Зумбах, Ян

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Ян Евгениуш Зумбах Людвиг
польск. Jan Eugeniusz Ludwig Zumbach
Ян Зумбах, Октябрь 1940Ян Зумбах, Октябрь 1940
Прозвище Дональд Дак, Йохан
Дата рождения 14 апреля 1915(1915-04-14)
Место рождения  Российская империя, Царство Польское, Урсынов
Дата смерти 3 января 1986(1986-01-03) (70 лет)
Место смерти  Франция, Париж
Принадлежность Польша
Род войск ВВС Польши
ВВС Франции
Королевские ВВС
Годы службы 1934–1946
Звание Подполковник, Командир звена
Часть 111-й истребительной эскадрилье[англ.]
303-я польская авиационная эскадрилья[англ.] (1942–1943)
Командовал 303-я польская авиационная эскадрилья[англ.], 3-е польское истребительное авиакрыло[англ.]
Сражения/войны

Вторая мировая война:

Награды и премии
Серебряный крест ордена Virtuti Militari Четырёхкратный кавалер Креста Храбрых
В отставке С октября 1946; наёмник, контрабандист

Ян Евгениуш Зумбах Людвиг (псевдонимы: Йохан, Дональд Дак[1]) (14 апреля 1915[2] — 3 января 1986) — дипломированный подполковник, лётчик Вооружённых сил Польши, лётчик-ас ВВС Польши в изгнании.

Детство, юность, военная карьера и начало войны

Был внуком швейцарского эмигранта и сыном Евгениуша, имевшего двойное гражданство: польское и швейцарское. В 1922—1935 годы жил в Боброво[англ.], Куявско-Поморское воеводство, у Бродницы, Поморское воеводство, где его отец получил недвижимость. Окончил Гимназию имени Маршалка Станислава Малаховского в Плоцке. В 1936 году записался добровольцем на службу в военной авиации, что было незаконно, так как в армию могли вступить только люди с польским гражданством. Как доказательство идентичности дал документ, в котором не было ни слова о происхождении; никто и не додумался спросить, не иностранец ли он. В 1938 году окончил Академию ВВС Польши[англ.] в Демблине. До Второй мировой войны служил в 111-й истребительной эскадрилье[англ.]. В результате столкновения с автомобилем при посадке в мае 1939 года был доставлен в больницу для реабилитации. 17 сентября Зумбах бежал на самолёте в Румынию, но в тот же день улетел оттуда.

Служба в ВВС Польши в изгнании

Французская кампания

После прибытия во Францию, как и другие польские лётчики, он был направлен в Польский авиационный учебный центр, размещённый в Лион-Броне[англ.]. 13 мая 1940 был присоёдинен к польскому авиаблоку 1-ой ударной группы[англ.] под командованием майора Здислава Краснодебского[англ.]. Авиаблок присоединили к французской эскадрилье для защиты аэропортов в Шатодёне, Этамп. До боёв доходило редко, и Зумбах не сделал военных успехов. В конце французской кампании Зумбах был назначен в авиаблок под руководством Фрэнсиса Скиба. После эвакуации в Бордо 16 июня 21 июня Зумбах был эвакуирован в Великобританию на корабле «Кмициц».

Битва за Британию

В Великобритании Зумбах 2 августа 1940 присоединился к польской 303-й истребительной эскадрилье[англ.], дислоцированной в Норхолте[англ.] и летающей на Hawker Hurricane Mk I. Эта эскадрилья вступила в бой в финале, на третьем этапе Битвы за Англию. Зумбах одержал свою первую победу 7 сентября 1940, сбив два бомбардировщика Dornier Do 17. Во время Битвы за Британию 27 сентября истребитель точно сбил ещё 5 Bf 109 и, вероятно, бомбардировщик He-111 и Bf 109.

Зигмунт Беньковски и Ян Зумбах вручают «трофей» 303-й эскадрильи

Дальнейшая судьба во время Второй мировой войны

23 декабря 1940 Зумбах был награждён Серебряным Крестом Virtuti Militari, 1 февраля 1941 в первый раз Крестом Храбрых. 9 мая 1941 совершил аварийную посадку, будучи сбитым. В 1941 году он точно сбил два Bf-109 и, вероятно, ещё один. 20 октября получил награду Крест «За выдающиеся лётные заслуги» (Великобритания). После перерыва в боевой службе в период с декабря 1941 года по март 1942 года, когда он служил в подготовке кадров, он вернулся в 303-ю эскадрилью в звании капитана, укрепив своё лидерство в эскадрилье. 17 мая 1942 он был назначен командиром 303-й эскадрильи, чьи функции он выполнял до декабря 1942 года. В ходе операции на материке в 1942 году его истребитель точно сбил Fw 190 и, вероятно, два немецких бомбардировщика в команде. В январе 1943 года получил звание командира звена, став подполковником. 15 апреля 1943 стал командиром 3-го польского истребительного авиакрыла[англ.]. В течение этого периода окончил высшую лётную школу. 1 сентября 1943 получил звание лидера эскадрильи. С 4 августа 1944 по 30 января 1945 года он командовал 3-м польским истребительным авиакрылом. 30 января 1945 он был прикреплен к 84-й истребительной группе. 7 апреля 1945 попал в краткосрочный плен, из которого он вернулся 12 мая 1945. В октябре 1946 года был демобилизован и уехал в Швейцарию.

Статистика

В общем имеет 13 подтверждённых сбитых самолётов, 5 возможных и 1 повреждённый[3].

После Второй мировой войны

Зумбах продолжил летать под швейцарским паспортом, возя контрабанду по Южной Европе и Среднему Востоку. Как наёмник он воевал в Африке под псевдонимом Джонни «Камикадзе» Браун[4]. В январе 1962 заключил контракт на командование и организацию ВВС Катанги, занимаясь этим до декабря 1962 (Fouga СМ.170 Magister были с июля 1961). Он организовал покупку самолетов Douglas A-26 Invader, ставших основой авиации Катанги. Эти ВВС под командой правительства Катанги бомбили Конго. В конце концов ВВС Швеции из контингента ООН уничтожили большую часть авиации Катанги. К октябрю 1961 года ВВС были усилены пятью западногерманскими Dornier Do.28As. После поражения Катанги Зумбах бежал в португальскую колонию Анголу.

В 1967 году он вернулся в Африку, на этот раз начав вести дела с авиацией Биафры. Летая на B-26 Invader, он лично совершил несколько вылетов, бомбя гособъекты Нигерии. Во время налёта на аэропорт Макурди убил начальника нигерийского генштаба. Отделение закончилась поражением, которое в значительной степени произошло из-за злоупотреблений посредников в покупке оружия и военной техники.

В 1975 Зумбах опубликовал автобиографию на французском под названием «Mister Brown: Aventures dans le ciel», впоследствии опубликованную на немецком и английском под названием «On Wings of War: My Life as a Pilot Adventurer».

Зумбах погиб во Франции при загадочных обстоятельствах 3 января 1986 года и был похоронен на кладбище Воинское Повонзки в Варшаве. Французские власти закрыли следствие по делу смерти Зумбаха без оглашения причин.

Интересные факты

Источники

  1. Serwis "Myśliwcy". Pseudonimy polskich pilotów myśliwskich (польск.). Дата обращения: 15 октября 2009. Архивировано 30 июля 2012 года.
  2. Jan Zumbach w swojej biografii jako datę urodzenia podał 15 kwietnia.
  3. Shores and Williams 1984, p. 655.
  4. Sterling Seagrave: Soldiers of Fortune, Time-Life Books, Alexandria, VA 1985, ISBN 0-8094-3326-5

Литература

  • Olson, Lynne and Stanley Cloud. A Question of Honor: the Kościuszko Squadron in World War II. New York: Random House, 2003. ISBN 978-0-375-41197-7.
  • Shores, Christopher and Clive Williams. Aces High. London: Grub Street, 1994. ISBN 978-1-898697-00-8.
  • Zumbach, Jan. Ostatnia Walka (The Final Battle). Warsaw: Echo, 2000. ISBN 978-83-87162-00-9.
  • Zumbach, Jean (sic). On Wings of War: My Life as a Pilot Adventurer. London: Corgi, 1977. ISBN 978-0-552-10521-7.

Ссылки