Сашей, Сашком, Сашенькой, Сашулей., с. 66.
Литература
- Зыбковец В. В. Свидание с Мнемосиной. Записки немолодого человека. — М.: ИД ООО «Роликс», 2018. — 204 с.
- Панкратова Е. Г. «Террористическая организация ГАИМК» (1936 год): обзор материалов архивно-следственного дела // Очерки истории отечественной археологии. Вып. V. / Отв. ред. И. А. Сорокина. — М.: ИА РАН, 2019. — С. 263–276. — 456 с. — ISBN 978-5-94375-301-5. — doi:10.25681/IARAS.2019.978-5-94375-301-5.263-276.
- Панкратова Е. Г. Последний председатель ГАИМК — Ф. В. Кипарисов (Новые материалы к биографии) // Вестник древней истории. — 2020. — № 80/3. — С. 728–752. — doi:10.31857/S032103910008633-9.
- Филимонов А. В. Зыбковец (Атрошенко) Владимир Филатович // Псковский биографический словарь. — Псков: ПГПИ, 2002. — С. 189–190.
- Филимонов А. В. Музейно-краеведческая деятельность В. Ф. Зыбковца в Пскове // Псков. — 2003. — № 19. — С. 152–162.
- Филимонов А. В. Псковское краеведение в 1920–1930-е гг.. — Псков: ПГПИ, 2004. — С. 393–430.
- ЦГАЛИ СПб. Фонд Р-328. Опись 2. Дело 627 Зыбковец Владимир Ф., 1931—1932 гг.
- Отдел рукописных фондов /научный архив/ Института Российской истории РАН, ф.10,оп.5, д.9. лл.90-91.
- ОРАФ УФСБ РФ по ПО. Д.АА-1482. T. I, лл. 12-14, 36, 40, 132, 136, 246.
- Родившиеся 19 июня
- Родившиеся в 1908 году
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся в Тростани
- Умершие 25 октября
- Умершие в 1973 году
- Умершие в Москве
- Кандидаты исторических наук
- Учёные по алфавиту
- Историки по алфавиту
- Авторы энциклопедий и словарей
- Религиоведы СССР
- Историки религии
- Краеведы СССР
- Сотрудники Института истории АН СССР
- Сотрудники Института археологии РАН
- Музееведы
- Преподаватели философского факультета МГУ
- Выпускники исторического факультета МГУ
- Выпускники РГАУ-МСХА им. К. А. Тимирязева
- Историки, репрессированные в СССР
- Реабилитированные в СССР
- Персоналии:Атеизм
- Похороненные на Рогожском кладбище