Гранэ, Марсель
Марсель Гранэ | |
---|---|
Марсель Гранэ, в отечественной литературе также именуется Гране (фр. Marcel Granet, кит. упр. 葛兰言, пиньинь Gé Lányán; 1884, Люк-эн-Диуа, департамент Дром, Франция — 1940, Со, Франция). Великий французский синолог, ученик Эмиля Дюркгейма и Эдуарда Шаванна, впервые применивший социологические методы к изучению истории и культуры Китая.
Биография и деятельность
Родился в семье землевладельцев, его отец имел инженерное образование. Окончил лицей в Экс-ан-Прованс, а затем престижный Lycée Louis-le-Grand в Париже. Этот лицей традиционно поставлял абитуриентов École Normale Supérieure. Гранэ получил степень бакалавра и вступил в Эколь-Нормаль в 1904 г., всего через год после её воссоединения с Сорбонной. Среди университетских преподавателей особое воздействие на Гранэ оказал Эмиль Дюркгейм (интересно, что он преподавал педагогику, которая была обязательна для изучения до 1913 г.). В Эколь-Нормаль Гранэ интересовался юриспруденцией, социологией, философией и историей, причём очень рано стал использовать идеи и методологию Дюркгейма. Он вошёл в элитный студенческий клуб, куда входил один из сооснователей школы «Анналов» — Марк Блок, и многие другие выдающиеся деятели французской науки недалёкого будущего. В 1905 г. Гранэ стал членом социалистического кружка, возглавлявшегося племянником Дюркгейма.
В 1907 г. Гранэ получил учёную степень по истории и был направлен преподавателем лицея в Бастии (Корсика). В 1908 г. он получил грант фонда Тьера для исследования феодализма. В этот период он получил совет обратиться к синологу Эдуарду Шаванну, ибо намеревался сопоставлять европейский феодализм с японским. Шаванн принял его в свою группу, заметив, что изучение китайского языка и культуры является необходимым шагом для занятий Японией. В этот период Гранэ тесно общается с Тьером и Гернэ — своими однокашниками, чьи теоретические рассуждения сильно влияли на всех троих.
В 1911 г. в свет выходит первая печатная работа Гранэ — памфлет Contre l’alcoolisme, un programme socialiste. В том же году, он расстаётся с фондом Тьера, и получает грант французского правительства на изучение китайской классики, отправившись для этой цели в Пекин. В Пекине его наставником сделался Андрэ д’Ормон. В 1912 г. Гранэ отправил Шаванну свою первую синологическую работу Coutumes matrimoniales de la Chine antique, немедленно опубликованную в ведущем китаеведческом журнале «Тун бао» (Лейден). В феврале 1912 г. в Пекине было подписано отречение императорской семьи от престола: Гранэ оказался в центре китайской революции.
Вернувшись из Китая в марте 1913 г., Гранэ преподавал историю в Марсельском лицее, а в октябре перевёлся в Монпелье. В декабре 1913 г. он сменил Шаванна на посту главы Департамента изучения религий дальнего Востока в École Pratique des Hautes Études. В 1914 г. Гранэ пошёл на фронт добровольцем, был награждён Военным крестом. В 1918 г. ему удалось ненадолго посетить Пекин в составе военной миссии. За время войны он подготовил две докторских диссертации.
В 1919 г. вернулся во Францию, женился (на Мари Терьен) и вернулся к академической работе. На защите его докторской диссертации «Древние китайские праздники и песни» официальным оппонентом был сэр Джеймс Фрейзер. После напечатания, книга была удостоена премии им. С. Жюльена. В 1922 г. по заказу издателя Соловина, Гранэ пишет первую из своих обобщающих книг «Религии Китая», причём был вынужден постоянно переезжать из Парижа в Тоннер, где его жена преподавала в местном лицее, имея на руках младенца-сына. Не оставлял он и работы в обществе бывших студентов Дюркгейма, группировавшегося вокруг журнала Année.
В 1925 г. Гранэ сделался профессором в École Nationale des Langues Orientales Vivantes, а в 1926 г. участвовал в основании Institut des Hautes Études Chinoises. Он стал его управляющим и возглавил кафедру китайского языка и китайской цивилизации.
Был приглашенным иностранным профессором в норвежском Институте сравнительного исследования культур.
Марсель Гранэ скончался в возрасте 56 лет, через месяц после немецкой оккупации Франции.
Научное наследие
Общепризнано, что главным новшеством Гранэ было соединение китаеведения с социологией Э. Дюркгейма. Работы Гранэ образуют стройный свод исследований общественных и семейных отношений, экономической жизни, а также религии древнего Китая. Рассуждения Гранэ о семейно-брачных отношениях критиковались Р. ван Гуликом. Гранэ впервые в европейской науке поставил вопрос о методологическом основании традиционной мысли в Китае, которую он отказывался признавать «донаучной», в этом смысле оппонируя Дж. Нидэму. Положил начало изучению символической нумерологии в китайской культуре. Его взгляды были развиты А. И. Кобзевым.
Учеником Гранэ был корейско-японский философ Цуда Ицуо (津田 逸夫, 1914—1984)
Библиография Гранэ
Основные статьи и популярные работы
- "Contre l’alcoolisme, un programme socialiste, " 1911
- «Coutumes matrimoniales de la Chine antique», 1912
- «La polygymie sororale et le sororat dans la Chine féodale», 1920
- «Quelques particularités de la langue et de la pensée chinoises», 1920
- «La vie et la mort. Croyances et doctrines de l’antiquité chinoise»
- «Le dépôt de l’enfant sur le sol, Rites anciens et ordalies mythiques», 1922
- «Le langage de la douleur, d’après le rituel funéraire de la Chine classique», 1922
- «Remarques sur le Taoïsme ancien», 1925
- «L’esprit de la religion chinoise», 1929
- «La droite et la gauche en Chine», 1933
- «Catégories matrimoniales et relations de proximité dans la chine ancienne», 1939
- «Etudes sociologiques sur la Chine», 1953
Монографии
- «Праздники и песни Древнего Китая» (Fêtes et chansons anciennes de la Chine, 1919) («To the memory of Emile Durkheim and Edouard Chavannes.»)
- «Религия китайцев» (La religion des Chinois; сб. статей; 1922)
- "Танцы и легенды древнего Китая" (Danses et légendes de la Chine ancienne; сб. статей; 1926) (с посвящением М. Моссу)
- «Китайская цивилизация» (La civilisation chinoise; сб. статей; 1929)
- «Китайский феодализм» («La féodalité chinoise», Осло, 1932)
- «Китайское мышление» (La pensée chinoise; сб. статей; 1934)
- Оцифрованные труды Гранэ на французском языке [1]
- Работы М. Гранэ в библиотеке Гарвардского университета [2] (недоступная ссылка)
Примечания
Литература
- Marc Bloch, preface by Jacques le Goff, Les rois thaumaturges: etude sur le caractère surnaturel attribute a la puissance royale particulièrement en France et en angleterre, 1924.
- Carole Fink, Marc Bloch: A Life in History, 1989.
- Michel Fournier, Marcel Mauss: a Biography, 2005.
- Maurice Freedman, ed., translator and author of the preface to Marcel Granet, The Religion of the Chinese People, 1977.
- D.R. Gille, The Spectator, March 15, 1946. Vol 176.
- Witold Jablonski, "Marcel Granet: His Work, " Yenching Journal of Social Studies, Jan., 1939.
- Yang K’un, "Marcel Granet: An Appreciation, " Yenching Journal of Social Studies, Jan. 1939.
- Steven Lukes, Emile Durkheim: His Life and Work. A Historical and Critical Study, 1973.
- «Itsuo Tsuda: une philosophie à vivre», Generation Tao no. 27, hiver 2002/03.
- Marion J. Lévy, Jr. "Granet, Marcel, " International Encyclopedia of the Social Sciences, 1968.
- Кобзев А. И. Учение о символах и числах в классической китайской философии. М., 1994.
- Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994. С. 71.
Переводы на русский язык
- Марсель Гране. Китайская мысль. Пер. В. Б. Иорданского, общ. ред. И. И. Семененко. М., 2004.
- Марсель Гране. Китайская цивилизация. Пер. В. Б. Иорданского, общ. ред. И. И. Семененко. М., 2008.
В этих же изданиях — подробный разбор философских и методологических взглядов Гранэ.