Музееведение

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
В. Путин и Д. Буш в Русском музее, 2002
Музей игрушки, Санкт-Петербург

Музееве́дение, или музеоло́гия, — научная дисциплина, появившаяся в конце XIX века и изучающая историю музеев, их общественные функции, теорию и методику музейного дела.

В 1982 году профессором Томиславом Шолой введён также термин херитоло́гия (heritologia) (от англ. cultural heritage), что по мнению ряда музеологов, например, профессора университета Ювяскюля Янне Вилкуна[fi], более концептуально отражает нацеленность дисциплины на изучение культурного наследия человечества[1][2], а также как составную часть мнемософии — науки о наследии и всех социальных институтах, сохраняющих человеческий опыт.

В последнее десятилетие XX века, как реакция на социализацию музея и усиление теоретического направления в музееведении, наметилась тенденция разделять понятия «музееведение» и «музеология», что находит отражение, главным образом, в разделении образовательных стандартов двух специальностей. Разница между музееведением и музеологией как научными дисциплинами не прослеживается, так как в рамках теоретического музееведения реализуется системный подход, исследуется и обсуждается весь современный спектр проблем, связанных с сохранением и актуализацией всех форм культурного и природного, движимого и недвижимого, материального и нематериального наследия. Постановка и решение проблем в широком социо-культурном контексте обусловило утвердившуюся на рубеже XX и XXI веков тенденцию относить музееведение к культурологическим дисциплинам. Общее музееведение изучает закономерности, характерные для любого музея как института социальной памяти. Специальное музееведение, связанное с профильными дисциплинами, изучает эти закономерности применительно к особенностям и функционированию музея определённого профиля.

В российской науке «Единого мнения о том, что должно представлять собой музееведение, пока не выработано»[3]. Одни относят музеологию к общественным наукам, изучающим музей как социальный институт; другие склонны относить ее к культурологической сфере[4]. В зарубежной также идет напряженный поиск объекта, предмета и методологии музеологии как науки[5][6].

История

Появление музеологии как отдельной научной дисциплины относится к последней четверти XIX века, когда в 1877 году в Дрездене стал выходить первый специализированный «Журнал музеологии и антиквариата» (нем. «Zeitschrift für Museologie und Antiquitätenkunden»).

В 1919 году в новообразованном университете Брюнна музеология значилась в списке преподаваемых дисциплин.

Западные подходы к музееведению

На сегодняшний день условно можно выделить не­сколько подходов к пониманию музееведения:

Западноевропейский (существующий наиболее дли­тельное время и имеющий древние корни), связан с именами С. фон Киччберга, И. Д. Майора, К. Линнея, Й. Г. Т. Грессе, фон Боде и других, сегодня представ­лен Р. Льюисом, Х. Хелленкемпером, Ю. Ромедером, Леоном и др.;

Американский, отличающийся эмпирическим подхо­дом к музейной деятельности. Вследствие чего собствен­ной теории пока не существует и понимание музееведе­ния несет следы индивидуального взгляда отдельных авторов, таких как Л. Титер, В. Вошберн, Г. Бурков, Бернс, Д. Камерон (Канада) и др.;

Восточноевропейский, к которому тяготеет и отече­ственный взгляд на музееведение как самостоятельную науку, что видно из работ В. Глузинского, Й. Бенеша, З. Странского, К. Шрайнера, А. Разгона, М. Гнедовского, Д. Равикович, Н. Никишина и др[7].

Отечественные подходы к музееведению

В советское время музееведение как наука была сформирована на базе марксистской теории[8], однако кризис марксизма, вызванный распадом СССР поставил под сомнение теоретические основы советского музееведения. Ему на смену пришел социокультурный подход, основывающийся на эклектической теоретико-методологической базе. С идеалистических позиций музеологию рассматривает Г.И. Герасимов, который относит ее к гуманитарным наукам[9].

Марксистский подход к музеологии

Музееведение — общественная наука, изучающая процессы со­хранения социальной информации, познания и передачи знаний и эмоций посредством музейных предметов, музейное дело, музей как общественный институт, его социальные функции и формы их реализации в различных общественно-экономических условиях[10].

Объект музееведения — это музей, музейное дело как общественное явление[11].

Предмет музееведения — круг объективных закономерностей, относящихся к процессам накопления и сохранения социальной информации, познания и передачи знаний, традиций, представле­ний и эмоций посредством музейных предметов, к процессам воз­никновения, развития и общественного функционирования музея, музейного дела[12].

Музей — исторически обусловленный многофункциональный институт социальной информации, предназначенный для сохране­ния культурно-исторических и естественно-научных ценностей, накопления и распространения информации посредством музейных предметов[13].

Музейный предмет – это извлеченный из реальной дейстительности предмет музейного значения, включенный в музейное собрание и способный длительно сохраняться[14].

Методология – музееведение базируется, прежде всего, на диалектико-материа­листической методологии и как общественная наука — на методах исторического материализма»[14]

Социокультурный подход

Музееведение/музеология — наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания и изучающая закономерности генезиса и функционирования музея, его взаимосвязи с наследием и обществом[15].

Объект музееведения — это музей[16].

Предмет музеологии — круг объективных закономерностей, относящихся к процессам накопления и сохранения социальной информации, познания и передачи знаний, традиций, представ­лений и эмоций посредством музейных предметов, к процессам возникновения, развития и общественного функционирования музея, музейного дела[17].

Музейный предмет – движимый объект культурного и природного наследия, первоисточник знаний и эмоций, изъятый из среды бытования или музеефицированный вместе с фрагментом среды и включенный в музейное собрание[18].

Методология – сторонники признания музееведения самостоятельной научной дисциплиной полагают, что музееведение как формирующаяся научная дисциплина находится в стадии выра­ботки собственного метода[19].

Музей –  культурная форма, исторически выработанная человечеством для сохранения, актуализации и трансляции последующим поколениям наиболее ценной части культурного и природного наследия[15].

Идеалистический подход

Музеология – наука о человеке, создавшем музей, и о человеке, воспринимающем музейную реальность[20].

Объект музеологии – это идеи человека, создающие искусственную музейную реальность для достижения определенных целей. Это деятельность одного человеческого сознания, направленная на изменение другого сознания, путем создания новой искусственной субъективно-объективной реальности, функционирующей в форме музея[17].

Предметом музеологии является идея конкретного музея, созданная человеческим сознанием, а затем реализованная в объективной реальности в форме соответствующего музея, функционирование которого нацелено на изменение сознания посетителей путем рационального и эмоционального воздействия на них[21].

Музейный предмет характеризуется как вещество природы, оформленное в соответствии с идейным содержанием сознания человека и имеющее ценность с точки зрения главных идей мировоззрения общества[22].

Музей — результат деятельности человеческого сознания. Суть музеев разных стран и эпох составляют идеи, которые лежат в основе их создания[23].

В основе методологии музеологии, как гуманитарной науки – метод понимания, обеспечивающий постижение идей, лежащих в основе музея. Этот метод является всеобщим для идеалистически-субъективного подхода, в рамках которого кроме музеологии функционирует и история[24].

Музееведение в России

Д. Медведев в музее Ю. Гагарина
Д. Медведев в Музее Чукотки

В русскоязычной литературе, как правило, употребляются в качестве равнозначных термины «музееведение» и «музеология». В России сформировалась как система в XX веке. Сегодня музееведческое образование ведется в ВУЗах страны в Санкт-Петербурге, Барнауле, Воронеже, Кемерове, Москве, Орле, Тамбове, Томске, Челябинске, Улан-Удэ.

Музееведение в России: научные центры

Российский институт культурологии (РИК)

Основан в 1932 году. В 1955 году переименован в НИИ музееведения[25], а в 1966 — преобразован в НИИ музееведения и охраны памятников истории и культуры Министерства культуры РСФСР[25]. Ведущими направлениями в деятельности Института являлись музееведение и изучение наследия[26]. Масштабное социологическое обследование «Музей и посетитель», проведенное в 22 регионах России, позволило рассмотреть проблему музея в широком социокультурном контексте. В 1992 году Институт был переименован в Российский институт культурологии. Основу развития исторической культурологии составили музееведческие исследования и изучение вопросов культурного наследия, которые вылились в издание «Российской музейной энциклопедии» (2001), а также завершение многолетней работы по созданию «Свода памятников истории и культуры» для регионов России"[25]. .

Лаборатория музееведения

В 1978 году на базе Центрального музея революции[27] была образована Лаборатория музееведения[28][29], ставшая музееведческим центром широкого профиля по разработке общетеоретических, методических, организационных проблем отечественного музееведения, актуальных проблем истории и организации музейного дела, музееведческой мысли и музейного источниковедения[30]. Сотрудниками лаборатории в разные годы являлись известные специалисты, внесшие весомый вклад в развитие отечественного музееведения: М. Б. Гнедовский, В.Ю Дукельский, Ю. П. Пищулин (недоступная ссылка), Ольшевская Г. К.[31], В. Е. Туманов[32], Н. И. Решетников[33], М. Е. Кучеренко[34], Балакирев А. С.[35], Л. П. Брюшкова[36], Н. И. Никандров[37] и многие другие.

Музееведение в России: вузы

В 1988 г. в Ленинградском государственном институте культуры им. Н. К. Крупской (ныне СПбГИК) была открыта новая специальность 052800 «Музейное дело и охрана памятников истории и культуры» по направлению «Культура и искусство» и создана кафедра музееведения, ставшая одной из первых в стране. В 1992 г. особым письмом Министерства культуры РФ институту была разрешена подготовка экскурсоводов, на основании чего кафедра была переименована в кафедру музееведения и экскурсоведения. Организатором и руководителем кафедры с момента её основания и до 2010 г. являлась Надежда Ивановна Сергеева (1920—2011). В 1994 г. при кафедре музееведения и экскурсоведения был открыт внебюджетный факультет с аналогичным названием, который позволил расширить диапазон смежных специализаций и обеспечить молодым специалистам возможность будущего трудоустройства. В становление и разработку концепции и методики преподавания музееведческих дисциплин, в подготовку специалистов и научных кадров внёс вклад Валентин Петрович Грицкевич (1933—2013) Его труды вошли в основу формирования научной школы исторической музеологии[38].

В 1987 году в Московском государственном историко-архивном институте (МГИАИ) была создана кафедра музейного дела (зав. кафедрой — Фролов А. И.)[39]. Сначала кафедра осуществляла свою деятельность на факультете архивного дела, а в 1991 году[39] продолжила деятельность в возникшем на базе МГИАИ Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ), где был открыт Факультет музеологии. Коллективом факультета разработана образовательная программа по новой специальности «Музеология», конвертируемая с европейскими системами подготовки музейных специалистов. Специальность открыта в 1994 году[40].

Музей русской водки

С 1994 года[40] подготовка студентов по этой специальности осуществлялась на кафедре Музеологии (зав. кафедрой — Сотникова С. И.[41][42][40][43]— профессор, доктор наук) на очном и заочном отделениях. В разные годы на факультете преподавали известные специалисты: Козлов В. Ф., Векслер А. Г., Зверева Г. И., Поляков Т. П.[44], Чернецов А. В., Юрганов А. Л., Полякова М. А., Сотникова С. И., Беловинский Л. В., Мкртычев Т. К., Гуральник Ю. У., Истомина Э. Г., Баранова С. И., Голиков В. П., Ноль Л. Я., Данилова И. Е., Медушевская О. М., Фролов А. И., Кондаков В. И., Масляницын С. И., Сундиева А. А.[45], Пчелов А. В., Яхонт О. В., Мизиано В. А. и другие.

Сегодня (2020) кафедра работает в составе Факультета истории искусства РГГУ (декан — Колотаев Владимир Алексеевич). С 2006 года зав. кафедрой — Сундиева А. А., кандидат исторических наук, доцент, с 2018 года — зав. кафедрой Стефко Мария Станиславовна[46], кандидат исторических наук, доцент — обучение по специальности «Музеология» осуществляется на очном и вечернем отделениях[47].

В 2002 г. открыта кафедра музеологии в Томском государственном университете (зав. каф. Э.И. Черняк)[48].

Развитие музеологии в других странах

Школьники в Лувре
  •  Финляндия. В Финляндии преподавание музеологии как отдельной дисциплины было введено в университете Ювяскюля в 1983—1984 годах. В 1984—1985 годах подобная дисциплина появилась в Университете Турку. В 1989 году в университете Ювяскюля введена ставка преподавателя, а в 1998 году профессорская степень[50].
  •  Франция. Во Франции ряд университетов предлагают специализированные программы для получения магистерской степени в области музеологии (des Master (bac + 5)). Также Высшая школа Лувра[fr] предлагает магистратуру по специальности музееведение.
  •  Швеция. В Швеции музеология начала преподаваться начиная с середины 1990-х годов. В настоящее время специалистов в области музеологии готовят: университет Умео, Уппсальский университет (магистратура), Гётеборгский университет (магистратура) и Лундский университет (аспирантура). Первая шведская диссертация, написанная в области музееведения — Maria Björkroth, Hembygd i samtid och framtid 1890—1930. En museologisk studie av att bevara och förnya, 2000. («Усадьба в настоящем и будущем 1890—1930 гг. Музеологическое исследование по сохранению и обновлению», 2000).

См. также

Примечания

  1. Mitä museologia on? Jyväskylän yliopisto, Taiteiden ja kulttuurin tutkimuksen laitos. Viitattu 14.10.2009.
  2. Janne Vilkuna: Paikallisuuden asema arkeologissa ja museologiassa Paikallisuus tieteessä — kotiseuduntutkimusseminaari I (Kotiseutuliitto). 12.4.2005. Jyväskylä: Kotiseutuliitto. Viitattu 14.10.2009. (недоступная ссылка)
  3. Пиотровский М.Б.(ред.). Философия музея // М.: ИНФРА-М,. — 2014. — С. 98.
  4. Каган М. С. Музей в системе культуры // Вопросы искусствознания. —1994. — № 4. — С. 445-460.
  5. [McCall V. and Gray C., 2013, Museums and the ‘new museology’: theory, practice and organisational change. Museum Management and Curatorship: 19–35. https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/09647775.2013.869852 ]. Архивировано 29 мая 2022 года.
  6. Sigfúsdóttir O.G. Blind spots: museology on museum research (en (англ. )) // Museum Management and Curatorship : журнал. — 2019. — С. 196–209. Архивировано 29 мая 2022 года.
  7. Шляхтина Л. М. Основы музейного дела: теория и практика. СПб.: Издательство «Лань», — 2017. — С.7.
  8. Музееведение. Музеи исторического профиля /Под ред. К Г. Левыкииа, В. Хербста.  — М.: Высш. шк. — 1988. — 431 с.
  9. Герасимов Г.И. Музеология как гуманитарная наука // Философия и культура. — 2022. — № 4. — С.113-125. DOI: 10.7256/2454-0757.2022.4.37794 URL: https://e-notabene.ru/pfk/article_37794.html
  10. Музееведение. Музеи исторического профиля /Под ред. К Г. Левыкииа, В. Хербста. — М.: Высш. шк., — 1988. — С.9.
  11. Там же. — С.9.
  12. Там же. — С.12.
  13. Там же. — С.15.
  14. 14,0 14,1 Там же. С.13.
  15. 15,0 15,1 Словарь актуальных музейных терминов // Музей, 2009. № 5. С. 55.
  16. Шляхтина Л. М. Основы музейного дела: теория и практика.— СПб.: Издательство «Лань», — 2017. — С.240.
  17. 17,0 17,1 Там же.
  18. Словарь актуальных музейных терминов // Музей, — 2009. — № 5. — С. 56.
  19. Музейное дело России. Под ред. Каулен М.Е. (ответственный редактор), Коссовой И.М., Сундиевой А.А. — М.: Издательство «ВК», 2003. — С.124.
  20. Герасимов Г.И. Музеология как гуманитарная наука // Философия и культура. — 2022. — № 4. — С.115.
  21. Там же. — С.116.
  22. Герасимов, Г.И. Идеальная сущность музейного предмета // Вопросы музеологии. — 2021. — № 12(1). — С. 116. https://doi.org/10.21638/spbu27.2021.112
  23. Герасимов Г. И. Музей как идеальное явление // Вопросы музеологии. — 2020. — №11  (1). — С. 123. https://doi.org/10.21638/11701/spbu27.2020.112
  24. Герасимов Г.И. Музеология как гуманитарная наука // Философия и культура. — 2022. — № 4. — С.118.
  25. 25,0 25,1 25,2 Поляков Т. П. Из истории Российского института культурологии: музееведение как одно из приоритетных направлений деятельности Архивная копия от 3 апреля 2019 на Wayback Machine // Культурологический журнал. 2018. № 1 (31).
  26. Шулепова Э. А. К 70-летию Российского института культурологии: этапы, исследователи, проблемы // От краеведения к культурологии : Российскому институту культурологии — 70 лет / М-во культуры РФ. Рос. ин-т культурологии; ред. кол.: К. Э. Разлогов (отв. ред.) и др. — М., 2002. — С. 12.
  27. Основы музееведения: Учебное пособие / Отв. ред. Э. А. Шулепова. — М., 2005. — С. 35.
  28. Ольшевская Г. К. ГЦМСИР. Краткий очерк истории // Проблемы теории, истории и методики музейной работы. Музей современной истории России в прошлом и настоящем / Государственный центральный музей современной истории России. — М., 2007. — С. 23—30.
  29. Приказ Министра культуры СССР от 23 февраля 1978 года № 131.
  30. Российская музейная энциклопедия. — М., 2001. — Т. 1. — С. 322
  31. Ольшевская Г. К. Эффективность музейных экспозиций (выставок) и методика её измерения. Методическое пособие. — Москва: ГЦМСИР, 2009.; Балакирев А. С. Концепция экспозиции Государственного Центрального музея современной истории России / А. С. Балакирев., Г. К. Ольшевская // Проблемы научного проектирования экспозиции и изучения музейных коллекций: Сб. науч. тр. Вып. I: Ч. II. — Москва: ГЦМСИР, 2004.; Проблемы теории, истории и методики музейной работы. Словарь музейных терминов. Музейное дело. Сб. науч. тр. № 31. 2-е изд., перераб. и испр. Авторы-составители: Г. К. Ольшевская, А. С. Балакирев, Л. П. Брюшкова, Л. Н. Годунова, Е. В. Денисова, О. И. Литвинова, В. Н. Цуканова. — Москва: ГЦМСИР, 2010.
  32. Школьный музей / В. Е. Туманов; Центр детско-юношеского туризма и краеведения М-ва образования РФ, Российский науч.-исслед. ин-т культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачёва М-ва культуры РФ и РАН, Союз краеведов России. — Москва: ЦДЮТиК, 2003.
  33. Музееведение: Курс лекций / Н. И. Решетников; Моск. гос. ун-т культуры и искусств. — М.: Моск. гос. ун-т культуры и искусств, 2000. — 179 c.
  34. Кучеренко М. Е. Атрибуция фотоисточников в музее. Методическое пособие. — Москва: ГЦМСИР, 1996; Кучеренко М. Е. Научно-фондовая работа в музее. Методическое пособие в помощь молодому специалисту. — Москва: ГЦМСИР, 1999; Описание музейных предметов: основные элементы и образцы. Методическое пособие, [сост. Кучеренко М. Е.]. — Москва: ГЦМСИР, 2000; Кучеренко М. Н. Формирование музейных коллекций листовок по новейшей истории России конца ХХ — начала XXI в. Методические рекомендации. — Москва: ГЦМСИР, 2001.
  35. Балакирев А. С. Музей исторического профиля: пути самоопределения // Теория и практика музейного дела в России на рубеже XX—XXI веков (Государственный исторический музей. Труды. Вып. 127) / Сост. Н. М. Полунина. М., 2001. C. 54.; Балакирев А. С. Концепция экспозиции Государственного Центрального музея современной истории России / А. С. Балакирев., Г. К. Ольшевская // Проблемы научного проектирования экспозиции и изучения музейных коллекций: Сб. науч. тр. Вып. I: Ч. II. — Москва: ГЦМСИР, 2004.; Балакирев А. С. Музеи исторического профиля. Культурная миссия / ГЦМСИР. М., 2008. 174 с.
  36. Брюшкова Л. П. Учёт и проверка наличия музейных ценностей. Методические рекомендации. М.: Мир Музея, 2006. — 36 с.
  37. Культурные ценности — свидетели и жертвы войны. Проблемы поиска и возвращения / М-во культуры Рос. Федерации, Гос. центр. музей соврем. истории России; [авт.-сост. Н. И. Никандров]. — Москва : ГЦМСИР, 2014. — 271 с. : ил. ; 20 см. — (Музейное дело : сборник научных трудов; вып. 33).
  38. [www.spbgik.ru/cathedra/Kafedra-muzeologii-i-kulturnogo-naslediya/int_cathedra/23-Istoriya/]
  39. 39,0 39,1 Фролов, А. И. Изучение русской усадьбы на кафедре музейного дела Российского Государственного Гуманитарного Университета // Русская усадьба: сборник Общества изучения русской усадьбы. Москва—Рыбинск: Рыбинское подворье, 1994. Выпуск 1 (17). С. 225—229.
  40. 40,0 40,1 40,2 Сотникова С. И. Музеология: Пособие для вузов — М.: Дрофа, 2004. — 190 с.; ISBN 5-7107-7436-7. C. 8—9.
  41. Сотникова С. И. Музейное образование в университете // Гуманитарные науки и новые информационные технологии. М., 1995. Вып. 3.
  42. Сотникова С. И. Концепция современного музейного образования // Музей и образование. СПб. 1999.
  43. Сотникова С. И. Чему учат будущих музейщиков (интервью) // Мир музея. 2007. № 9 (241). С. 2-7.
  44. Ревзин Г. И. Музей довольно острого мгновенья Архивная копия от 22 июля 2018 на Wayback Machine // Коммерсантъ Weekend. 2010. № 15 (161).
  45. Сундиева А. А. Подготовка музейных специалистов: решаемые и нерешенные проблемы // Мир музея. 2010. № 6. С. 29-32.
  46. Стефко Мария Станиславовна. Дата обращения: 25 апреля 2020. Архивировано 29 мая 2020 года.
  47. сайт кафедры музеологии РГГУ (недоступная ссылка)
  48. Кафедра музеологии, культурного и природного наследия.
  49. БГУ. Кафедра этнологии, музеологии и истории искусств. Дата обращения: 16 декабря 2012. Архивировано 18 февраля 2013 года.
  50. Janne Vilkuna: 75 vuotta museoiden hyväksi. Suomen museoliitto 1923—1998. Vammala: Suomen museoliitto, 1998. ISSN 0355-1741 ISBN 951-9426-21-3.

Литература

На русском языке

На других языках