Золотая лестница
Эдвард Бёрн-Джонс | |
Золотая лестница. 1876—1880 годы | |
англ. The Golden Stairs | |
Холст, масло. 269,2 × 116,8 см | |
Британская галерея Тейт и Лондонская национальная галерея, Лондон | |
инв. N04005, NG4005 |
«Золотая лестница» (англ. The Golden Stairs) — одна из наиболее известных картин художника-прерафаэлита Эдварда Бёрн-Джонса. Она была начата в 1876 году и закончена и выставлена в галерее Гросвенор в 1880 году[1][2].
В отличие от множества других работ Бёрн-Джонса, композиция «Золотой лестницы» не базируется на литературном источнике. Её относят к символистским картинам[3], так как она не имеет строгого сюжета, а скорее задаёт настроение. Картина отличается гармонией цветов, традиционной для эстетических произведений искусства 1860-х и 1870-х годов. Она явственно проявляется в этом изображении группы молодых женщин с музыкальными инструментами, спускающихся по винтовой лестнице и одетых в классические одежды белых тонов, переходящих в золотые и серебряные[4][5]. Критик Фредерик Стивенс писал в журнале «Атенеум», что музыкантши «проходят мимо, как духи в зачарованном сне… куда они идут, кто они, об этом ничего нельзя сказать»[6].
«Золотая лестница» была одной из многих картин, наброски которых Бёрн-Джонс сделал в 1872 году после своей поездки в Италию. В 1876 году он начал работу над самим полотном и закончил его в спешке в апреле 1880 года, всего за несколько дней до открытия выставки в галерее Гросвенор. Критик Стивенс обнаружил в «Золотой лестнице» влияние творчества Пьеро делла Франчески, чьи фрески Бёрн-Джонс видел и копировал в 1871 году[5]. Фигуры музыкантш были написаны с профессиональных натурщиц, а вот их головы — с молодых женщин из круга Бёрн-Джонса[1].
Так его дочь Маргарет изображена четвёртой сверху и с трубой в руках[7], Эдит Джеллибранд, известная под сценическим псевдонимом Эдит Честер, — седьмой сверху и сутулой[8], Мэй Моррис, дочь Уильяма Морриса, — девятой сверху и со скрипкой в руках, Фрэнсис Грэм, впоследствии леди Хорнер, дочь Уильяма Грэма, — внизу слева и держащей тарелки[7]. За ней на лестнице стоит Мэри Гладстон , дочь Уильяма Гладстона[9]. Кроме того, на картине изображены лица Лоры Теннант, позднее известной как Лора Литтелтон , и Мэри Стюарт-Уортли, впоследствии леди Лавлейс[1].
Картина была приобретена Сирилом Флауэром (1843—1907), впоследствии известным как лорд Баттерси, политиком и меценатом, и позднее завещана им галерее Тейт, где и хранится поныне[1][2].
Наброски
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 Wildman and Christian (1998), pp. 246—249
- ↑ 2,0 2,1 Wood (1997), pp. 88-89
- ↑ Wood (1997), p. 88
- ↑ 4,0 4,1 The Golden Stairs (недоступная ссылка). Smarthistory at Khan Academy. Дата обращения: 30 июля 2022. Архивировано 6 октября 2014 года.
- ↑ 5,0 5,1 Wildman and Christian (1998), p. 247
- ↑ Quoted in Wood (1997), p. 88
- ↑ 7,0 7,1 MacCarthy (2011), p. 102 (caption to colour plate VI)
- ↑ Marcus (1975), p. 54.
- ↑ MacCarthy (2011), p. 277
Литература
- MacCarthy, Fiona. The Last Pre-Raphaelite: Edward Burne-Jones and the Victorian Imagination. — London : Faber and Faber, 2011. — ISBN 978-0-571-22861-4.
- Burne-Jones: The paintings, graphic and decorative work of Sir Edward Burne-Jones 1833–98. — London : Arts Council of Great Britain, 1975. — ISBN 0-7287-0073-5.
- Wood, Christopher. Burne-Jones. — Phoenix Illustrated, 1997. — ISBN 9780753807279.
- Wildman, Stephen. Edward Burne-Jones: Victorian Artist-Dreamer / Stephen Wildman, John Christian. — New York : Metropolitan Museum of Art, 1998. — ISBN 0-87099-859-5.