Жуковский, Александр Борисович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Жуковский, Александр Борисович
Александр Жуковский
Жуковский Александр оператор.jpeg
Дата рождения 19 ноября 1933(1933-11-19)
Дата смерти 16 ноября 1999(1999-11-16) (65 лет)
Место смерти Москва, Россия
Гражданство  СССР
 Россия
Профессия кинооператор, художник
Карьера 19641999
Направление мультипликация
Награды
Заслуженный деятель искусств РСФСР — 1990 Государственная премия СССР — 1979
Кинопоиск ID 328682
IMDb ID 1033806

Александр Борисович Жуко́вский (19 ноября 1933 — 16 ноября 1999, Москва) — советский и российский кинооператор, работавший в документальном кинематографе и мультипликациикукольной анимации, а также в мультипликационных фильмах, созданных в технике перекладки). Фильмография Жуковского включает такие ленты, как «Цапля и журавль», «Ёжик в тумане», «38 попугаев» (первая и третья серии), «Шинель» и другие. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1990), лауреат Государственной премии СССР в области литературы, искусства и архитектуры (1979).

Биография

Александр Жуковский учился в Московском театрально-художественном училище (1950—1954) и на операторском факультете ВГИКа (1960—1964). Творческая биография Жуковского включала работу гримёром в институте кинематографии и на студии «Мосфильм» (1954—1960), ассистентом оператора на студии «Союзмультфильм», оператором студии «Центрнаучфильм» («Моснаучфильм»)[1]. В мультипликацию пришёл из документального и научно-популярного кино после травмы, полученной во время съёмок[2]. Был членом Международной ассоциации мультипликационного кино. В 1990-х годах работал в Фонде Ролана Быкова (студия «Артель»). Участвовал в съёмках документальной ленты «Юрий Норштейн», вышедшей в Болгарии в 1991 году[1].

Александр Жуковский начинал деятельность в кино как гримёр. У него были необыкновенно деликатные, нежные пальцы. Гримёр — одна из самых тонких профессий в кино, потому что она имеет дело с человеческим лицом. И его «живопись на лице» развила в нём необыкновенную деликатность и точность жеста. Прекрасное понимание фактуры, прекрасное понимание того, что такое выразительность человеческого лица.

Наум Клейман — об Александре Жуковском[3]

Творчество

Как оператор Жуковский снимал в основном кукольные ленты, а также фильмы в технике перекладки. Работал с такими режиссёрами, как Николай Серебряков («Золочёные лбы», 1972), Иван УфимцевГенерал Топтыгин», 1971; «38 попугаев» — первая и третья серии, 1976—1977); Роман КачановШапокляк», 1974); Раса Страутмане («Испорченная погода», 1980), Владимир Данилевич («Мы идём искать», 1988; «Пришелец в капусте», 1989). С Юрием Норштейном снял фильмы «Цапля и журавль», «Ёжик в тумане» и значительную часть «Шинели». По словам Норштейна, Жуковский относился к той же творческой плеяде мастеров, что и операторы игрового кино Александр Княжинский и Георгий Рерберг. Как вспоминал впоследствии создатель «Ёжика в тумане», Жуковский умел даже в самых сложных производственных обстоятельствах сохранять ироничность. У него был свой профессиональный язык: целлулоид он именовал «портянкой», свежие творческие находки — «фенечками». Оператор был также автором шуточного выражения: «Лучше портвейн в стакане, чем Ёжик в тумане»[4][5][2]. В числе новаций, привнесённых Жуковским в анимационную технику, — создание оригинальной модели многоярусного мультистанка, благодаря чему «кинокадр обретал летучесть»[1][6].

Киновед Михаил Ямпольский, сравнивая стилистику «Ёжика…» с лентой «Цапля и журавль», обращал внимание на характер повествования в двух фильмах Норштейна и Жуковского. В «Цапле и журавле» на протяжении всей картины сохраняется «иллюзия реальности», тогда как в истории про Ёжика наблюдается «мерцающее появление-исчезновение мира»: «Цельность здесь уступает место неустойчивому единству разнородных частей». Отход от прежней интонационной целостности связан и с художественными поисками режиссёра, и с «раскрепощённой камерой» оператора, который стремился имитировать «сложные ракурсы и панорамы, характерные для игрового кино»[5]. По мнению художника-мультипликатора Ланы Азарх, «если бы не Саша [Жуковский], Ёжик никогда не был бы в тумане»[7].

В 1979 году Жуковский вместе с Норштейном и художником Франческой Ярбусовой стали лауреатами Государственной премии СССР в области литературы, искусства и архитектуры «за мультипликационные фильмы „Лиса и заяц“ (1973), „Цапля и журавль“ (1974), „Ёжик в тумане“ (1975)»[1].

18 января 1990 года Александру Жуковскому было присвоено почётное звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР» за заслуги в области советского искусства[8].

Он был больше, чем кинематографист, больше, чем кинооператор. Он очеловечивал пространство. Я не могу сказать «он снимал». Нет. Он воздействовал на камеру всем своим существом, всем своим составом на свет, на плёнку, на рисунок. Он одухотворял обычные стёкла, обычный целлулоид. Разницы между огромным павильоном и мультипликационным станком для него не было.

Юрий Норштейн — об Александре Жуковском[6]

Фильмография

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Капков, 2006, с. 260—261.
  2. 2,0 2,1 Норштейн Ю. Б. «Все сказки начинаются с однажды...» // Киносценарии. — 2000. — № 6.
  3. Трояновский В., Изволова И. Острова. Александр Жуковский. Юрий Норштейн вспоминает, рисует, показывает, как рождался неподражаемый «Ежик в тумане» и абсолютно живой и фантастичный, как и все персонажи Гоголя. (Документальный фильм). ТК Культура (19 ноября 2018). Дата обращения: 3 февраля 2021. Архивировано 3 февраля 2021 года.
  4. Норштейн, 2005, с. 154—155.
  5. 5,0 5,1 Ямпольский М. Б. Юрий Норштейн // Союзинформкино. Пресс-информация. — 1983. — № 9 (392).
  6. 6,0 6,1 Горшкова, 2016, с. 438.
  7. Азарх Л. Мультипликаторы // Искусство кино. — 2010. — № 9. Архивировано 9 сентября 2019 года.
  8. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 января 1990 года «О присвоении почётных званий РСФСР творческим работникам». Дата обращения: 7 марта 2021. Архивировано 2 июня 2021 года.

Литература

  • Горшкова Д. В. История российской мультипликации. XX век.. — М.: Издательский дом «Варио», 2016. — 528 с. — ISBN 978-5-91487-089-5.
  • Жуковский Александр Борисович // Энциклопедия отечественной анимации / Составление С. В. Капкова. — М.: Алгоритм, 2006. — 816 с. — ISBN 5-9265-0319-4.
  • Норштейн Ю. Б. Снег на траве. Фрагменты книги. Лекции по искусству анимации. — М.: ВГИК, «Искусство кино», 2005. — 254 с. — ISBN 5-87149-099-9.

Ссылки