Безбилетник

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Безбилетник («заяц») — пассажир, уклоняющийся от оплаты своего проезда, или зритель, проникший на какое-либо зрелищное мероприятие (в театр, в цирк, на стадион и т. п.) без билета[1].

Человек, путешествующий без билета, подвергает риску себя и окружающую инфраструктуру[2]. Так как безбилетники находятся в транспортном средстве незаконно, то к ним могут применяться различные санкции. В мировой практике самой распространённой санкцией против безбилетников является взимание штрафов и доставление в полицейский участок (меры воздействия отличны от местного законодательства различных стран мира). Национальные перевозчики тратят десятки миллионов долларов на борьбу с безбилетниками. Самый распространённый метод таковой борьбы является выборочный контроль. Организация, предназначенная для учета и мониторинга доходов оплаты проезда, может создаваться как в форме отдельного казённого учреждения, либо в составе подразделения транспортной полиции (чаще всего на уровне государственной инспекции). Отсутствие билета не лишает пассажира основополагающих гражданских прав, которые обязаны уважать билетные инспекторы (контролёры), действуя строго в рамках закона и не выходя за пределы своих полномочий[3].

При перемещении на самолётах безбилетники зачастую рискуют своей жизнью. Представитель FAA Иан Грегор заявил в 2007 году, что с 1947 года во всём мире известно 74 попытки безбилетного пролёта на самолёте. Только 14 из 74 человек выжили[4].

Во многих случаях безбилетного полёта на самолёте люди использовали ниши авиационного шасси, чтобы проникнуть на борт[5]. Такая практика была относительно безопасна в эпоху самолётов с поршневыми или турбовинтовыми двигателями, имевшими объёмные гондолы шасси и летавшими на небольшой высоте. В современных самолётах полёт в нише шасси практически всегда ведёт к гибели человека[6] по целому ряду причин[6][7]:

  1. Для снижения аэродинамического сопротивления ниши шасси на скоростных лайнерах имеют очень малый размер. Зазоры между шасси и стенками ниши составляют всего 10—20 сантиметров;
  2. Ниши шасси большинства современных самолётов негерметичны и даже если зазоры в нише позволят разместиться в них человеку, то при полёте на большой высоте он неминуемо погибнет от гипоксии и переохлаждения;
  3. Наиболее распространённый в мире пассажирский лайнер Boeing 737 вообще не имеет створок ниш шасси.

Тем не менее известен достаточно большой список авиарейсов с людьми в отсеках шасси.

Безбилетное путешествие практикуется также на морских и речных судах. При этом безбилетник чаще всего проникает на судно вместе с грузом (внутри контейнера, в мешке, бочке, ящике), либо под видом члена команды (особенно если команда формируется только перед рейсом из людей, не знающих друг друга). Возможен подъём безбилетника на борт с лодок или шлюпок. Для безбилетника на судне также важно оставаться незамеченным в течение многодневного рейса. Для этих целей лучше всего подходят грузовые помещения, спасательные шлюпки, а в эпоху парового флота — угольные бункеры. Часто безбилетников за небольшую плату перевозят в своих кубриках матросы, а при напряжённых отношениях между судовладельцем и капитаном, последний также может быть заинтересован в нелегальном провозе пассажиров. Безбилетный проезд на судах был очень распространённым явлением в эпоху освоения Америки европейцами[8], в период экономического кризиса в Европе после Первой мировой войны, а в начале XXI века широко практикуется жителями бедных стран Азии и Африки, в том числе для незаконной миграции в Европу.

Штраф за безбилетный проезд

  •  Белоруссия — с 1 января 2021 года во всех городах Республики Беларусь за неоплаченный проезд действует штраф в размере 0,5 до 1 базовой величины (от 14,5 до 29 белорусских рублей). Штраф взимается по квитанции, выписываемой инспектором агентства службы доходов перевозчика.
  •  Великобритания — с 11 января 2009 года на всех видах городского транспорта (кроме трамвая) в Лондоне действует штраф в размере 50 фунтов стерлингов. В отношении лиц, злостно нарушающих правила оплаты проезда, может быть инициировано уголовное делопроизводство согласно своду правил железной дороги 1889 года (Regulation of Railways Act 1889), по которому безбилетные пассажиры приговариваются к трём месяцам тюремного заключения или к большому штрафу в двадцатикратном размере от первоначального. В остальных регионах действует единый штраф в размере 80 фунтов стерлингов. На пригородных поездах штраф за безбилетный проезд составляет 2000 фунтов в соответствии со сводом правил железной дороги.
  •  Европейский союз:
    •  Германия — с 1 апреля 2015 года в любом общественном транспорте всех городов ФРГ действует единый штраф в размере 60 евро, выписываемый билетным инспектором по квитанции. В крупных городах (такие как Берлин, Гамбург и Мюнхен) рейды билетных инспекторов иногда сопровождаются сотрудниками бундесполиции.
    •  Латвия — в Риге штраф варьируется от 20 до 50 евро (от 3 до 30 евро для пассажиров, которые ездят бесплатно)[9]. В пригородных поездах латвийской железной дороги штраф составляет 25 евро.
    •  Литва — в Вильнюсе штраф составляет от 18 до 35 евро в зависимости от проезда без билета вообще или по льготному билету без прав на льготы[10].
    •  Польша — в Варшаве действует штраф в размере 180 злотых (около 3500 рублей), выписываемый по квитанции. Если оплата сразу на месте, то сумма снижается до 108 злотых (2100 рублей), 30 % суммы которой идет в качестве вознаграждения билетному инспектору.
    • Остальные страны — от 38 (Нидерланды) до 200 евро (Бельгия). В некоторых странах Европейского союза, при заведомо явном обнаружении факта неоплаченного проезда, билетный инспектор в лице государственного служащего (аналогично инспектору иных внутренних органов) имеет безоговорочное преимущественное право доставить безбилетника в полицейский участок для открытия административного делопроизводства. Данное правило работает исключительно на уровне организации, созданной в составе подразделения транспортной полиции.
  •  Казахстан — с мая 2015 года в КоАП Республики Казахстан введена статья 622, предусматривающая санкции за уклонение от оплаты проезда на общественном транспорте. Штраф налагается в размере двух месячных расчетных показателей (3964 казахстанских тенге).
  •  Китай — от 75 до 100 юаней в зависимости от провинции.
  •  Россия:
    •  Москва и  Московская область. В общественном транспорте Москвы и транспорте в Московской области штраф взимается по квитанции, в размере 1000 рублей; за проезд по чужому льготному билету — 2500 рублей с изъятием карты. В Московской области предусмотрен штраф и в отношении водителя ТС — лица, осуществляющего перевозку по регулярному маршруту, не выдавшего билет; такой штраф налагается в размере 2000 рублей с внесением записи о понижении премии. Контроль проездных документов осуществляется инспекторами ГКУ «Организатор перевозок» в Москве и ГКУ МО «Административно-пассажирская инспекция» в Московской области соответственно. В пригородных поездах штраф в пользу компании-перевозчика рассчитывается по формуле: стоимость проезда 10 км умноженная на 50. Штраф не взимается, если «заяц» согласился купить билет у кассира-контролера[11]. При этом, если на станции, с которой отправился безбилетный пассажир, функционирует билетопечатающий автомат или билетная касса, взимается дополнительный сбор за оформление билета (от 100 рублей в соответствии с постановлениями Правительства Москвы и Московской области)[12].
    •  Санкт-Петербург. В общественном транспорте Санкт-Петербурга штраф за безбилетный проезд составляет 500 рублей и взимается по квитанции. Контроль проездных документов осуществляется инспекторами СПб ГКУ «Организатор перевозок». В случае обнаружения факта уклонения от оплаты проезда к безбилетнику предъявляются вышеописанные санкции, а в отношении кондуктора (водителя), допустившего нарушение правил продажи разовых билетов и контроля оплаты проезда, составляется протокол о дисциплинарном взыскании[13][14]. В связи с переходом на «Новую модель транспортного обслуживания», планируемым отказом от продажи билетов за наличные средства в автобусе, а также от работы кондукторов, штраф планируется повысить до 2500 рублей[15][16].
  •  США — в метрополитене Нью-Йорка штраф взимается в размере 100 долларов. В зависимости от усиленности проводимого контроля, квитанцию имеет право выписать и сотрудник полиции. В общественном транспорте Сан-Франциско (в автобусах, троллейбусах, наземных и подземных скоростных трамваях Muni Metro) — 75 долларов[17].
  •  Украина — в соответствии с Кодексом Украины об административных правонарушениях, предусмотрены три различных вида штрафов за неоплаченный проезд — в поездах (в десятикратном размере от стоимости проезда), городском транспорте (в двадцатикратном размере) и междугороднем автобусе (в десятикратном размере). Штраф оформляется как билетными инспекторами, так и сотрудниками национальной полиции при совместном рейде.
  •  Швейцария — согласно правилам Швейцарских федеральных железных дорог, за безбилетный или неполностью оплаченный проезд (например, проезд в первом классе с билетом второго класса) с пассажира взимается неоплаченная стоимость проезда и дополнительная наценка (нем. der Zuschlag). Термин штраф (шв. диал. die Busse) не употребляется в силу тонкостей местного законодательства. Персональные данные нарушителя фиксируются в соответствующей системе и хранятся в течение двух лет, — в случае повторного нарушения наценка увеличивается. Кроме того, её размер зависит от характера нарушения (отсутствие проездных документов, либо частично оплаченный проезд) и варьируется от 90 до 160 швейцарских франков. Кроме того, отдельные сборы (нем. die Gebühren) вменяются нарушителю за использование чужих (100 швейцарских франков) или поддельных (200 швейцарских франков) проездных документов. Аналогичные санкции действуют на других видах общественного транспорта: автобусах, трамваях, троллейбусах, местных железных и канатных дорогах, речных и озёрных пароходствах и тому подобных. Однако размеры и порядок оплаты наценок за безбилетный проезд в них определяются индивидуально на уровне каждого кантона, или даже владельца, либо оператора конкретной транспортной системы. Пассажир, забывший проездной документ дома, может избежать наказания, если в течение следующих суток предъявит его на ближайшей железнодорожной станции[18].
  •  Япония — в соответствие с законодательством Японии сотрудник «контрольной дистанции» вправе потребовать от пассажира предъявить билет и документ, удостоверяющий личность. В железнодорожном транспорте за уклонение от оплаты проезда безбилетному пассажиру выписывается штраф в трёхкратном размере от стоимости поездки внутри одной тарифной зоны. Штраф оформляется в виде квитанции вне зависимости от того, предъявит ли пассажир документ, удостоверяющий личность, или нет. В общественном наземном транспорте штраф за безбилетный проезд не взимается, но пассажир обязан приобрести билет при входе, в противном случае водитель обязан отказать ему в обслуживании.

В искусстве

Галерея

См. также

Примечания

  1. Заяц (недоступная ссылка). Zelebober.Dictionary (19 августа 2013). Дата обращения: 20 августа 2013. Архивировано 24 августа 2013 года.
  2. Наумов, Игорь. Нищие зайцы разоряют железнодорожников. Независимая газета (26 августа 2010). Дата обращения: 4 ноября 2022. Архивировано 4 ноября 2022 года.
  3. Кто имеет право ловить "зайцев" в московском транспорте (недоступная ссылка). Звездный бульвар (22 мая 2013). Дата обращения: 4 сентября 2013. Архивировано 1 февраля 2014 года.
  4. Manekin, Michael. Body found in wheel well of Boeing 747 jet at SFO (англ.) (недоступная ссылка). Inside Bay Area (20 июля 2007). Дата обращения: 9 сентября 2010. Архивировано 18 апреля 2010 года.
  5. Случаи перелета людей в отсеке шасси самолетов в мире в 2007-2013 гг. РИА Новости (6 июня 2013). Дата обращения: 4 ноября 2022. Архивировано 4 ноября 2022 года.
  6. 6,0 6,1 S. J. Veronneau, S. R. Mohler, A. L. Pennybaker, B. C. Wilcox, F. Sahiar. Survival at high altitudes: wheel-well passengers (англ.) // Aviation, Space, and Environmental Medicine. — 1996. — August (vol. 67, iss. 8). — P. 784—786. — ISSN 0095-6562. Архивировано 4 ноября 2022 года.
  7. Wheel-well Stowaways Risk Lethal Levels of Hypoxia and Hypothermia (англ.) // Human Factors & Aviation Medicine. — 1997. — May (vol. 44, iss. 3). — P. 1—6. Архивировано 28 октября 2022 года.
  8. Ladischensky, Dimitri. Geliebt, gehasst, gequält (нем.), mareverlag - Zeitschrift, Bücher & mehr (Februar 2007). Архивировано 4 ноября 2022 года. Дата обращения 4 ноября 2022.
  9. No 20.februāra sods par braukšanu sabiedriskajā transportā bez biļetes būs no 20 eiro (латыш.). Rīgas satiksme (21 января 2015). Дата обращения: 25 января 2016. Архивировано 31 января 2016 года.
  10. Изменены штрафы за безбилетный проезд (недоступная ссылка). Литовский курьер (6 августа 2013). Дата обращения: 5 сентября 2013. Архивировано 1 февраля 2014 года.
  11. Фролов, Александр. ЦППК разъяснила порядок сборов за «дополнительные услуги». Гудок (3 февраля 2016). Дата обращения: 22 апреля 2021. Архивировано 22 апреля 2021 года.
  12. Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации. Официальный интернет-портал правовой информации (11 июня 2022). Дата обращения: 4 ноября 2022. Архивировано 13 августа 2022 года.
  13. Контроль оплаты проезда. СПб ГКУ «Организатор перевозок». Дата обращения: 5 ноября 2018. Архивировано 5 ноября 2018 года.
  14. Ирина Тищенко, Святослав Афонькин. Найти управу на «зайцев» кондукторы и контролеры пока не могут. Таков закон. spbdnevnik.ru (18 апреля 2019). Дата обращения: 4 ноября 2022.
  15. Первый пошел! В Петербурге стартовала Новая модель транспортного обслуживания пассажиров. Портал общественного транспорта Санкт-Петербурга (1 апреля 2022). Дата обращения: 4 ноября 2022.
  16. В Колпино провели рейд по выявлению безбилетников в наземном транспорте. Портал общественного транспорта Санкт-Петербурга (25 августа 2022). Дата обращения: 4 ноября 2022.
  17. Путеводитель по Сан-Франциско — как добраться, где остановиться и что посмотреть. Тонкости туризма — энциклопедия курортов, описания отелей, отзывы туристов и экспертов. Дата обращения: 5 сентября 2013. Архивировано 20 сентября 2013 года.
  18. Hilfe zu Reise ohne gültigen oder mit teilgültigem Fahrausweis | SBB Hilfe & Kontakt (нем.). Das Online-Portal der SBB für Zug und ÖV | SBB. Дата обращения: 4 ноября 2022. Архивировано 4 ноября 2022 года.
  19. Новиков-Прибой Алексей Силыч. По-темному. az.lib.ru. Дата обращения: 4 ноября 2022. Архивировано 4 ноября 2022 года.
  20. Stowaway (англ.). IMDb (25 декабря 1936). Дата обращения: 4 ноября 2022. Архивировано 4 ноября 2022 года.
  21. Schwarzfahrer - Pepe Danquart (нем.). www.danquart.de. Дата обращения: 4 ноября 2022. Архивировано 4 ноября 2022 года.
  22. Schwarzfahrer (англ.). IMDb (4 марта 1994). Дата обращения: 4 ноября 2022. Архивировано 4 ноября 2022 года.
  23. Doctor in Trouble (англ.). IMDb (1970). Дата обращения: 4 ноября 2022. Архивировано 4 ноября 2022 года.
  24. De verstekeling (англ.) (16 апреля 1998). Дата обращения: 4 ноября 2022. Архивировано 4 ноября 2022 года.