Проезд снаружи поездов
Проезд снаружи поездов (также используются сленговые термины «зацепинг»), «трейнсёрфинг» (от англ. train — поезд и surfing — сёрфинг, «езда вдоль поверхности»), «трейнхоппинг» («трейнхоп») (от англ. train hop — запрыгивание на поезд) — способ передвижения, заключающийся в проезде на поездах и иных рельсовых транспортных средствах с их внешней стороны. Включает в себя проезд на крышах, переходных площадках, в открытых кузовах (у вагонов открытого типа), либо с боковых или торцевых сторон вагонов, или в подвагонном пространстве на элементах наружной арматуры подвижного состава. Люди, неофициально практикующие данный способ проезда, именуются (в своей среде) зацеперами, трейнсёрферами, трейнхопперами, на трамваях — висунами и колбасниками («колбаса» — трамвайная сцепка устаревшей конструкции, на которой можно сидеть или стоять). Для проезда снаружи грузовых поездов также используется термин «фрейтхоп» (англ. freight — грузовой).
Правовая ситуация
На железных дорогах данный способ проезда запрещён законодательством и правилами пользования транспортом для пассажиров, и многие железнодорожные компании принимают различные меры для противодействия данной практике. Проезд пассажиров снаружи поездов часто подвергается критике с различных позиций представителями железнодорожных компаний, правоохранительных органов и СМИ, а также нередко осуждается общественностью.
История вопроса
Практика такого передвижения возникла с момента появления рельсового транспорта, стала широко распространена в первой половине XX века. Практикующие могут преследовать цель проезда в более комфортных условиях, безбилетного или скрытного проезда, в качестве вынужденной меры в связи с переполненностью вагонов. Наряду с пассажирами, наружную езду на поездах часто практикуют работники транспортных предприятий при выполнении маневровых и других работ, где требуется дополнительный контроль над следованием состава.
Опасности
При проезде снаружи поездов лица, практикующие его, могут подвергаться риску травмирования или гибели в результате падения с движущегося поезда, столкновения с негабаритными объектами железнодорожной инфраструктуры, поражения электрическим током от контактной сети и силового электрооборудования подвижного состава или воздействия условий внешней среды.
См. также
- Список травм и смертей, связанных с проездом снаружи поезда (англ.)
- В 95% случаев «катание» на грузовых вагонах заканчивается смертью // 35 ТВ
Литература
- Александр Трушнович. На буферах // Воспоминания корниловца (1914-1934). — Москва: Посев, 2004. — С. 94—107. — 336 с. — ISBN 5-85824-153-0.
- Билл Симпсон. Guide to Pennsylvania's Tourist Railroads: 2nd Edition. — Pelican Publishing Company, 2003. — 108 с. — ISBN 1-58980-074-5.
- Борис Ельцин. Исповедь на заданную тему. — М.: Советско-британская творческая ассоциация «Огонёк» — «Вариант», 1990. Архивная копия от 20 октября 2014 на Wayback Machine
- Борис Маркус. Старые трамваи // Московские картинки 1920-х - 1930-х г.г. — Москва, 1999. — С. 58. — 74 с.
- Джек Лондон. Дорога = The Road. — Москва: Терра, 1998. — 268 с. — ISBN 5-300-01820-1.
- Клиффорд Уильямс. Ещё один поезд, чтобы ехать: Подпольный мир современных хобо Америки = One More Train to Ride: The Underground World of Modern American Hobos.
- Михаил Булгаков. Погоня // Мастер и Маргарита. — Москва, 1966.
- Уильям З. Фостер. Страницы из жизни рабочего = Pages from a Workers Life / Г. А. Антонос, С. В. Кибирский. — Москва: Прогресс, 1983. — 327 с. — ISBN 9780717801497.
- Эррол Линкольн. Riding the Rails: Teenagers on the Move During the Great Depression. — Routledge, 2003. — ISBN 978-0-415-94575-2. Архивная копия от 5 мая 2013 на Wayback Machine