Земцова, Анна Николаевна

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Анна Николаевна Земцова

Анна Николаевна Земцова (1893—1966), также известная как Анна Ли и Анна Пудовкина[1] — советская актриса немого кино, теоретик кинематографа[2]. Жена кинорежиссёра Всеволода Пудовкина[3].

Карьера

Анна Земцова начала карьеру актрисы с фильма студии Ханжонкова «Слякоть бульварная» (1918) режиссёра Бориса Чайковского. Она использовала псевдоним Анна Ли[2]. Причина этого остаётся неизвестной. Историки кино предполагают, что Земцова взяла псевдоним по одной из песен Александра Вертинского[4], которая и легла в основу сценария фильма. Земцова опубликовала в газете «Кино» три статьи по теории кинематографа, которые также подписала как Анна Ли. В них она, в частности, полемизировала со Львом Кулешовым о движении в кино[2].

С 1922 по 1924 год Земцова поддерживала Всеволода Пудовкина, семья которого болела туберкулёзом. Пудовкин рассказывал, что она поощряла его стремление к карьере кинорежиссёра[2].

Анна разработала одежду под названием «Хамелеон», которая могла трансформироваться в двадцать нарядов, включая пальто и платье. Однако в 1924 году она прекратила дизайнерскую деятельность[2].

Анна Земцова появилась в немой короткометражной кинокомедии «Шахматная горячка» (1925) в роли героини, невесты героя, увлекающегося шахматами. Режиссёром картины выступил её муж Всеволод Пудовкин. Она сыграла и в последующих фильмах Пудовкина «Мать» (1926) и «Конец Санкт-Петербурга» (1927)[1][3].

Она также появилась в совместном советско-германском фильме «Саламандра» (1928) Григория Рошаля и в немецком фильме Klippen der Ehe («Жёсткий брак», 1930) Дайка Руденского производства Gestus-Film GmbH[2].

Оставила кинематограф, посвятив себя семье. Была замужем за Пудовкиным с 1924 года до смерти режиссёра в 1953 году[3][2].

Фильмография

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Anna Zemcova - SFdb (англ.). Дата обращения: 9 января 2021. Архивировано 11 января 2021 года.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 Ryabchikova (2018-08-10). «The Disappearing Theoretician: From Anna Li to A.N. Pudovkina» (en). Apparatus. Film, Media and Digital Cultures of Central and Eastern Europe Media and Digital Cultures of Central and Eastern Europe (6). doi:10.17892/app.2018.0006.109. ISSN 2365-7758.
  3. 3,0 3,1 3,2 Rollberg, Peter. Historical dictionary of Russian and Soviet cinema. — Lanham, Md. : Scarecrow Press, 2009. — P. 557. — ISBN 978-0-8108-6072-8.
  4. В песне «Лиловый негр» Александра Вертинского упоминается китайчонок Ли.
  5. 5,0 5,1 5,2 Anna Zemtsova. IMDb. Дата обращения: 9 января 2021. Архивировано 2 февраля 2022 года.