Золотая лестница

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Edward Burne-Jones The Golden Stairs.jpg
Эдвард Бёрн-Джонс
Золотая лестница. 1876—1880 годы
англ. The Golden Stairs
Холст, масло. 269,2 × 116,8 см
Британская галерея Тейт и Лондонская национальная галерея, Лондон
инв. N04005, NG4005

«Золотая лестница» (англ. The Golden Stairs) — одна из наиболее известных картин художника-прерафаэлита Эдварда Бёрн-Джонса. Она была начата в 1876 году и закончена и выставлена в галерее Гросвенор в 1880 году[1][2].

В отличие от множества других работ Бёрн-Джонса, композиция «Золотой лестницы» не базируется на литературном источнике. Её относят к символистским картинам[3], так как она не имеет строгого сюжета, а скорее задаёт настроение. Картина отличается гармонией цветов, традиционной для эстетических произведений искусства 1860-х и 1870-х годов. Она явственно проявляется в этом изображении группы молодых женщин с музыкальными инструментами, спускающихся по винтовой лестнице и одетых в классические одежды белых тонов, переходящих в золотые и серебряные[4][5]. Критик Фредерик Стивенс писал в журнале «Атенеум», что музыкантши «проходят мимо, как духи в зачарованном сне… куда они идут, кто они, об этом ничего нельзя сказать»[6].

«Золотая лестница» была одной из многих картин, наброски которых Бёрн-Джонс сделал в 1872 году после своей поездки в Италию. В 1876 году он начал работу над самим полотном и закончил его в спешке в апреле 1880 года, всего за несколько дней до открытия выставки в галерее Гросвенор. Критик Стивенс обнаружил в «Золотой лестнице» влияние творчества Пьеро делла Франчески, чьи фрески Бёрн-Джонс видел и копировал в 1871 году[5]. Фигуры музыкантш были написаны с профессиональных натурщиц, а вот их головы — с молодых женщин из круга Бёрн-Джонса[1].

Так его дочь Маргарет изображена четвёртой сверху и с трубой в руках[7], Эдит Джеллибранд, известная под сценическим псевдонимом Эдит Честер, — седьмой сверху и сутулой[8], Мэй Моррис, дочь Уильяма Морриса, — девятой сверху и со скрипкой в руках, Фрэнсис Грэм, впоследствии леди Хорнер, дочь Уильяма Грэма, — внизу слева и держащей тарелки[7]. За ней на лестнице стоит Мэри Гладстон[en], дочь Уильяма Гладстона[9]. Кроме того, на картине изображены лица Лоры Теннант, позднее известной как Лора Литтелтон[en], и Мэри Стюарт-Уортли, впоследствии леди Лавлейс[1].

Картина была приобретена Сирилом Флауэром[en] (1843—1907), впоследствии известным как лорд Баттерси, политиком и меценатом, и позднее завещана им галерее Тейт, где и хранится поныне[1][2].

Наброски

Примечания

Внешние видеофайлы
Smarthistory - The Golden Stairs[4]
  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Wildman and Christian (1998), pp. 246—249
  2. 2,0 2,1 Wood (1997), pp. 88-89
  3. Wood (1997), p. 88
  4. 4,0 4,1 The Golden Stairs (недоступная ссылка). Smarthistory at Khan Academy. Дата обращения: 30 июля 2022. Архивировано 6 октября 2014 года.
  5. 5,0 5,1 Wildman and Christian (1998), p. 247
  6. Quoted in Wood (1997), p. 88
  7. 7,0 7,1 MacCarthy (2011), p. 102 (caption to colour plate VI)
  8. Marcus (1975), p. 54.
  9. MacCarthy (2011), p. 277

Литература

  • MacCarthy, Fiona. The Last Pre-Raphaelite: Edward Burne-Jones and the Victorian Imagination. — London : Faber and Faber, 2011. — ISBN 978-0-571-22861-4.
  • Burne-Jones: The paintings, graphic and decorative work of Sir Edward Burne-Jones 1833–98. — London : Arts Council of Great Britain, 1975. — ISBN 0-7287-0073-5.
  • Wood, Christopher. Burne-Jones. — Phoenix Illustrated, 1997. — ISBN 9780753807279.
  • Wildman, Stephen. Edward Burne-Jones: Victorian Artist-Dreamer / Stephen Wildman, John Christian. — New York : Metropolitan Museum of Art, 1998. — ISBN 0-87099-859-5.